Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Порядок проведения взыскания

Формы всех документов, которые могут применяться при осуществлении принудительного взыскания, утверждаются Федеральной налоговой службой на основании Приказа ФНС РФ от 03.10.2012 г. № ММВ-7-8/662@.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. На осуществление бесспорного списания в рамках взыскания отводится срок в два месяца после истечения срока, указанного в требовании.

В случае пропуска этого срока налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика суммы налога. Рассматриваемая статья устанавливает особый срок исковой давности такого обращения в шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Непредъявленные требования оплате не подлежат

В соответствии с п. 5.1 ст. 64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.

В Определении ВАС РФ от 12.05.2009 № ВАС-5652/09 суд пришел к выводу, что несоблюдение налоговым органом как кредитором установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации организации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Аналогично в Постановлении ФАС ПО от 29.03.2011 № А55-17287/2010 суд отказал в удовлетворении требований ИФНС, поскольку инспекция не предъявляла требований к ликвидационной комиссии, в связи с чем у последней отсутствовали основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс каких-либо сумм задолженности и для их выплаты налоговому органу.

Возможно ли бесспорное взыскание обязательных платежей с ликвидируемой организации?

Вправе ли налоговый орган взыскивать с ликвидируемой организации в бесспорном порядке долги, а если нет, то с какого момента процедуры ликвидации он лишается этого права?

В Определении ВАС РФ от 09.06.2014 № ВАС-6279/14 суд расценил действия банка по безакцептному списанию средств как противоречащие положениям ст. 64 ГК РФ о порядке и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, что влечет ничтожность соответствующих операций. Но это про банки – а как насчет налоговых органов? Например, в Постановлении ФАС ВСО от 26.09.2013 № А19-1757/2013 суд посчитал, что в период нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов в порядке, установленном положениями ст. 46, 47 НК РФ.

Минфин также неоднократно высказывался по этому поводу. В Письме от 29.07.2008 № 03‑02‑07/1-319 Минфин отмечает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса налоговый орган не вправе осуществлять взыскание налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, о чем также свидетельствует практика арбитражных судов (постановления ФАС СЗО от 25.11.2004 № А05-6517/04-13, ФАС ПО от 27.02.2007 № А55-7518/06, от 18.12.2007 № А55-6435/2007).

Одновременно Минфин заметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и отмене решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае принятия решения о его ликвидации.

В более позднем письме – от 24.08.2011 № 03‑02‑07/1-303 – в ответ на запрос банка, обслуживающего ликвидируемую организацию, Минфин пояснил, что при наличии документов о принятии юридическим лицом решения о добровольной ликвидации и (или) об утверждении ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса банком не могут исполняться решения налоговых органов о взыскании налогов.

С учетом уточненной позиции Минфина, а также судебной практики можно утверждать, что срок исчисляется с момента принятия решения о ликвидации, а не с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В упомянутом Постановлении ФАС СЗО № А05-6517/04-13, на которое, кстати, сослался Минфин в Письме № 03‑02‑07/1-319, указано прямо: вынесение ИМНС оспариваемого решения о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств учреждения на счетах в банке и выставление на основании данного решения инкассовых поручений в банк после принятия решения о ликвидации учреждения следует признать неправомерным.

Поскольку действия по ликвидации подлежат госрегистрации, срок, соответственно, исчисляется не с момента совершения действия, а с момента его регистрации. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС СЗО от 01.10.2012 № А26-11436/2011: в период нахождения Общества в стадии ликвидации (то есть после принятия решения о ликвидации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ) у Инспекции в силу ст. 49 НК РФ и 64 ГК РФ отсутствовало право бесспорного взыскания налога и пеней, поскольку это повлекло бы нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика… особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации не зависит от даты составления ликвидационного баланса. Для применения этого порядка, как правильно указали суды, достаточно наличия решения о ликвидации организации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.[8]

Эти правила распространяются и на обязательные взносы в социальные фонды. Так, в Постановлении ФАС ВСО от 15.08.2013 № А19-917/2013 указано, что исходя из того факта, что данный вопрос Законом № 212-ФЗ [9] не урегулирован, применению подлежат общие нормы права, содержащиеся в ГК РФ. То есть в период нахождения организации-страхователя в стадии ликвидации фонд не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию страховых взносов, пеней и штрафов, поскольку такие действия влекут за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 14.03.2013 № А19-14698/2012). Схожий подход выражен судом в Постановлении ФАС УО от 21.03.2012 № А76-12541/2011.

Комментарий к Ст. 45 Налогового кодекса

1. Статья 45 регулирует целый спектр вопросов, связанных с исполнением обязанности по уплате налога или сбора, в числе которых критерии и формы исполнения налоговой обязанности, определение момента и надлежащего порядка ее исполнения, последствия неисполнения и даже оформление поручения на перечисление налогов в бюджетную систему. Часть этих вопросов раскрывается также в других статьях главы 8 НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налога или сбора состоит в совершении налогоплательщиком (плательщиком сбора) действий по исчислению налога (сбора) и перечислению его суммы в бюджет по установленной форме. В основе данной деятельности лежат следующие принципы:

— самостоятельность уплаты налога или сбора;

— обязательность уплаты налога или сбора;

— реальность уплаты налога или сбора;

— исполнение обязанности по уплате налога и сбора надлежащим образом;

— исполнение обязанности по уплате налога или сбора под контролем налоговых органов.

2. Самостоятельность. Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Данному положению соответствует пункт 1 комментируемой статьи, согласно которому налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Взыскание недоимки по налогу с физического лица, согласно ст. 48 НК РФ, производится только в судебном порядке.

Читайте также:  Как взыскать задолженность по алиментам через суд?

Согласно позиции КС РФ, положения пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Согласно позиции КС РФ, иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов. Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат (Определение КС РФ от 22 января 2004 г. N 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Сибирский тяжпромэлектропроект» и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Вопрос о добросовестности плательщика является немаловажным при рассмотрении споров, связанных с моментом исполнения налоговой обязанности. Например, в случае неплатежеспособности банка может возникнуть ситуация, когда средства на уплату налога с расчетного счета налогоплательщика были списаны, но не перечислены по назначению из-за отсутствия средств на корреспондентском счете. В этом случае налоговая обязанность считается исполненной, если налогоплательщик не знал об этом и при перечислении денежных средств в бюджет действовал добросовестно (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2002 г. N 2257/02).

Самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога или сбора не исключает предусмотренных законодательством о налогах и сборах ситуаций, когда исчисление или перечисление налога за налогоплательщика осуществляется от его имени другим уполномоченным лицом. При этом, как указано КС РФ, должны соблюдаться два непременных условия: сумма налога уплачивается от имени налогоплательщика и за счет принадлежащих ему денежных средств.

В частности, согласно подпункту 5 пункта 3 ст. 45 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом. Что касается налогового агента, то его обязанность по уплате налога после удержания средств у налогоплательщика считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года N 784/13). Под соответствующим счетом Федерального казначейства здесь имеется в виду единый счет бюджета, на который во исполнение ст. 215.1 и 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) зачисляются все доходы всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Есть случаи, когда действия, связанные с уплатой налога (сбора), производятся за налогоплательщика (плательщика сбора) иным уполномоченным лицом, помимо налогового агента, и не в принудительном порядке. В частности, такие действия могут осуществляться:

— уполномоченным представителем налогоплательщика (ст. 29 НК РФ);

— правопреемником (правопреемниками) реорганизованного юридического лица в порядке, установленном ст. 50 НК РФ;

— лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, которое обязано уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы (ст. 51 НК РФ);

— опекуном физического лица, признанного судом недееспособным, за счет денежных средств этого недееспособного лица в размере всей неуплаченной суммы налогов и сборов, а также пени и штрафов (ст. 51 НК РФ).

Организации, в отношении которых судебный порядок применяется при невозможности использования досудебного

В отношении остальных организаций (помимо перечисленных выше) налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании причитающейся суммы налога только в том случае, если он не может взыскать эту сумму самостоятельно во внесудебном порядке. В какой момент подается иск в суд? На основании п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации в банках. Такое взыскание производится по решению налогового органа. Решение принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока. Решение о взыскании, принятое после двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание налоговых платежей через банк

При представлении налоговым органом исполнительного листа в банк на основании данного документа производится взыскание денежных средств со счетов должника в доход бюджета. Расчетные документы на перечисление взыскиваемых сумм налоговый орган не представляет. В этом случае денежные средства со счета организации перечисляются на счет, который налоговый орган указал при представлении исполнительного документа. Банк, обслуживающий организацию-должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном листе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от налогового органа. Если денежных средств, имеющихся на счетах организации, недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном листе требований, банк перечисляет в доход бюджета имеющиеся средства и продолжает дальнейшее взыскание налоговых платежей по мере поступления денежных средств на счет или счета организации-должника до исполнения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительном документе. Исполнительный лист считается исполненным после перечисления в доход бюджета всех налоговых платежей.

Пример 1. У ЗАО «Полюс» имеется недоимка по налогу на прибыль в сумме 271 620 руб., которая образовалась в связи с неуплатой налога, подлежащего перечислению в бюджет на основании налоговой декларации за 2009 г. В июле 2010 г. налоговая инспекция выявила недоимку и направила организации требование об уплате налога в размере 271 620 руб. и пеней в сумме 1867 руб. Требование налогоплательщик должен был исполнить до 5 августа 2010 г. Однако ЗАО «Полюс» задолженность не погасило.

Налоговая инспекция в двухмесячный срок после истечения срока исполнения требования не приняла решение о погашении задолженности по платежам путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации, поэтому в октябре 2010 г. обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ЗАО «Полюс» суммы налога и пеней, причитающихся к уплате в бюджет.

Суд удовлетворил требования налоговой инспекции в полном объеме. Решение принято 10 декабря 2010 г., а вступило в силу 11 января 2011 г. После вступления решения в силу суд направил налоговой инспекции исполнительный лист о принудительном взыскании с ЗАО «Полюс» налога на прибыль в размере 271 620 руб. и пеней в сумме 1867 руб. Исполнительный лист получен налоговой инспекцией 13 января 2011 г.

Налоговая инспекция 17 января 2011 г. представила исполнительный лист в банк, в котором у организации открыты расчетные счета. В течение трех дней со дня получения этого документа банк, обслуживающий ЗАО «Полюс», перечислил в бюджет со счета клиента суммы, указанные в исполнительном листе.

Взыскание налогов за счет имущества

Если же решение все-таки вступило в действие, осуществится взыскание налоговой задолженности за счет денежных счетов неплательщика, в первую очередь в национальной валюте, а если ее недостаточно, то и в иностранной, которая может находиться, к примеру, на счету в заграничном банке, и прочих ценностей. Может возникнуть, вполне логический, вопрос – а что же, если нет у гражданина или организации денег?

Читайте также:  Прожиточный минимум в Московской области

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика возможно в том случае, когда денежных средств вовсе нет, или же их недостаточно для покрытия всей суммы. Вот в таком случае и изымается имущество, которое принадлежит должнику. Задолжавший гражданин может самостоятельно и добровольно указать то имущество, которое можно изъять первым, точнее «посоветовать», а принимать во внимание его «советы» или нет, решать органам судебной власти и приставам, которые будут приводить решение суда в исполнение.

Установление требований кредиторов в деле о банкротстве

Согласно разъяснениям, данным в п. 10 Обзора Президиума ВС РФ, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.

Данные разъяснения справедливы как в отношении текущих платежей, так и в отношении реестровой задолженности. В каждом случае суду надлежит в полной мере исследовать доказательства, подтверждающие наличие и размер задолженности по налогам.

Требование уполномоченного органа, основанное на сведениях о подлежащем уплате налоге, которые отражены в налоговой декларации должника, может быть признано обоснованным, поскольку не нуждается в дополнительном подтверждении материалами налоговой проверки (п. 10 Обзора Президиума ВС РФ).

Таким образом, доказательствами, подтверждающими наличие и размер задолженности по налогам, в первую очередь служат налоговые декларации (расчеты), представленные в налоговый орган. Кроме того, доказательствами могут являться следующие документы:

  • карточки расчетов с бюджетом;
  • решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важно понимать, что взыскание налоговой задолженности — четко регламентированная процедура, разделенная на определенные этапы. Требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена (п. 11 Обзора Президиума ВС РФ). В связи с этим порядок соблюдения налоговым органом процедуры взыскания должен обязательно исследоваться судом.

В случае возникновения споров по вопросу учета текущей задолженности налоговый орган также обязан подтвердить, что он принял предусмотренные законом меры к ее взысканию.

Данный вывод нашел отражение в судебной практике по вопросам включения требований налогового органа в реестр требований кредиторов. Приведем несколько примеров.

  • Суд установил, что уполномоченным органом приняты не все предусмотренные законом меры по взысканию суммы недоимки и пени. Право на включение указанной суммы недоимки и пени в реестр требований кредиторов не подтверждено (см. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2020 г. №17АП-4056/20 по делу №А60-66861/2018).
  • Тринадцатый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о надлежащем соблюдении заявителем предусмотренного НК РФ досудебного порядка взыскания (Постановление от 21 ноября 2019 г. №13АП-19580/19 по делу №А21-5116/2018-2, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2020 г. №Ф07-254/20 оставлено без изменения).
  • Суд пришел к выводу, что уполномоченным органом не соблюден порядок и сроки досудебного взыскания задолженности, а также не представлены доказательства обоснованности начисления пени (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2018 г. №17АП-7041/18 по делу №А60-30492/2017).
  • Суд указал, что установление требований налогового органа в деле о банкротстве осуществляется на основании документов, подтверждающих размер налоговых обязательств. При этом суд проверяет соблюдение налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности с целью соблюдения сроков на принудительное исполнение налоговой обязанности (ст. 46, 47 НК РФ) в случае принятия решения задолго до введения первой процедуры в деле о банкротстве (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2018 г. №13АП-8914/18 по делу №А21-6816/2016).

Из всего вышеизложенного следует, что налоговый орган должен документально доказать соблюдение следующих этапов взыскания недоимки.

Взыскание в судебном порядке при пропуске сроков на внесудебное (бесспорное) взыскание недоимки

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговые органы обязаны соблюдать определенные сроки (п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ). Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только в судебном порядке.

При пропуске срока на вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика заявление может быть подано в суд не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, решения о взыскании налога за счет иного имущества должника – не позднее двух лет после истечения срока его исполнения.

Срок на обращение в суд, пропущенный по уважительной причине, может быть судом восстановлен. Для этого налоговый орган должен обратиться в суд с соответствующим ходатайством (ст. 117 АПК РФ). Если ходатайство не подано либо в его удовлетворении отказано, то требования налогового органа о взыскании налога удовлетворены не будут (п. 60 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. №57).

Отказ в восстановлении срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании недоимки (постановление ФАС Поволжского округа от 24 февраля 2014 г. №Ф06-3042/13 по делу №А65-12941/2013).

Таким образом, реализуя свои права, налоговые органы обязаны соблюдать сроки:

  • выставления требований об уплате налога,
  • взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках,
  • взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика.

Для подтверждения наличия у должника задолженности по обязательным платежам, а также соблюдения процедуры и сроков принудительного досудебного взыскания налоговый орган должен представить в суд следующие документы:

  • все требования, направленные в адрес должника;
  • все решения о привлечении должника к налоговой ответственности;
  • решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика (по реестровым платежам – вынесенные до даты введения первой процедуры банкротства);
  • выставленные и направленные в банки инкассовые поручения (с подтверждением их отправки в банки);
  • решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (по реестровым платежам – вынесенные до даты введения первой процедуры банкротства, по текущим – вынесенные до даты введения конкурсного производства);
  • доказательства обращения налогового органа в суд в случае пропуска срока на вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика и (или) пропуска срока на вынесение решения о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика до введения первой процедуры банкротства;
  • доказательства предъявления судебным приставам-исполнителям к исполнению постановлений налогового органа о взыскании, которые были вынесены на основании решений о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика;
  • все декларации (расчеты), на основании которых налоговым органом был определен размер недоимки;
  • карточки расчетов с бюджетом;
  • расчет пеней по налогам и страховым взносам;
  • подтверждение направления (вручения) налогоплательщику требований и решений.

***
К сожалению, ввиду того, что разрешение вопроса, рассмотренного в настоящей статье, затрагивает интересы бюджета РФ, процесс доказывания несоблюдения налоговым органом процедуры взыскания задолженности по обязательным платежам является довольно затруднительным. Суды зачастую поверхностно подходят к исследованию доказательств соблюдения налоговым органом порядка взыскания налоговой задолженности с юридических лиц. В частности, они принимают в качестве доказательств подтверждения выгрузки документов, не подписанные руководством налогового органа, игнорируют нарушение налоговиками установленных НК РФ сроков, отсутствие подтверждения отправки документов должнику и т.п.

Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?

Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).

Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.

И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.

Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).

Читайте также:  Предпринимательство как вид экономической деятельности.

Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.

Есть и другие основания для списания недоимки:

  • компания ликвидируется;
  • инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Разберемся с понятиями

Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимо­зависимых компаний.

Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.

Какие лица считаются взаимозависимыми

Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.

Конечно, можно обратиться к ст. 105.1 «Взаимозависимые лица» НК РФ. В соответствии с ней взаимозависимыми, в частности, признаются:

  • компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;
  • физическое лицо и организация, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;
  • компании, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • компании, в которых директором является одно и то же лицо;
  • компании и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Вот только суд может признать компании зависимыми совершенно по другим основаниям (п. 7 ст. 105.1 НК РФ, п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, определения КС РФ от 04.12.2003 № 441-О, ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14329/09 по делу № А11-12735/2008). Такая возможность, с одной стороны, дает простор для толкования понятия «зависимость», но с другой – позволяет пресечь практику создания новых компаний только для того, чтобы старые смогли уклониться от уплаты налогов.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Как погашают задолженность через ФССП

Федеральная служба судебных приставов не вправе действовать, если исполнительный лист не передан приставам, а постановление о возбуждении исполнительного процесса еще не вынесено. После его вынесения копию обязаны отправить заемщику письмом — он должен знать, что происходит с его делом. У физического лица есть пять дней, и в этот срок он вправе договориться о графике выплаты задолженности. Более того, еще во время судебного разбирательства можно подать заявление об отсрочке или рассрочке. В первом случае взыскание можно отсрочить на несколько месяцев, но для того должны быть основания: декретный отпуск, болезнь и прочие обстоятельства. Во втором заемщик вправе предложить индивидуальный график выплат, удобный ему. Судья примет заявление о рассрочке, если график реалистичен. Если же о выплатах договориться не удалось, взысканием начинают заниматься приставы, но такого развития событий можно не допустить.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *