Реорганизация некоммерческой организации в ООО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация некоммерческой организации в ООО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Реорганизация и ликвидация – это процедуры, посредством которых можно завершить деятельность некоммерческой организации (НКО). Отличие реорганизации состоит в образовании новых организаций, обладающих полным или частичным объемом прав своего предшественника.

Реорганизации некоммерческих организаций не отличаются от процедуры, реорганизации коммерческих или бюджетных структур.

— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)

— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)

— Услуги курьера при подаче документов в ИФНС Московской области (2000 p до 80 км., 3000 p более 80 км. От Москвы)

Компания предпринимает все разумные меры по защите полученных персональных данных Субъекта от уничтожения, искажения или разглашения.

персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Целевое финансирование

Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.

Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.

А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.

Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.

Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.

Процедура реорганизации некоммерческих организаций в 2020 году

Некоммерческая организация считается реорганизованной после завершения государственной регистрации, то есть после внесения сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице. В ст. 16 п. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится информация о формах реорганизации НКО:

  • слияние (права, обязательства объединяемых структур переходят к образовавшемуся объединению согласно передаточному акту);
  • присоединение (объем прав, обязательств добавленной некоммерческой организации получает компания, на основе которой после реорганизации формируется новый альянс соответственно передаточному акту);
  • разделение (обязательства делящейся структуры переходят к образуемым объединениям согласно разделительному балансу);
  • выделение (частичный объем прав, обязательств преобразуемой структуры переходит к выделяемым НКО соответственно разделительному балансу);
  • преобразование (меняется правовая форма первоначальной НКО, ее права, обязательства передаются новому юридическому лицу согласно передаточному акту).

Для успешного прохождения процедуры некоммерческой организации необходимо подготовить пакет документов, предусмотренный законодательством, и пройти госрегистрацию юридического лица.

Под региональной НКО понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ, к примеру, только в пределах Москвы. Так, некоммерческая организация может пройти процедуру реорганизации путем:

  • слияния с одной или несколькими НКО;
  • присоединения;
  • разделения;
  • выделения;
  • преобразования.

Решение принимает собрание участников НКО. При наличии кворума достаточно 2/3 голосов учредителей некоммерческой организации, присутствовавших на собрании. После реорганизации имущественные и неимущественные права НКО переходят к новому образованному юридическому лицу в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

Следует учитывать тот факт, что к автономной некоммерческой организации (АНО) государственные органы предъявляют повышенные требования. Сбор и заполнение документов требует особой внимательности. Так, вследствие малейших неточностей Минюст РФ может вынести отказ в регистрации АНО путем реорганизации. Следовательно, процедуру придется возобновлять.

В соответствии со ст. 123.4 Гражданского кодекса РФ общественная организация быть преобразована в АНО (автономную некоммерческую организацию) по решению ее участников (членов). Инструкция реорганизации НКО выглядит следующим образом:

  1. Принимается решение о реорганизации, вследствие чего составляется протокол или решение, если в НКО один учредитель. На повестке дня рассматривается вопрос относительно регистрации этого процесса в госорганах путем преобразования НКО в АНО.
  2. Подготавливается по форме № Р12003 уведомление в Минюст о начале желаемого процедуры.
  3. В течение 3 дней в орган регистрации направляется уведомление вместе с решением о реорганизации.
  4. В письменной форме извещаются все кредиторы НКО.
  5. Публикуется информация о преобразовании НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» два раза с периодичность ю 1 раз в месяц.
  6. В Минюст юрлицом подается заявление (форма Р12001) и другие обязательные документы.

Преобразование НКО в коммерческую структуру недопустимо. Общество может быть преобразовано только в определенные формы НКО. Однако исключения составляют следующие случаи:

  • реорганизация некоммерческого товарищества;
  • структура находится в частном владении.

Некоммерческое юрлицо может стать учредителем ООО. В иных случаях в регистрации Общества с ограниченной ответственностью может быть отказано.

Проще всего преобразовать АНО в хозяйственное общество. Для этого достаточно желания учредителя. Законодательством РФ допускает преобразование вследствие характера организации. Источником ее функционирования является имущество – уставной капитал, принадлежащее конкретному лицу. Юридическое лицо имеет полное право самостоятельно распоряжаться финансами. Решение собственника о реорганизации НКО не нарушает интересы других участников объединения. Владелец может изменить направление деятельности, переводя некоммерческую деятельность в область получения доходов. Технически весь перечень действий, содержащийся в законе при преобразовании НКО в другую форму, сохраняется.

Присоединением признается остановка деятельности одной, нескольких компаний с передачей прав, а также обязательств иной НКО. При реорганизации в форме присоединения стороны подписывают соответствующий договор. Документ определяет алгоритм, условия присоединения. При присоединении одного некоммерческого Общества к другому переход объема прав и обязательств осуществляется в соответствии с передаточным актом.

Присоединение, как форма реорганизации юридических лиц, состоит из нескольких этапов.

  1. После проведения собраний (с момента принятия решения) в течение 3 дней в Минюст подается форма № Р12003, уведомляющая о начале процедуры. А также решения о реорганизации основной и присоединяемой НКО.
  2. После того как Минюстом была внесена в ЕГРЮЛ запись о реорганизации НКО, следует 2 раза (с паузой 1 раз в месяц) разместить уведомления о проводимой реорганизации, ее форма и иные сведения в «Вестнике государственной регистрации».
  3. Все частники НКО уведомляют регистрирующий орган о данном процессе посредством подачи заявлений по форме Р16003. Кроме того представить также нужно учредительные документы, договор о присоединении, квитанцию об уплате госпошлины (4000 рублей). Но если в электронной форме бумаги подавать, то государственную пошлину не нужно уплачивать.
  4. Завершающим этапом будет получение листа записи ЕГРЮЛ, а также экземпляр Устава.

В п. 2 ст. 123.21 ГК РФ указаны следующие виды учреждений:

  • частное;
  • государственное;
  • муниципальное.

Частные учреждения преобразовываются в АНО либо фонды. Инициатором реорганизации учреждения в частном ведении выступает частное или юридическое лицо. АНО на базе учреждения создается с целью осуществления деятельности, не предполагающей получения прибыли. Государственным и муниципальным учреждениям имущество предоставляется на праве оперативного управления.

Автономная некоммерческая организация не относится к подобной категории юрлиц. В соответствии с п. 7 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственное или муниципальное учреждение реорганизуется в некоммерческую структуру иных правовых форм в соответствии с российским законодательством.

Законодательством РФ не допускается преобразование учреждений, не находящихся в частном ведении в АНО. Таким образом, автономная некоммерческая организация не может стать итогом реорганизации государственного, муниципального учреждения.

У вас есть вопросы? Напишите нам

    Для регистрации изменений в устав НКО в Минюсте вам потребуются:

    • для смены места нахождения некоммерческой организации нужны документы, подтверждающие право пользования помещением
    • при смене руководителя, иного лица, действующего без доверенности (если он указан в уставе) нужно проверить кандидатуру в реестре дисквалифицированных лиц
    • при включении в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным лицом некоммерческой организации копия соответствующего разрешения на использование имени, выданное Минюстом

    Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.

    Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.

    • Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
    • Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
    • Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
    • Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
    • Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)
    Читайте также:  Транспортный налог для пенсионеров в 2023 году

    При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.

    Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году

    Основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации выделяют два основных два вида реорганизации:

    1. добровольная реорганизация;
    2. принудительная реорганизация.

    Так, добровольную реорганизацию юридических лиц (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) осуществляют на основании решения уполномоченного органа управления (как правило, это высший орган управления). Устав некоммерческой организации должен содержать сведения об органе управления Некоммерческой организации, уполномоченном на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации.

    В некоторых ситуациях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридических лиц в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц происходит на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

    То есть принудительную реорганизацию можно применять только по отношению к двум ее видам:

    • разделения
    • выделения.

    И данная принудительная реорганизация должна осуществлять только на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

    Также, в случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования можно осуществить только на основании согласия уполномоченного государственного органа.

    Обязательное условие для реорганизации юридического лица — это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.

    Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале «Вестник государственной регистрации» (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

    Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

    Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).

    Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).

    Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.

    Условие ведения деятельности Характеристика
    Организация не имеет членства Управление организацией осуществляют учредители
    Имущество, переданное учредителями, становится собственностью АНО При выходе из состава учредители не имеют права на получение внесенного ранее имущества
    Учредители не отвечают по обязательствам организации Ответственность может покрываться за счет имеющегося на балансе имущества
    Организация имеет право вести деятельность Прибыль принадлежит организации и направляется на решение задач

    Возможна ли реорганизация ООО в некоммерческую организацию?

    НКО в виде некоммерческого партнерства СРО изыскателей и проектировщиков объявило о реорганизации в форме выделения НП изыскателей. В процессе ведения общей деятельности в организации использовалось в деятельности имущество, внесенное членским взносом и не передаваемое новой организации.

    После выделения НП преобразованная организация посчитала необходимым разделить сумму налога на имущество за период совместного пользования между собственной и вновь образованной организацией. В ходе проверки ИФНС взыскала полную сумму с СРО проектировщиков. Вывод: правопреемство по налоговым обязательствам при реорганизации в форме выделения отсутствует.

    Укрупнение некоммерческих организаций производится для улучшения эффективности реализации проектов. В процессе реорганизации имеющиеся лица прекращают существование с образованием новых организаций. Права и обязательства действующих некоммерческих организаций переходят к новому юридическому лицу.

    О передаче прав составляется акт. Состав положений учредительных документов утверждается без учета предыдущих условий ведения деятельности. Новая некоммерческая организация должна определить форму налогообложения.

    АНО «Север» и АНО «Парнас» приняли решение о реорганизации в форме слияния. В дополнение к уставной деятельности организации оказывали платные услуги. АНО «Север» применяла для налогообложения систему ЕНВД.

    После слияния выяснилось, что заявление о постановке на учет как плательщика ЕНВД следует представить вновь. При использовании системы с общеустановленной потребуется вести раздельный учет. Вывод: учетные данные о системах налогообложения после слияния потребуется представлять заново.

    Вопрос №1. Как поступить в случае, если на момент принятия решения о переводе НКО в коммерческую организацию имеются незакрытые проекты?

    Сложность перехода в коммерческую структуру связана с ведением деятельности в момент изменения структуры, например, работы над конкретным проектом. При этом работа должна быть прекращена с возвратом средств или продолжена в порядке благотворительности.

    Вопрос №2. Может ли АНО быть реорганизовано в форме присоединения?

    НКО, зарегистрированное в форме АНО, имеет право оформить реорганизацию в форме присоединения к любой из видов НКО. Присоединение к коммерческим организациям не предусмотрено.

    Вопрос №3. Как определяется размер имущества НКО, получаемого при реорганизации в форме выделения или разделения?

    Передача имущества осуществляется в результате создания разделительного баланса и заключения передаточного акта. Размер передаваемого имущества определяют лица, имеющие право принятия решения. Например, в некоммерческом партнерстве решение принимает общее собрание учредителей, в союзе – члены, подписавшие договор.

    Вопрос №4. Допускается ли принудительная ликвидация предприятия в форме НКО?

    Ликвидация НКО принудительного порядка может осуществляться по решению органов контроля. Для проведения ликвидации необходимо иметь решение суда.

    Вопрос №5. Если в реорганизации НКО участвуют несколько организаций, которая из участниц процесса должна подать сведения в Вестник?

    Обязательное оповещение о реорганизации представляется от имени всех участников процесса. Последнее по счету объявление представляет организация, присоединившаяся позже остальных субъектов.

    Процедура реорганизации некоммерческих организаций в 2020 году

    Особенности реорганизации в виде преобразования: Преобразование как форма реорганизации состоит из следующих этапов: принятие решения органом правления, разработка правил и определение сроков процедуры преобразования; уведомление о начале реорганизации регистрирующего органа (в течение 3 рабочих дней); информирование кредиторов; при преобразовании в АО — регистрация решения о выпуске ценных бумаг; регистрация новой компании, возникшей путем преобразования.

    Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом.

    2. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую, хозяйственное общество.

    Внимание

    Преобразование государственных или муниципальных учреждений в организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

    Преобразование некоммерческой структуры в коммерческое предприятие производится не для всех организационных форм. Перевод разрешен для НКО, сформированных в виде:

    • Некоммерческого партнерства, основанного на членстве лиц. Имущество, переданное партнерству, становится его собственностью.
    • Частного учреждения, созданное собственником. Имущество, переданное учреждению, находится у организации в ответственном управлении.

    Спорным вопросом является возможность преобразования в ООО, АО общественных организаций, порядок перевода которых законодательством не описан. Не запрещена реорганизация в форме слияний или присоединения к другим общественным организациям. В отношении фондов законодательством установлен прямой запрет. Реорганизация фондов осуществляется только в виде ликвидации.

    При переводе НКО в коммерческую организацию ООО сохраняется структура и состав членов, преобразуемые в учредителей предприятия.

    Процедура перевода НКО в коммерческую организацию обязывает изменить права учредителей, не имеющих оплаченных долей уставного капитала.

    Некоммерческая структура предполагает равенство всех членов, что следует из участия лиц в деятельности НКО на равноправной основе.

    Читайте также:  Отчетность бюджетных организаций: бухгалтерский баланс

    Вопрос распределения имущества между учредителями решается на общем собрании в порядке, удовлетворяющем стороны. Изменение равного размера доли владения имуществом может производится в связи с внесением лицом собственности в форме взноса. Имущество частных учреждений вносится учредителем при создании НКО, что значительно исключает вопрос о праве собственности.

    Реорганизация и ликвидация – это процедуры, посредством которых можно завершить деятельность некоммерческой организации (НКО). Отличие реорганизации состоит в образовании новых организаций, обладающих полным или частичным объемом прав своего предшественника.

    Некоммерческая организация считается реорганизованной после завершения государственной регистрации, то есть после внесения сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице. В ст. 16 п. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится информация о формах реорганизации НКО:

    • слияние (права, обязательства объединяемых структур переходят к образовавшемуся объединению согласно передаточному акту);
    • присоединение (объем прав, обязательств добавленной некоммерческой организации получает компания, на основе которой после реорганизации формируется новый альянс соответственно передаточному акту);
    • разделение (обязательства делящейся структуры переходят к образуемым объединениям согласно разделительному балансу);
    • выделение (частичный объем прав, обязательств преобразуемой структуры переходит к выделяемым НКО соответственно разделительному балансу);
    • преобразование (меняется правовая форма первоначальной НКО, ее права, обязательства передаются новому юридическому лицу согласно передаточному акту).

    Для успешного прохождения процедуры некоммерческой организации необходимо подготовить пакет документов, предусмотренный законодательством, и пройти госрегистрацию юридического лица.

    Под региональной НКО понимается объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ, к примеру, только в пределах Москвы. Так, некоммерческая организация может пройти процедуру реорганизации путем:

    • слияния с одной или несколькими НКО;
    • присоединения;
    • разделения;
    • выделения;
    • преобразования.

    Решение принимает собрание участников НКО. При наличии кворума достаточно 2/3 голосов учредителей некоммерческой организации, присутствовавших на собрании. После реорганизации имущественные и неимущественные права НКО переходят к новому образованному юридическому лицу в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

    Следует учитывать тот факт, что к автономной некоммерческой организации (АНО) государственные органы предъявляют повышенные требования. Сбор и заполнение документов требует особой внимательности. Так, вследствие малейших неточностей Минюст РФ может вынести отказ в регистрации АНО путем реорганизации. Следовательно, процедуру придется возобновлять.

    В соответствии со ст. 123.4 Гражданского кодекса РФ общественная организация быть преобразована в АНО (автономную некоммерческую организацию) по решению ее участников (членов). Инструкция реорганизации НКО выглядит следующим образом:

    1. Принимается решение о реорганизации, вследствие чего составляется протокол или решение, если в НКО один учредитель. На повестке дня рассматривается вопрос относительно регистрации этого процесса в госорганах путем преобразования НКО в АНО.
    2. Подготавливается по форме № Р12003 уведомление в Минюст о начале желаемого процедуры.
    3. В течение 3 дней в орган регистрации направляется уведомление вместе с решением о реорганизации.
    4. В письменной форме извещаются все кредиторы НКО.
    5. Публикуется информация о преобразовании НКО в журнале «Вестник государственной регистрации» два раза с периодичность ю 1 раз в месяц.
    6. В Минюст юрлицом подается заявление (форма Р12001) и другие обязательные документы.

    Преобразование НКО в коммерческую структуру недопустимо. Общество может быть преобразовано только в определенные формы НКО. Однако исключения составляют следующие случаи:

    • реорганизация некоммерческого товарищества;
    • структура находится в частном владении.

    Некоммерческое юрлицо может стать учредителем ООО. В иных случаях в регистрации Общества с ограниченной ответственностью может быть отказано.

    Проще всего преобразовать АНО в хозяйственное общество. Для этого достаточно желания учредителя. Законодательством РФ допускает преобразование вследствие характера организации. Источником ее функционирования является имущество – уставной капитал, принадлежащее конкретному лицу. Юридическое лицо имеет полное право самостоятельно распоряжаться финансами. Решение собственника о реорганизации НКО не нарушает интересы других участников объединения. Владелец может изменить направление деятельности, переводя некоммерческую деятельность в область получения доходов. Технически весь перечень действий, содержащийся в законе при преобразовании НКО в другую форму, сохраняется.

    Присоединением признается остановка деятельности одной, нескольких компаний с передачей прав, а также обязательств иной НКО. При реорганизации в форме присоединения стороны подписывают соответствующий договор. Документ определяет алгоритм, условия присоединения. При присоединении одного некоммерческого Общества к другому переход объема прав и обязательств осуществляется в соответствии с передаточным актом.

    Присоединение, как форма реорганизации юридических лиц, состоит из нескольких этапов.

    1. После проведения собраний (с момента принятия решения) в течение 3 дней в Минюст подается форма № Р12003, уведомляющая о начале процедуры. А также решения о реорганизации основной и присоединяемой НКО.
    2. После того как Минюстом была внесена в ЕГРЮЛ запись о реорганизации НКО, следует 2 раза (с паузой 1 раз в месяц) разместить уведомления о проводимой реорганизации, ее форма и иные сведения в «Вестнике государственной регистрации».
    3. Все частники НКО уведомляют регистрирующий орган о данном процессе посредством подачи заявлений по форме Р16003. Кроме того представить также нужно учредительные документы, договор о присоединении, квитанцию об уплате госпошлины (4000 рублей). Но если в электронной форме бумаги подавать, то государственную пошлину не нужно уплачивать.
    4. Завершающим этапом будет получение листа записи ЕГРЮЛ, а также экземпляр Устава.

    Некоммерческим организациям посвящён отдельный Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Попробуем изложить основные его пункты доступным и понятным языком.

    Какие формы реорганизации возможны для НКО? Некоммерческая организация может выбрать любую из форм, доступных для других юридических лиц.

    НКО может присоединиться к другой организации или осуществить слияние. НКО может провести разделение или выделение. И наконец, НКО может провести преобразование.

    При преобразовании НКО, как и у коммерческих организаций, правопреемнику переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации. Для этого предусмотрен передаточный акт (при разделении и выделении – разделительный баланс).

    Ещё одна особенность преобразования НКО – изменение организационно-правовой формы. Слияние, присоединение, разделение и выделение ОПФ не затрагивают (хотя возможны различные толкования при слиянии). А вот преобразование – это уже «превращение» в новую правовую структуру.

    Этому процессу посвящена следующая статья закона – №17 «Преобразование некоммерческой организации». В ней установлены все формы возможного преобразования НКО. Разумеется, у преобразования НКО есть свои особенности. Можно их перечислить, но лучше дать соответствующую таблицу – так будет нагляднее и понятнее.

    Форма НКО Формы реорганизации
    Некоммерческое партнёрство (НП) Слияние, разделение, выделение, присоединение. НП может быть преобразовано в фонд или АНО, а также (внимание!) в хозяйственное общество.
    АНО Те же четыре процесса – слияние, разделение, выделение или присоединение. Преобразоваться АНО может только в фонд.
    Фонд Слияние, разделение, выделение или присое-динение. Фонд не может быть преобразован, а только ликвидирован, и только по решению суда.
    Ассоциации и союзы Всё те же четыре операции – слияние, разделение и т.д. Ассоциация или союз могут быть преобразованы в АНО, НП или фонд.
    Частное учреждение Те же операции и преобразование. Частное учреждение может преобразоваться в АНО, фонд или хозяйственное общество.

    Присоединение ООО к другому ООО, как и присоединение некоммерческих и общественных организаций, является самой распространенной формой реорганизации юридических лиц. В процессе присоединения одного ООО к другому обществу присоединяемое общество подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Общество, к которому происходит присоединение, в результате становится правопреемником ликвидируемого общества принимает в состав своих участников тех участников, которые были в присоединяемом обществе. Также, основное общество принимает от закрываемого ООО все его обязательства и долги, поскольку присоединяющее общество будет являться официальным правопреемником общества, прекратившего деятельность в результате реорганизации. Принимающее общество должно подписать акт приема-передачи имущества присоединённого ООО, принять его активы и долги (при их наличии). В аналогичном порядке производится присоединение фондов, общественных и автономных некоммерческих организаций и движений, товариществ, партнерств, частных учреждений, ассоциаций и союзов.

    Слияние ООО с другим ООО (слияние некоммерческих организаций) также является распространенной процедурой реорганизации ООО (НКО). В процессе слияния одной фирмы с другой или с несколькими фирмами все реорганизуемые компании подлежат ликвидации в связи с тем, что создаётся новая фирма — правопреемник реорганизуемых юридических лиц. В результате слияния компаний создаётся новая компания, которая по передаточному акту принимает все активы сливаемых фирм, обязательства и долги организаций, участвующих в реорганизации путем слияния. Новая организация создаётся путём реорганизации и за создание новой фирмы должна быть уплачена государственная пошлина. Слившиеся фирмы получают свидетельство о прекращении деятельности на основании того, что в ЕГРЮЛ вносится запись, подтверждающая исключение слитых фирм из реестра действующих юридических лиц.

    Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.

    Разделение как форма реорганизации

    При ведении деятельности иногда возникает необходимость в разукрупнении образования. Проводится разделение организации с получением после преобразования нескольких лиц, число которых не имеет ограничения. Процедура считается завершенной после внесения записи в реестр о прекращении существования реорганизуемой организации.

    На этапе подготовки документов при разделении требуется:

    • Созвать собрание и утвердить решение об реорганизации.
    • Определить функции каждой вновь создаваемой организации.
    • Принять решения о реквизитах новых организаций, учредительных документах и других важных организационных моментах.
    • Составить передаточный акт при распределении имущества и денежных, находящегося в собственности НКО.
    • Определить порядок завершения проектов, находящихся в работе у первоначальной организации.

    Формы реорганизации НКО

    Порядок организации и всех видов реорганизации НКО регулируется законом, он же определяет правовое положение их деятельности. Процедуры должны проходить со строгим соблюдением регламента, иначе учредители рискуют навлечь на себя административную или уголовную ответственность. Ход работ регулирует ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Существует несколько видов реорганизации, вот ее формы:

    • Слияние. В этом случае из двух и более компаний создается новая организация. Все права и обязанности предыдущих юридических лиц передаются новому. Все они прекращают свою деятельность, соответствующие изменения вносятся в реестр. Процесс регулируется передаточными документами.
    • Присоединение. Одна организация продолжает свою деятельность, а остальные, которые присоединяются к ней, прекращают ее, передавая все права и обязанности преемнику.
    • Выделение. В этом случае создается несколько дополнительных организаций. При реорганизации в форме выделения головное общество продолжает свое существование. Формируется разделительный и передаточный баланс, на их основе частично передаются права и обязанности новым юридическим лицам.
    • Преобразование. В этом случае преобразуется правовая форма организации, новое юридическое лицо получает все права и обязанности. Процесс регулируется передаточным актом.
    • Разделение. В этом случае организация делится на несколько других, и сама она перестает существовать, но все новообразовавшиеся компании становятся правопреемниками. Формируется разделительный баланс.
    Читайте также:  Льготы, субсидии и особенности платы за ЖКУ для некоторых категорий граждан

    АНО: процесс создания

    Учредителями такого типа учреждения выступают физлица и юрлица. Отличие от иных предприятий: учредителем АНО может быть одно лицо. Также учредители используют услуги, оказываемые этой компанией, но лишь наравне с иными лицами.

    Учредители по долгам образованного ими учреждения ответственности не несут, равно как и АНО по долгам учредителей.

    Правление в АНО осуществляют учредители согласно порядку, регламентированному Уставом. Высший управленческий орган АНО – Общее собрание его учредителей.

    Учредители организовывают и постоянно функционирующий орган с коллегиальным типом правления. Они назначают единоличный орган исполнительной власти (гендиректора, Председателя), обычновыбирая кандидатуру из числа физлиц-учредителей.

    Порядок регистрации АНО в Москве

    Стоит упомянуть, что решение об учреждении АНО принимается ее учредителями (либо единоличным учредителем самостоятельно). В пределах 3-х месяцев с момента принятия решения об организации АНО следует подавать пакет документации в компетентный орган, правомочный зарегистрировать новое учреждение. Необходимо оплатить соответствующую этому случаю госпошлину. Документы для регистрации АНО: Устав, заявительная форма, квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины, данные об юрадресе, решение. В зависимости от профиля АНО потребоваться может и другая документация, в том числе: виза для учредителей-иностранцев, выписки из реестров зарубежных юрлиц, согласование использования имени. Важно:госпошлина за регистрацию АНО оплачивается предварительно (еще до подачи документов в госорганы).

    По завершении регистрации АНО, согласно действующему порядку, сведения о новом АНО вносятся также в ЕГРЮЛ. Не стоит забывать, что регистрация АНО самостоятельно — достаточно сложная процедура. Лучше доверить это мероприятие профессионалам. По доверенности любое лицо может осуществить за вас все необходимые регистрационные действия.

    Во что можно реорганизовать ано

    Статья 16. Реорганизация некоммерческой организации

    1. Некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

    2.1. Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном:

    (пп. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

    (п. 2.1 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    2.2. При реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

    (п. 2.2 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    3. Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

    При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

    4. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

    Автономная некоммерческая организация. Что это значит и как составить устав? Главный учредительный документ АНО – устав, именно на его основании будет действовать организация. В обязательном порядке в документе должна содержаться следующая информация:

    • наименование;
    • адрес места расположения;
    • цель создания;
    • виды деятельности;
    • порядок вступления и выхода из организации;
    • цели, для которых создается организация;
    • состав и компетенция органов управления;
    • имущественные права учредителей;
    • порядок действий при ликвидации организации;
    • ответственность за определенные нарушения, невыполнение обязательств.

    Особое внимание следует уделить выбору названия, с аналогичным наименованием повторно уже не зарегистрируют новое АНО.

    Следует тщательно подбирать коды ОКВЭД, так как АНО может заниматься лишь ограниченным количеством видов деятельности. Это могут быть образовательные и медицинские услуги, культурные и бытовые, благотворительность. Для поддержания деятельности АНО допускается предоставление платных услуг, но основой финансирования должно быть добровольные взносы.

    Не так давно большинству предприятий, включая АНО, разрешили осуществлять свою деятельность на основе модельного устава. Его разработали для того, чтобы упростить всю процедуру регистрации и подготовки. В то же время модельный устав для формы собственности АНО не является исчерпывающим, а лишь обобщенным вариантом. Проще говоря, любая организация может взять такой устав за основу и доработать его под собственные нужды.

    Если планируете заняться деятельностью, которая не связана с предпринимательской, лучше всего выбрать следующую организационно-правовую форму: автономная некоммерческая организация. Хотя запрета на занятие предпринимательской деятельностью у АНО нет, но она может быть связана только с основной целью создания компании. Если это правовые услуги, то предоставлять на платной основе можно только такие же услуги.

    Регистрация такой организации достаточно простая и прозрачная. Главное, чтобы учредителями такой организации были совершеннолетние и дееспособные физические лица. Также в качестве учредителей могут быть юридические лица. Но все они должны помнить, что имущество, передаваемое в АНО, является собственностью этой организации. Ни учредители, ни АНО не обязаны отвечать по обязательствам друг друга.

    Особенности деятельности

    Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.

    Основные их особенности таковы:

    1. Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
    2. Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
    3. Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
    4. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
    5. Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.

    Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

    Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

    Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

    Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

    Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

    Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

    Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

    1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
    2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
    3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
    4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

    Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

    Пособие 6: Корпоративная структура Формирование некоммерческой корпорации непросто.Но подготовка требует ясности относительно миссии, правил работы и процедур принятия решений. Для некоммерческой организации, члены ее совета могут придерживаться противоположных идей, иметь четкие правила о делегировании полномочий и о том, как это сделать. Наличие всех этих принципов в учредительных документах и ​​подзаконных актах упрощает организацию организации.
    Другие преимущества Другие преимущества регистрации включают освобождение от уплаты налога на недвижимое и личное имущество в графстве; более низкие тарифы на почтовую рассылку третьего класса; более дешевые рекламные тарифы; бесплатные объявления о радио и телевидении (PSA) и многое другое в зависимости от ваших действий. Недостатки Недостатки включения включают в себя множество документов и некоторые расходы.

    В чем плюсы автономной некоммерческой организации

    Общественная организация может получать взносы от ее членов, а также пожертвования от других лиц. И, что немаловажно, некоммерческая организация может получать гранты от отечественных и зарубежных спонсоров, а также субсидии из государственного и муниципального бюджета. Таким образом выходит, что в ряде случаев возможностей у участников некоммерческих организаций может быть не меньше, а даже больше, чем у учредителей коммерческих юридических лиц. Несмотря на то, что по закону прибыль между участниками некоммерческой организации распределять нельзя (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками), на практике есть возможность фактического использования данной прибыли. Например, участники некоммерческой организации могут состоять с ней в трудовых отношениях и получать заработную плату.


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *