02. Требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в электроустановках
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «02. Требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в электроустановках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Документ состоит из трех основных разделов: введения, основной части и заключения. Унифицированной его формы не предусмотрено. Каждая из организаций вправе разрабатывать и использовать ту вариацию бланка, которую сочтет наиболее удобной.
Стажировка в целях охраны труда
В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
При этом работодатель должен обеспечить обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.
Обратите внимание: Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок).
Обязанность лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проходить стажировку на рабочем месте также установлена Порядком и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст (далее – ГОСТ 12.0.004-2015).
Согласно п. 9.9.1 ГОСТ 12.0.004-2015 стажировка проводится для приобретения навыков и умений (компетенции) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции), а также для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.
1.1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее – Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.
Требования Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций (далее – работники), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.
Требования охраны труда, обусловленные особенностью эксплуатации специализированных электроустановок, в том числе контактной сети электрифицированных железных дорог, городского электротранспорта, устанавливаются отраслевыми правилами по охране труда, а также отражаются в нормативных документах по обслуживанию данных электроустановок.
1.2. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
- Устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа
- В целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ
III. Охрана труда при оперативном обслуживании и осмотрах электроустановок
3.1. Оперативное обслуживание электроустановок должны выполнять работники субъекта электроэнергетики (потребителя электрической энергии), из числа оперативного и оперативно-ремонтного персонала, а также работники из числа административно-технического персонала в случаях предоставления соответствующих прав оперативного (оперативно-ремонтного) персонала, имеющие V группу по электробезопасности при эксплуатации электроустановок выше 1000 В, IV группу по электробезопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В.
Право оперативного обслуживания предоставляется административно-техническому персоналу на основании ОРД организации (обособленного подразделения).
3.2. В электроустановках напряжением выше 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, и старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности не ниже IV, остальные работники в смене – группу не ниже III.
В электроустановках напряжением до 1000 В работники из числа оперативного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, должны иметь группу по электробезопасности не ниже III.
3.3. При осмотрах электроустановок, перемещении техники и грузов не допускается приближение людей, гидравлических подъемников, телескопических вышек, экскаваторов, тракторов, автопогрузчиков, бурильно-крановых машин, выдвижных лестниц с механическим приводом (далее – механизмы) и технических устройств цикличного действия для подъема и перемещения груза, гидравлических подъемников, телескопических вышек (далее – подъемные сооружения), а также токопроводящей части стрелы при использовании подъемника (вышки) с изолирующим звеном к находящимся под напряжением неогражденным или неизолированным токоведущим частям на расстояния менее указанных в таблице №1.
Таблица №1. Допустимые расстояния до токоведущих частей электроустановок, находящихся под напряжением
Напряжение электроустановок, кВ | Расстояние от работников и применяемых ими инструментов и приспособлений, от временных ограждений, м | Расстояния от механизмов и подъемных сооружений в рабочем и транспортном положении от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м |
---|---|---|
ВЛ до 1 | 0,6 | 1,0 |
Остальные электроустановки: | ||
до 1,0 | не нормируется (без прикосновения) | 1,0 |
1,35 | 0,6 | 1,0 |
60 (постоянный ток) – 110 | 1,0 | 1,5 |
150 | 1,5 | 2,0 |
220 | 2,0 | 2,5 |
330 | 2,5 | 3,5 |
400 (постоянный ток) – 500 | 3,5 | 4,5 |
750 | 5,0 | 6,0 |
1150 | 8,0 | 10,0 |
Охрана труда – это многоуровневая система, направленная на сохранение человеческих жизней и здоровья в процессе труда. В Российской Федерации свою практическую реализацию она получает за счет утвержденных нормативно-правовых актов. Главным документом в области является ТК РФ. Он закрепляет требования относительно обучения сотрудников, проверки знаний и выполнения других обязательных мероприятий.
Охрана труда относится к приоритетным направлениям государственной политики, поскольку ежегодно в мире регистрируется более 340 миллионов несчастных случаев на производстве. Регулярно Международная организация труда обновляет эти данные, изменения которых показывают рост количества ЧС и ухудшений состояния здоровья сотрудников предприятий разной специфики деятельности.
Впервые концепция о создании безопасных условий труда была описана в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. С течением времени институт ОТ претерпел ряд изменений, поскольку во многих странах возникала острая необходимость соединения системы управления охраной труда с ее локальным регулированием у конкретного работодателя. В связи с этим в России был принят ряд новых законодательных актов.
На заметку! Последние изменения ввели новый порядок допуска сотрудников к самостоятельной деятельности.
С 2022 году приступить к выполнению своих должностных обязанностей смогут только те работники, которые прошли стажировку. Данное условие стало обязательным как для юридических лиц, так и для ИП. Отсутствие стажировки на рабочем месте относится к прямым нарушениям действующего законодательства об ОТ, поэтому грозит работодателю дисциплинарным, административным или уголовным наказанием.
Ужесточение требований позволило сформировать тенденцию к снижению производственного травматизма как в совокупности, так и по отдельным отраслям деятельности. Только полное соблюдение норм, правил и запретов гарантирует сохранность человеческих жизней и здоровья в процессе работы. В связи с этим каждому работодателю нужно знать порядок допуска к самостоятельной работе и неукоснительно соблюдать его в организации.
Порядок допуска вновь принимаемого персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (МДС 12-53.2010), Образец (форма) №М РД СУОТ-19
Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .
МДС 12-53.2010 Приложение N 4 к приказу МП-10
1 Данный регламентный документ разработан на основе норм Трудового кодекса РФ, СНиП 12-03-2001 и других взаимосвязанных с ними нормативных правовых актов, регламентирующих порядок допуска вновь принимаемых работников к выполнению работ (самостоятельной работе), к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда. 2 В соответствии с требованиями законодательства по охране труда к работникам, выполняющим работы в условиях действия опасных производственных факторов, связанных с характером работы, предъявляются дополнительные требования по безопасности труда. К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, допускаются следующие лица: а) не имеющие ограничений по применению труда женщин и подростков (ст.263 и 265 ТК РФ); б) прошедшие при поступлении на работу предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры и признанные годными для выполнения поручаемой работы (ст.213 ТК РФ); в) обеспеченные бесплатно согласно действующим нормам средствами индивидуальной защиты (ст.221 ТК РФ); г) прошедшие обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и последующим прохождением периодического обучения по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда в период работы, а также инструктажа по охране труда (ст.225 ТК РФ). Перечень профессий работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, приведен в приложении N 1. 3 Прием персонала на работу по Перечню профессий и видов работ согласно п.2 должен осуществляться отделом кадров только при отсутствии у работников противопоказаний по возрасту и полу, а также признания их по результатам предварительного медосмотра годными к выполнению работ согласно профессии и квалификации. После оформления документов о приеме на работу отдел кадров выдает принятому работнику Личный листок контроля проведения мероприятий допуска к работе вновь принимаемого персонала по форме приложения N 2. 4 Из отдела кадров работник направляется в службу охраны труда, которая проводит с ним вводный инструктаж по охране труда с регистрацией его проведения в журнале вводного инструктажа и Личном листке контроля работника. После этого работник совместно со специалистом по охране труда направляется на склад, где ему выдаются средства индивидуальной защиты в зависимости от его профессии и подготовленности. Специалист по охране труда делает отметку о выдаче СИЗ в Личном листке контроля работника. 5 Практическая подготовка допуска работника к выполнению работ осуществляется в зависимости от профессии и квалификации работника в производственном подразделении или учебном центре, где он проходит производственную подготовку и куда он поступает вместе с Личным листком контроля. 6 В процессе производственной подготовки работник проходит обучение безопасным методам производства работ и стажировку под руководством опытного работника. После прохождения стажировки он проходит аттестацию и получает допуск к самостоятельной работе. Заполненный Личный листок контроля передается для хранения в отдел кадров.
Ростехнадзор разъясняет: Допуск персонала на работы на ПС
Вопрос от 30.04.2020:
Слесаря по ремонту автомобилей привлекают к работам на ж/д кране (он обучен). Как правильно должен быть оформлен допуск и стажировка?
Ответ: Согласно п. 1.1 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, такие медицинские осмотры проводятся в отношении работников, выполняющих работы на высоте, работы по обслуживанию подъемных сооружений, включая работы в качестве крановщика (машиниста крана).
Согласно части 1 статьи 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Кто должен проходить стажировку
Стажировка необходима не всем работникам, а только тем, должностные обязанности которых обуславливают воздействие на их организм вредных производственных факторов.
В правовых актах регламентирован перечень сотрудников, которым нужно организовать обучение и практику, а также обстоятельства, при которых необходимо повторение процедуры. Стажировка обязательна для водителей, которые будут перевозить пассажиров или грузы, а также для сотрудников энергетической области. При перерывах в работе, эти специалисты должны пройти повторное обучение. По остальным профессиям необходимость стажировки определяется работодателем.
На каждом предприятии ответственным специалистом должен быть разработан и утвержден список работников, которые при приеме на работу должны стажироваться. Также необходимо указать сроки проведения мероприятия. Для руководителей и ответственных специалистов, стажировка длится от двух недель до месяца Работники, не имеющие опыта работы и квалификации, могут обучаться до шести месяцев. Обучение для людей рабочих профессий, имеющих определенную квалификацию, длится до трех недель. Этого же времени достаточно для возобновления имеющихся навыков после перерыва в работе.
Как составляется документация после стажировки
Приказ по пожарной безопасности и о порядке действий сотрудников
После приобретения навыков и опыта в работе сотрудника необходимо официально допустить к исполнению должностных обязанностей, для этого выполняется следующее:
- В соответствии с требованиями издается распорядительный акт на предприятии. В содержательной части указываются полные инициалы, дата начала и окончания проведения стажирования и когда можно приступить к самостоятельной деятельности.
- Руководитель производственного участка или группы обязан провести проверку приобретенных знаний, в том числе как безопасно эксплуатировать оборудование или как ходить по территории объекта.
- Подписать приказ о допуске следует собственноручно с датой.
К выполнению обязанностей можно приступать с даты, указанной в распорядительном документе.
1.3.7. Допуск к самостоятельной работе вновь принятые работники или имеющие перерыв в работе более 6 месяцев в зависимости от категории персонала получают право на самостоятельную работу после прохождения необходимых инструктажей по безопасности труда, обучения (стажировки) и проверки знаний, дублирования в объеме требований правил работы с персоналом.
Поступающему на работу разъясняются значение и условия работы энергетических предприятий, их характерные особенности и связанные с ними требования, предъявляемые к персоналу.
Все вновь принятые на работу лица проходят вводный инструктаж по ТБ и ПБ. Вводный инструктаж проводится инженером по охране труда в целях дать общие представления о правилах ТБ, промсанитарии и ПБ. Во время проведения вводного инструктажа должны быть разъяснены: правила внутреннего трудового распорядка; правила поведения на территории предприятия, в производственных и бытовых помещениях; основные виды опасности при нахождении на территории и в цехах предприятия; значение предупредительных надписей, плакатов, звуковой и световой сигнализации; одновременно должны быть указаны номера телефонов, по которым необходимо звонить в экстренных случаях (пожар, несчастный случай, аварийное состояние оборудования и пр.).
Согласно Трудовому кодексу стажировка может длиться от 2 до 14 рабочих смен.
Не нужно путать это время с испытательным сроком, который в большинстве случаев длится 3 месяца, в некоторых организациях – полгода. При необходимости может быть продлен работодателем на более длительный срок, если он полагает, что сотрудник еще не готов самостоятельно выполнять профессиональные обязанности, точнее, нести за них ответственность, отвечать за правильность своих действий, собственную безопасность и безопасность окружающих при совершении конкретного вида работ.
Есть специальности, где стажировка – обязательная часть входа в профессию.
Например, водители любого вида транспорта без стажировки к работе не должны допускаться, так как они имеют дело с особо опасным для жизни оборудованием – автомобилем.
Этот смысл отражает 3.2 пункт РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Ссылка на Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке, которое утверждалось Минавтотранспортом 20 января 1986 года, будет в этом случае нелишней.
Но любая профессиональная деятельность подразумевает полезное действие, а не только отсутствие вреда, поэтому задача наставника, который приставляется к каждому стажирующемуся сотруднику, – обеспечить условия. Последние должны максимально способствовать становлению профессиональных навыков, наработке опыта стажера.
Как организовать работу с персоналом
Подготовка работников проводится по Правилам работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденным приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 (п. 39 ПТЭЭП). Они не распространяются только на владельцев электроустановок — физических лиц.
Организация издает Порядок работы с персоналом — локальный акт, который утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. В Правилах № 796 нет требований оформлять его как ЛНА, то есть с учетом мотивированного мнения профсоюза.
Порядок работы с персоналом разрабатывается на основе Правил № 796. По сути, это адаптированный под конкретного работодателя нормативный документ. Организация может дополнить Порядок, распространив его действие не только на электротехнический и электротехнологический персонал, но и на других специалистов компании.
Работа с совместителями проводится в полном объеме: по основной и совмещаемой должностям.
Категории работников у владельцев электроустановок:
- неэлектротехнический персонал, у которого опасность поражения электротоком связана только с бытовой, офисной и компьютерной техникой — бухгалтерия, юристы, кадровики и другие офисные работники;
- электротехнический и электротехнологический персонал, непосредственно обслуживающий электроустановки или контролирующий работу на них.
Неэлектротехнический персонал относится к инструктируемому. Ему достаточно присвоить I группу по электробезопасности в соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок № 903н.
Электротехнический и приравненный к нему электротехнологический персонал — это квалифицированные работники. Они проходят специальную подготовку по формам работы с персоналом в Правилах № 796. Такие рабочие и специалисты должны иметь группу по электробезопасности II и выше, в соответствии со сложностью выполняемых ими работ в электроустановках.
Категории электротехнического персонала:
- административно-технический — руководители и специалисты, которые организуют техническое и оперативное обслуживание, монтажные, наладочные и ремонтные работы в электроустановках (ЭУ);
- оперативный — персонал, занятый оперативным обслуживанием ЭУ, то есть осмотрами, оперативными переключениями, работами по текущей эксплуатации;
- ремонтный — работники, выполняющие ремонт, сервисное обслуживание, монтаж и пусконаладку электроустановок, технических устройств на них;
- оперативно-ремонтный — персонал с функциями оперативного и ремонтного персонала (как правило, у потребителей это основная категория);
- диспетчерский — работники, уполномоченные вести оперативные переговоры и отдавать команды на управление режимами работы электроустановок;
- вспомогательный — рабочие, занятые обслуживанием рабочих мест и производственного оборудования (фельдшеры, уборщики, рабочие по комплексному обслуживанию зданий и сооружений и другие).
Какие мероприятия нужно включать в Порядок работы с персоналом
По Правилам № 796 работники владельцев электроустановок проходят следующие виды обязательной подготовки:
- аттестацию по промышленной безопасности, энергетической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений;
- обучение по охране труда в соответствии с Правилами от 24.12.2021 № 2464;
- подготовку по пожарной безопасности — ст. 25 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ, приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806;
- инструктажи по охране труда и противопожарные инструктажи для электротехнического персонала;
- противопожарные тренировки для оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала;
- повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования;
- стажировку на рабочем месте для работников, занятых в условиях с вредными и опасными факторами, а также для лиц, которым это обязательно по Правилам № 2464.
Кто может допустить к работе
К работе допустить может либо сам работодатель (ИП), либо уполномоченный представитель работодателя, издав, к примеру, приказ о допуске к работе. Представителем может быть лицо, которое наделено полномочиями по найму работников (абз. 2 п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Полномочия эти должны быть четко прописаны в учредительных документах или локальных нормативных актах. Таким лицом может быть как руководитель организации, так и руководитель филиала, главный бухгалтер, начальник отдела кадров или любой другой работник. Причем в отношении разных лиц желательно установить отдельные категории работников, которые могут быть ими допущены к работе. Например, начальник склада может быть уполномочен осуществлять фактический допуск к работе сотрудников своего подразделения – грузчиков и подсобных рабочих.
Новые правила выдачи наряда
Если раньше было необходимо заполнение наряда-допуска для работы в электроустановках, то теперь можно передать документ по электронной почте. Правда, его все равно нужно будет распечатать в таком же количестве экземпляров. Даже в связи с изменениями в правилах осталась необходимость заполнять все графы. Вместо подписи нужно проставить инициалы того, кто разрешил работы, и его должность.
Подписывает документ работник, который заполнял пустые строчки. Правилами разрешено назначить допускающего и наблюдающего в одном лице. В этом случае допуск бригады к работе в электроустановках выдается в двух экземплярах. Действует документ в течение пятнадцати дней. Продлить его можно только один раз и тоже на пятнадцать дней. В случае перерывов в работе наряд действует до окончания своего срока.
Продлевать разрешение имеет право человек, который с самого начала заполнял бланк, или другой сотрудник, имеющий право выдавать разрешение. Информацию о продлении срока можно передать по радиосвязи или телефону, только ее все равно нужно записать. Точнее, необходимы данные человека, который разрешил продление срока.
Когда работы закончились, допуск персонала к работе в электроустановках уже не нужен, но от него не избавляются. Необходимо хранить документ в течение месяца. Только по прошествии срока его уничтожают. Если во время ремонта произошел несчастный случай, авария или еще какое-то происшествие, то бланки наряда-допуска добавляются к материалам, которые собраны во время расследования, и хранятся вместе с ними.
Допуск работника к работе: очевидное и непонятное
Если спросить любого руководителя или сотрудника службы управления персоналом, каждый сможет ответить, был ли допущен некий кандидат на работу или нет.
Но тем не менее, начав выяснять такие вопросы, как «А что такое допуск к работе?», «Как он оформляется?», «Знает ли работник что он допущен к работе и когда?», сразу же выясняется, что работодатель очень приблизительно понимает суть этого процесса, и часто должностные лица компании дают разные варианты того, что такое допуск к работе.
Многие путают понятие «допуска к работе» с датой, которая указана в трудовом договоре как время приема на работу.
При этом, в отдельных случаях это действительно может быть так, но только тогда, когда трудовой договор подписывается с работником ВСЕГДА до первого дня приема на работу, а именно не в первый день, ни в течении трех рабочих дней, которые даны работодателю по ст.
68 Трудового кодекса РФ, а всегда ранее этой даты, как минимум накануне.
Если же трудовой договор может быть подписан с работником в первый день работы (самая распространенная практика на сегодня в российских компаниях) , то такое определение, что допуск это дата указанная в трудовом договоре, уже не подходит. Да и вообще, не рекомендуется путать эти два понятия, так как в противном случае работодатель сам ставит себя в тупик в случае, если работник не выйдет на работу в оговоренные в трудовом договоре сроки.
Многие считают, что допуск к работе это когда работник фактически начал выполнять должностные обязанности. Но ведь с момента допуска, мы должны были начать работника табелировать и оплачивать ему как рабочее время. А многие ли работодатели так действительно делают? Могу точно сказать, что нет. Приведу только один пример.
Если все документы о приеме на работу оформляются в первый день работы, то работодатель до подписания трудового договора обязан ознакомить работника с локальными нормативными актами под роспись.
То есть сначала работодатель (в первый день приема на работу) знакомит работника с локальными актами, потом подписывает трудовой договор, потом проводит инструктаж по охране труда, и только потом работник фактически оказывается на своем рабочем месте и может приступить к работе.
И в этот день у работодателя в табеле учета рабочего времени проставлена отметка «Я» и стоит 8 часов.
То есть исходя из логики табелирования получается, что работодатель уже ознакомление с локальными нормативными актами считает допуском, раз протабелировал это время и готов его оплачивать? Ведь если бы работодатель действительно считал допуском время, когда работник фактически приступил к работе, при таком порядке оформления документов и кадровых процедур в табеле учета рабочего времени в первый день должно стоять меньшее количество часов, чем 8? Вот об этом и речь. Что сам работодатель часто озвучивает на словах одно понятие «допуска», а своим же ведением табеля противоречит своему же определению.
«А что критически важного в этой теме?», — спросите вы. Ну допуск и допуск, ну не можем четко определить что это такое, в чем проблема-то, главное что мы с работником друг друга хорошо понимаем. А вот и нет. Не понимаете. И проблема есть.
С 1 января 2014 года в Трудовом кодексе были скорректированы ряд статей, например 16, в которых добавилась новая формулировка о том, что допуск к работе осуществляет работодатель или уполномоченное им лицо, а с 1 января 2015 года в Кодексе РФ об административных правонарушениях добавилось новое основание для привлечения к административной ответственности – ст. 5.27 п.2 о допуске к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель далее отрицает факт начала трудовых отношений. При этом за такой административный проступок предусмотрен административный штраф только на должностное лицо, то есть именно на того, кто допустил соискателя к работе, не будучи на это уполномоченным. А в Трудовом кодексе предусмотрено право работодателя взыскать материальный ущерб с такого работника который осуществляет несанкционированный допуск.
И это мы сейчас только говорим о тех изменениях, которые были приняты в Трудовой кодекс и Кодекс РФ об административной ответственности за последний год.
А на чем базируются эти требования? Неужели у работодателя нет других нарушений гораздо более тяжелых? Вопрос заключается в том, что в последние 5 лет появилась новая судебная и даже ирспекционная практика между соискателями и работодателем по спору связанному с тем, были ли работник допущен к работе или нет? С какого момента производилась оплата работнику работы? И вот эта вот судебная и инспекционная практика и вылилась в то, что были скорректированы нормы законодательства.
Что из всего этого следует? Давайте коротко и по сути:
Первое: каждому работодателю необходимо ДОКУМЕНТАЛЬНО уполномочить должностных лиц компании (или одно должностное лицо) осуществлять допуск к работе соискателей. Этом может быть сделано в виде приказа, доверенности, локального акта и др.
Второе: необходимо четко определить, что именно у вас является допуском к работе (законодательного требования о том, что такое «допуск» нет.
Есть только процедуры, построенные вокруг этого допуска: проведение инструктажей по охране труда, подписание трудового договора, приказа о приеме на работу, аннулирования трудового договора), также прописать это (например, в локальном акте) и знакомить с этим документом соискателей.
Третье: быть готовым при прохождении инспекционной проверки четко отвечать на вопрос, что такое допуск, каким документом он оформляется и кто уполномочен допускать работников к работе.
И самое главное, помнить, что, то о чем я сейчас пишу, мы должны были сделать еще с 1 января аж 2014 года.