Как возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как возместить ущерб в случае повреждения автомобиля в дорожной яме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.
Что делать, чтобы взыскать выплату? Инструкция
Итак, пошагово вам нужно будет выполнить следующие действия.
- Если вы попали в яму или открытый люк на дороге, и в отношении вас вынесено определение о нарушении пункт 10.1 ПДД, то бегом его обжаловать и отменять. Срок на это – 10 дней с даты получения на руки копии определения.
- Оценка стоимости восстановительного ремонта. Делается с помощью независимой экспертизы – практически можно привлечь любую организацию, которая занимается определением ущерба по возмещениям ОСАГО.
- Далее следует обращение в Дорнадзор. Адрес вам подскажут в ГИБДД. В дорожный надзор приходят документы о вашем ДТП, в их числе и акт о ненадлежащем состоянии дороги. Они же чаще всего и составляют протокол о нарушении в отношении обслуживающей данный участок дороги организации. Именно в этот момент вы узнаете о том, что это за организация, и тогда сможете подать в суд уже непосредственно на неё.
- Далее опционально желательно (но не обязательно) подать претензию в ответственную организацию, если вы узнали её по предыдущему пункту, либо в администрацию города. В претензии указать суть ДТП, приложить копии (ни в коем случае не оригиналы – они вам потребуются в суде) документов о ДТП, об оценке ущерба и все чеки о расходах по ДТП (эвакуатор, услуги независимой экспертизы, проезд в транспорте и прочее). В претензии также указать разумный срок для её удовлетворения – 10-15 дней.
Данную претензию отправляете заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений на адрес организации. - Если ваше требование в предыдущем пункте не удовлетворено, то нужно готовить исковое заявление в суд. Иск подаётся по месту совершения нарушения. Если ущерб менее 50 тысяч рублей, то в мировой, если больше, то в районный. К иску уже нужно будет приложить оригиналы документов – тех же.
Таким образом, чтобы взыскать компенсацию через суд, требуется подготовить следующие документы:
- свидетельство о праве собственности на автомобиль,
- копию вашего паспорта,
- исковое заявление на возмещение ущерба,
- документы об экспертной оценке ущерба,
- все чеки и квитанции, имеющие отношение к делу.
Какой размер ямы считается нормальным?
Нам нужен ГОСТ Р50597-201. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками).
Это на данный момент действующий документ, на который мы будем опираться, даже в суде.
Согласно пункту 5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В таблице 5.3, указано, что на дороге не должно быть выбоин, просадок и проломов длиной более 15 сантиметров, шириной более 1 метра и глубиной более 5 сантиметров.
Если хотя бы один параметр превышает цифры, указанные в ГОСТе, то это нарушение со стороны собственника данного участка дороги, так как нарушены допустимые пределы размера ямы, или выбоины. Собственник обычно, это местная администрация, или муниципальное образование.
Попал в ДТП из-за ямы — как быть?
Если водитель повредил автомобиль из-за ямы — случай считается страховым, поэтому КАСКО обязана покрыть ущерб. Для получения выплаты необходимо оформить ДТП по стандартным правилам: вызвать на место происшествия страховщика или сотрудника ГИБДД, и подать заявление. К виновнику случившегося — как правило, дорожной службе, страховая компания обращается без участия пострадавшего. Не каждое дело требует подключения суда, иногда удается закрыть вопрос мирно.
Рассчитывать на страховую выплату может только тот, кто четко соблюдает порядок действий. Что делать после неудачного заезда в яму:
- Привлечь очевидцев для сбора доказательств.
- Детально зафиксировать место ДТП — сделать фото и видео.
- Вызвать инспектора ГИБДД.
- Связаться с дорожной службой, отвечающей за конкретный участок.
- Провести оценку причиненного ущерба.
- Попытаться урегулировать спор без привлечения суда.
- В случае неудачи подать исковое заявление в суд.
Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна
Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:
- Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
- На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
- Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
- Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
- Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
- Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
- Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.
Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.
В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иск подаётся в суд общей юрисдикции по месту нахождения организации-ответчика или её филиала. При этом потребуется оплатить госпошлину в размере, зависящем от стоимости иска, но не менее 400 рублей. Эта сумма, если дело будет выиграно, взыскивается с ответчика.
В заявлении указывается наименование судебного органа, персональные данные сторон процесса, обстоятельства произошедшего с описанием причинённого вреда, доказательства правомерности претензий, требования и цена иска.
К прошению необходимо приложить следующие документы:
- справку о факте ДТП из полиции;
- протокол, составленный сотрудником ГИБДД на месте происшествия;
- постановление об административном правонарушении;
- акт оценки полученного материального ущерба;
- копию досудебной претензии;
- фотографии повреждённого транспортного средства и дорожного покрытия;
- свидетельские показания;
- чеки на эвакуацию автомобиля, почтовые и иные расходы, квитанцию об оплате госпошлины.
В большинстве случаев, при достаточной доказательной базе, суд принимает сторону водителя. Ущерб, нанесённый транспортному средству, затраты на проведение экспертизы и судебные расходы оплачиваются ответчиком. Но для того чтобы предотвратить ДТП, сохранить деньги и время на поиск справедливости важно соблюдать простые правила: следить за погодными условиями, снижать скорость перед лужами и участками с признаками ремонта и объезжать явные дефекты на дорожном полотне.
Какие доказательства необходимо собрать?
Найти ответственное лицо и зафиксировать ДТП — это только полдела. После этого нудно будет доказать свою правоту, что на деле не всегда оказывается простым делом. Даже если размеры ямы превышают все допустимые пределы, а повреждения на автомобиле видны невооруженным взглядом, потребуется собрать официальные доказательства.
Для начала, чтобы обратиться в суд и иметь возможность получить компенсацию, нужно показать, что причиной ДТП стало именно плохое состояние дорожного полотна. Сделать это можно только в том случае, если размеры ямы превышают предельно допустимые. Согласно ГОСТу, определяющему эксплуатационное состояние российских дорог, длина ямы не должна превышать 15 см, ширина — 60 см, а глубина — 5 см.
Что делать, если машина получила повреждения на выбоине
Любой наезд на яму, даже не повлекший серьёзных повреждений машины, приравнивается к ДТП. Однако большая часть водителей не знают этого факта. А ведь он прописан в пункте 1.2 ПДД. Не нужно просто выходить из машины, менять повреждённое колесо на запасное и уезжать с места ДТП.
Хотя практически каждый водитель, если дело не касается повреждения машины на большую денежную сумму, поступает именно так. А некоторым просто лень заниматься отстаиванием своих прав.
Только небольшая часть автовладельцев готовы добиваться возмещения ущерба из-за попадания автомобиля в дорожную яму. Такие люди помнят главное правило и всегда руководствуются им : получить материальную выплату можно только тогда, когда доказательства собраны на месте происшествия, а не после посещения автосервиса и вынесения механиком неутешительного вердикта.
Как и куда обращаться
Виновнику плохого состояния дорог нужно будет отправить досудебную претензию с требованием возмещения ущерба. К претензии приложить акт независимой экспертизы, протокол ДТП и фотографии, которые сделаны незадолго после аварии.
Дорожные службы неохотно идут на досудебное урегулирование дел, поэтому нужно готовиться к тому, что справедливых выплат придется добиваться через суд.
С требованием о возмещении ущерба можно обратиться:
- в муниципалитет — если ДТП случилось на городской улице или в районе поселка или села;
- в районную администрацию — в том числе отвечает за повреждения дорог;
- в дорожные службы, обслуживающие данный участок.
Неужели все так просто?
Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.
Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.
Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.
Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.
Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.
Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.
Мнение эксперта и судебная практика.
Часто на первом заседании предлагается заключить мировое соглашение,но так же часто размер компенсации ответчик занижает в несколько раз. Решать вам, заключать соглашение или нет!
Даже если в отношении вас был применен пункт 10.1 ПДД,можно рассчитывать на компенсацию и размер установит суд. Ни у кого кроме суда нет полномочий определять степень вины. То есть суд определяет степень вины всех участников(водители,дорожные службы) и вам могут присудить как 40% возмещения,так и полную компенсацию расходов.
Из судебной практики: Виновника бывает установить не просто. Суд указал, что отсутствие люка на водоканале не означает, что виновата будет эксплуатирующая организация. Ответственность с водоканала переложили на администрацию.
Обращение в дорожную службу
Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог, ответственными за их состояние, являются исполнительные органы государственной власти, администрация муниципальных образований, юридические и физические лица.
Отвечать за причинение ущерба из-за некачественного дорожного покрытия могут также обслуживающие организации, работающие по контракту с федеральной или местной администрацией.
К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.
Какие документы понадобятся для суда?
К судебным прениям стоит отнестись внимательно. Положительное решение судебной комиссии возможно только при обширной доказательной базе и полноте собранной документации. Самостоятельно оформить ДТП при попадании в яму не получится, так как в аварии участвовала только одна машина. Нужно дождаться полицейских, а до этого заниматься сбором доказательств.
Для суда важны свидетельские показания очевидцев, поэтому нужно постараться их получить. Лучше не медлить, ведь люди быстро покидают место аварии. Важно иметь фотографии с места ДТП. А вот что на таких фотках должно быть отчетливо видно:
- Адрес места ДТП. Следует сфотографировать авто на фоне таблички, на которой название улицы.
- Государственный номер машины.
- Полученные повреждения.
- Яма, ставшая «виновницей» аварии.
- Отсутствие предупреждающего знака и заграждений.
Что должны знать водители в РФ?
Независимо от постоянно поступающих от водителей жалоб на качество дорог в РФ, отвечающие за них службы не торопятся принимать меры. Разумеется, при езде по плохим дорогам автомобилисты должны быть осторожны. Приходится ездить на малой скорости и следить за ямами, стараясь их объезжать. Только в плотном потоке движения, особенно в час пик, это бывает невозможно.
Повреждение колеса
Нетрудно предсказать итог попадания колес в глубокую яму с острыми краями:
- погнется или треснет колесный диск;
- пострадает подвеска;
- испортится резина;
- деформируется полуось;
- выйдет из строя шаровая;
- порвется сайлентблок.
Ущерб может исчисляться тысячами рублей, в зависимости от стоимости запчастей для ремонта. Многие не знают, но если вы попали в яму на дороге и транспортное средство получило ущерб, вы можете получить компенсацию – это совершенно законно. Главное построить эффективную линию защиты. Попадая в яму на дороге, обращайтесь в страховую фирму с заявлением или направляйте его в суд. Разумеется, процедура запутанная и сложная, но без этого на компенсацию материального ущерба можно не рассчитывать.
Дорожники «сели в лужу»: как заставить оплатить ремонт провалившейся в яму машины
В Омске дорожную службу обязали оплатить ремонт машины, которая провалилась в полуметровую яму в луже. Водителю не хотели компенсировать полную стоимость ремонта, так как, по мнению местных судов, он мог объехать аварийный участок по другой дороге и тогда бы не попал в ДТП. Верховный суд объяснил, что степень вины дорожников не зависит от того, видно яму или нет. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов – подробнее. Водители не должны мерить лужи на дороге. Если яма – большая и нет соответствующих предупреждающих знаков, за поломку машины полностью отвечают дорожники. Это подтвердил Верховный суд, разбирая очередной случай, произошедший на разбитой дороге. В Омске водитель въехал в лужу, расположившуюся от бордюра до бордюра. Автомобиль провалился в глубокую яму, которую не было видно под водой. В итоге она залила двигатель. Инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца в этом нет. Он потребовал от дорожников оплатить ремонт, но местный суд взыскал с них только треть нужной суммы. По мнению судьи, водитель сам проявил грубую неосторожность – полез в лужу, хотя мог поехать в объезд. Местные дорожники объяснили, что в такие ДТП, когда машина проваливается в яму, чаще всего попадают невнимательные лихачи. Хозяева дорогих машин ездят аккуратнее, они редко обращаются в суды.
В дорожном законе есть пункт, на который можно списать любую аварию: при какой-либо опасности водитель должен сбросить скорость, вплоть до полной остановки, объясняет автоюрист Сергей Радько. Но в омской ситуации местные суды явно перестарались, так как разглядеть яму под водой просто невозможно.
РАДЬКО: Под грубой неосторожностью в подобных случаях понимается, например, нарушение правил дорожного движения. То есть, если, допустим, водитель ехал с большой скоростью, не учёл дорожные условия и это способствовало ДТП, то в этом случае в возмещении ущерба может быть отказано. Либо он может быть снижен. Если он никакого пункта правил не нарушил и никакого ограждения не было, то оснований думать, что он знал о наличии ямы в этой луже, тем более такой большой, здесь нет.
По ГОСТу дорожная выбоина 15 на 60 сантиметров и глубиной больше 5 сантиметров должна быть огорожена. Яма, в которую влетел водитель из Омска, была в 10 раз глубже нормы. Об этом напомнил Верховный суд, отправляя дело о компенсации на пересмотр. Водитель не обязан объезжать лужу, если нет ограждения или указателя «Объезд». В таких случаях можно смело подавать в суд на дорожников за разбитую машину. Но ремонтники тоже хитрят: ставят знак «Неровная дорога» ближайшие 5 – 15 километров. Подъезжая к такому участку, водитель должен понимать, что здесь выбоины – «в законе», говорит Сергей Радько, и пробитое в яме колесо никто не оплатит.
РАДЬКО: Если есть знак «Неровная дорога» и какое-то ограничение скорости, то в этом случае, если водитель этого не учёл и поехал дальше, тогда можно говорить о наличии в его действиях неосторожности, которая могла повлечь ущерб. Но если этих ограничений не было, то водитель не должен был полагать, что эта дорога ГОСТу не соответствует, есть какие-то скрытые под водой выбоины, открытые колодцы и т.п.
Наличие разбитых в дорожном провале деталей должен зафиксировать инспектор ГИБДД. Он составит справку о ДТП и дефектах дороги. Но всё, что меньше 5 сантиметров – это не яма. Юристы предупреждают: нередко инспекторы выносят определение об отказе в возбуждении дела. То есть, если водитель куда-то попал колесом – значит сам виноват, был неосторожен. В суде надо доказать, что автомобилист попал в ДТП из-за ямы неумышленно и физически не мог его избежать. Полис ОСАГО такие случаи не покрывает, да и по каско не всегда можно получить компенсацию.