Когда ставить зимнюю резину по закону в 2023 году?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину по закону в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.
Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?
На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».
На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.
На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.
Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:
- Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
- Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
- Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).
Штраф за зимнюю резину летом: сумма, сроки и все нюансы
Во избежание недоразумений, сразу подчеркнём: мы ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные шины летом. Это чрезвычайно мягкие покрышки со специальным, зимним рисунком, созданные для езды по снегу и льду, а не по горячему летнему асфальту. Тем не менее, их использование летом возможно и оправданно при одном важном условии – сильном износе протектора.
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
-
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
-
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
-
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;
-
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Ответственность за неподходящую резину
Как часто случается с другими законами запрет был введен, но ответственности, наступающей за его нарушение, нет. На сегодняшний день законодательно не установлена какая-либо санкция за неправильное использование сезонной резины. Это связано с тем, что соответствующая статья все еще не была внесена в административное законодательство.
В Государственной Думе находится несколько проектов по ее внесению, но пока что невозможно говорить о сроках и возможности их принятия. В любом случае этого не произойдет ранее следующего года. Однако водителю следует отличать это нарушение от схожих, ответственность за которые уже была установлена. К таким относится использование поврежденной покрышки или резины, непригодной к использованию в связи с износом или иными факторами.
Причиной многих дорожных аварий нередко являются шины, неподходящие для данного времени года. Почему надо выбирать правильное изделие?
Летние покрышки отличаются от зимних целым рядом характеристик, к примеру:
- разный состав резиновых масс, из которых изготовлены шины. Летом из-за обилия прямых солнечных лучей асфальтовое покрытие сильно нагревается. Автомобиль нуждается в шине, которая не расплавится на дороге. В то же время при морозе и гололеде резина не должна замерзнуть, иначе лопнет на холодном асфальте;
- зимние шины обладают липучками, шипами и прочими «штучками», которые увеличивают надежность сцепки с дорогой. Но в неподходящих погодных условиях они скорее мешают ездить, чем помогают;
- разный рисунок протектора. В теплое время года с глубоким рельефом на изделии нелегко справиться на дороге, особенно в дождливую погоду, а в холодный период – он, наоборот, необходим для безопасного движения.
Нормативная база КоАП
Все административные правонарушения, которые касаются дорожного движения, описаны в главе 12 настоящего кодекса.
Но основания для наложения штрафных взысканий за несезонную резину являются статьи Таможенного союза, наказывающие владельцев за:
- зимние шины, имеющие рельеф глубиной от 4 мм, эксплуатируются не по сезону, то есть май-сентябрь;
- летние покрышки установлены на авто в холодное время года (декабрь-февраль);
- за разные комплекты шин, находящиеся на одной автомашине, взыскание не накладывают. За исключением тех случаев, когда используются вместе покрышки с шипами и без них.
Каждой покрышке – свой сезон
Сезонность эксплуатации резины придумали неслучайно, так как езда на летней резине зимой очень опасна. Такие покрышки на холоде становятся твердыми, как пластик, что повышает риск заноса и «вылета» на встречную полосу. По этой же причине сильно возрастает длина тормозного пути. На обледенелой поверхности или плотно укатанном снегу автомобиль на летних колесах просто не сможет сдвинуться с места и начнет пробуксовывать.
Зимние шины изготавливаются из более мягкой резины, нежели летние. Применение таких покрышек в теплый период также влечет множество проблем:
-
заметно возрастает тормозной путь;
-
увеличивается расход топлива;
-
ухудшается управляемость автомобиля;
-
существенно ускоряется износ шин, шипы начинают вылетать;
-
имеет место повышенный шум при передвижении по причине сопротивления качению;
-
создается колейность асфальтового покрытия.
Установка на одну ось летних покрышек, а на другую шипованной резины – не лучший выход. Подобные «фокусы» сразу сказываются на эффективности торможения. При вхождении в поворот заметно увеличивается вероятность заноса из-за разного коэффициента сцепления с дорожным покрытием.
Использование покрышек в соответствии с сезоном – не просто дань моде или нормативное требование закона. Это гарантия безопасности для себя и других участников дорожного движения. Не стоит подходить к такому вопросу формально, ведь на кону стоит жизнь и здоровье людей.
Как докатывать фрикционки летом
Ещё раз подчеркнём, что ни в коем случае не призываем эксплуатировать зимние фрикционные покрышки летом. Докатывать их можно лишь при строгом соблюдении ПДД и должных навыках в управлении автомобилем. Оставаться на «зиме» рекомендуется лишь непродолжительное время, за которое можно подкопить средства на новые покрышки. И вот почему:
-
зимние шины имеют относительно плохое сцепление с асфальтом;
-
такие покрышки увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость в летний период;
-
протектор зимних шин не может выводить из пятна контакта большое количество воды – эффект аквапланирования наступает раньше;
-
фрикционные шины летом быстро изнашиваются.
Существует несколько понятий, известных каждому водителю авто. Это:
- Протектор (по-латински «тот, кто прикрывает») – технический элемент резинового ската, который сохраняет его внутреннюю часть от повреждений и обеспечивает максимальное сцепление колес с покрытием дороги.
- Покрышка – это шина, а в просторечье «обувь» для авто. Толстый резиновый чехол, надеваемый на камеру автомашины.
- Штраф – материальное взыскание, налагаемое за правонарушение.
- Предупреждение за нарушение ПДД – официальное указание сотрудника ГИБДД на совершение противоправных действий. Профилактическая мера, применяемая во избежание опасных ситуаций на дрогах.
- КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) – нормативный акт, которым упорядочены правила привлечения к ответственности лиц по нарушениям гражданского характера.
- Штраф за резину не по сезону отсутствует в КоАП.
- Запрет на покрышки, не соответствующие времени года, есть только в Техническом регламенте ТС, который носит рекомендательный характер.
- Летом (июне, июле и августе) нельзя использовать шипы.
- С сентября по май на машине устанавливаются только зимние шины как с шипами, так и без шипов.
- С марта по ноябрь предусмотрено управление ТС с летней резиной.
- Всесезонные покрышки используются круглый год, но зимой – только при наличии специальной маркировки.
Производите ли вы замену по сезону? Выписывали ли вам штраф за зимние шины летом? Расскажите свою историю.
Основные положения Техрегламента
Штраф за отсутствие зимней резины может быть наложен, однако не все так однозначно. Закон, который регламентирует использование зимних покрышек, содержит следующую информацию:
- Описывает характеристики зимней резины и дает ее понятие. Но технические особенности напрямую зависят от грузоподъемности машины и ее типа.
- Штраф за отсутствие зимней резины в России может быть наложен сотрудником ГИБДД только в том случае, когда колеса не соответствуют предписанным характеристикам и не подходят для использования в зимний период времени.
- Штраф может быть заменен предписанием, если присутствует лишь небольшая неточность в описании покрышек.
Многих водителей волнует вопрос, полагается ли штраф за отсутствие зимней резины, если используются всесезонные покрышки. В Техрегламенте такого понятия не существует. При изучении колес, которые используются летом и зимой, принимаются во внимание технические характеристики резины и ее маркировка.
Требования к протекторам
Каков штраф за отсутствие зимней резины, сколько придется платить, волнует многих водителей. Несмотря на то что закон не предусматривает наказание за езду в холодное время года на летних покрышках, владелец транспортного средства может быть оштрафован. Сотрудник ГИБДД может проверить остаточную глубину протектора и, если она не соответствует определенным требованиям, сумма взыскания будет составлять 500 рублей.
Требования к колесам, изложенные в правилах дорожного движения, следующие:
- На обледенелой дороге и заснеженном покрытии могут использоваться шины, которые имеют маркировку.
- Значок представляет собой заснеженную вершину с тремя пиками. Внутри нее изображены снежинки.
- Обязательно должны присутствовать знаки: M+S; M&S; M S.
- Признаки износа исключены.
- Остаточная глубина покрышек должна быть не более 4 мм.
Почему нельзя зимой ездить на летней резине
Эксплуатация летний резины в зимних условиях опасна как для самого автомобилиста, так и для других участников дорожного движения. Дороги зимой могут иметь наледь, покрываться толстым слоем снега, да и просто асфальт меняет свои характеристики, в связи с холодной температурой. Почему запрещено использовать летние шины в условиях холодного времени года:
- существенно увеличивается тормозной путь, потому что резина не приспособлена к езде по снегу и льду:
- сцепление с дорогой уменьшается, поэтому снижается маневренность транспортного средства:
- покрышки быстро изнашивается, потому что резина не предназначена для воздействия острого льда и холодного снега.
Конечно, ответственность за износ покрышек полностью лежит на владельце транспортного средства. По мере их порчи необходимо заменять старые колеса на новые. Но если их технические характеристики не соответствуют нормам, принятым для соответствующего времена года, то на водителя может быть наложен штраф.
Есть ли запрет на шипованную резину летом
Сегодня запрета ездить летом на шипованной резине в России нет.
Но, Регламент таможенного союза, о котором мы писали выше, устанавливает для стран Таможенного союза следующие правила:
- Шипованная резина должна быть установлена на все колеса автомобиля.
- Запрещено использование шипованных шин в летние месяцы — с июня по август.
- Предельное число шипов на погонный метр протектора — 60 штук. Это требование применяется к резине, изготовленной после 1 января 2016 года. Правда, допускается и большее количество шипов на шине, если специальными испытаниями будет установлено, что они не вызывают значительный износ дорожного покрытия и обеспечивают хорошие сцепные свойства.
Поэтому, возможно, что в скором времени такие запреты введут и в Основные положения об эксплуатации транспортных средств, и тогда водителей ждет административная ответственность. На сегодняшний день, вы можете ездить на зимней резине хоть круглый год.
Закон о зимней резине в Астраханской области
По данным Федеральной службы гидрометеорологии, мониторинг окружающей среды показывает, что каждый год погодные условия бывают разными. К тому же на территории нашей страны отмечаются I; II; III климатические зоны.
Температурный режим в разных регионах варьируется от 3 градусов до 50 мороза в январе и от нуля до 35 жары в июле. Среднегодовые температуры колеблются от 15 до 30 градусов и больше.
Учитывая серьезную разницу температур, закон об ограничительных мерах должен быть более серьезно проработан. Насчет Астрахани следует уточнить, к какой климатической зоне она относится.
Считается, что эта область относится к южным регионам страны. Зима здесь начинается с 15 ноября, весна с первых чисел мая. Поэтому использовать резину рекомендуется с 1-15 ноября по 15 мая. Если в текущем году не было высоких сугробов, можно ездить на всесезонных, нешипованных шинах с глубоким протектором и отметкой M+S, грязь плюс снег.
Некоторые Астраханцы меняют летнюю резину уже в октябре, на шипованную. Они отмечают, что летняя резина при температуре ниже 5-7 градусов тепла дубеет и хуже держит трассу, уменьшается характеристика сцепления.
Зимние шины должны быть маркированы знаком в виде рисунка горы с тремя пиками и снежинкой в середине.
На резине должна быть маркировка:
- M+S (грязь плюс снег);
- M&S (грязь и снег);
- M S (грязь снег).
При отсутствии индикатора износа глубина узора протектора в зимнее время (декабрь, январь, февраль) не должна быть менее 4 мм, при движении по обледеневшей и заснеженной трассе.
Очевидно водители должны сами решать, менять резину на шипованную или ездить все время на липучках. Если передвигаться приходится только по очищенному городскому асфальту это одно дело, тут справятся и всесезонки. А если чаще приходится ездить по сельской местности, занесенной снегом, лучше обувать шиповки.