Не пропустил пешехода: штрафы и нюансы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не пропустил пешехода: штрафы и нюансы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
Законность штрафа за неправильный переход
Теперь перейдём к самому главному.
Итак, ПДД не запрещают переходить дорогу вне пешеходного перехода, если речь идёт не о красном сигнале светофора. Как мы уже описали выше, нарушение будет, только если в зоне видимости есть переход (в том числе подземный или надземный) либо создана помеха автомобилям (вы как пешеход обязаны при неположенном переходе уступать машинам).
Если критериев правонарушения не было, то и штраф незаконен. Но главный вопрос тут заключается в том, сможете ли вы доказать, что нарушения Правил не было по этим указанным причинам. Увы, но презумпция невиновности у нас работает только формально.
Для доказательств вашей невиновности идеально подошла бы видеозапись вашего перехода. Вот только редкий пешеход будет идти и снимать видео – это, к тому же, небезопасно при итак опасном движении вне перехода. Но даже если такое видео есть у инспектора, предоставлять его вам он не обязан.
Конечно, самый разумный вывод из всего этого – просто избегать перехода вне «зебры». И 250 рублей штрафа со скидкой за это – не такая большая сумма сравнительно с другими размерами санкций.
Тем не менее, попытаться обжаловать незаконное постановление можно и нужно. Благо, это почти бесплатно и занимает мало времени (ниже мы ещё объясним формальный порядок оспаривания штрафов пешеходу).
Не пропустил пешехода: штраф и нюансы
С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.
В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам.
В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.
Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.
Часто именно пешие участники движения провоцируют аварийные ситуации на дороге. Не задумываясь о последствиях, люди переходят дорогу в неположенном для этого месте. Они даже не смотрят по сторонам, считая от чего-то, что их в любом случае должны пропустить.
Особенно печально, когда так поступают родители, переводя через дорогу своих детей, подвергая опасности себя, ребенка и водителей.
Каждый пешеход должен знать, что он обязан:
- переходить улицу только в местах пешеходного перехода;
- следить за сигналом светофора на регулируемом перекрестке;
- переходить улицу можно только под углом в 90°;
- переходить улицу можно только убедившись, что рядом нет автомобилей;
- перед тем как ступить на зебру нужно притормозить и оповестить этим участников движения о вашем намеренье пересечь улицу.
Для тех, кто не соблюдает данные правила, новые ПДД предусматривают следующие штрафные взыскания:
- нарушение, не повлекшее аварийной ситуации – 500 руб.;
- нарушение повлекло помеху для автомобиля – 1000 руб.;
- нарушение повлекло за собой незначительный ущерб здоровью другого участника движения – 1500 руб.
В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.
Рассмотрим поподробнее каждое изменение:
- Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
- Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
- По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.
Что следует понимать под пропуском пешехода
Этот пункт является самым сложным и спорным в понимании темы. В правилах дорожного движения, также, как и в КоАП не дано четкого определения и порядка действий. По этой причине водители должны самостоятельно толковать положения нормы, что не всегда получается правильно. Правила дорожного движения не требует безусловной остановки или начала торможения, поскольку в каждой ситуации на дороге разные условия. Совершать действия, направленные на предоставление преимущества следует, как только человек наступил на зону пешеходного перехода (если данный участок не регулируется светофором).
ВНИМАНИЕ !!! Если пересечение проезжей части происходит на запрещающий сигнал светофора, равно как и вне зебры водителю не стоит безусловно пропускать пешеходы. Данный аспект не урегулирован правилами дорожного движения, но большая часть инспекторов и преподавателей в автошколах считают, что пропускать необходимо только установленных местах. Поскольку резкое торможение в непредназначенном для этого месте (где другие водители не могут ожидать этого) может повлечь иное происшествие. Естественно, не допускается совершение наезда на пешехода, поэтому расставлять приоритеты необходимо самому водителю в каждой конкретной обстановке.
В последних редакциях эти требования стали действовать и на зону трамвайных путей. Кроме того, понятие «пропустить» было заменено на «уступить». Это связано в первую очередь с конкуренцией понятий, поскольку термин «пропустить» никак не закреплен в правилах, в то время как «уступить» содержится и к нему дано четкое пояснение. Уступать – это не совершать любые действия, способные причинить неудобства другому участнику движения (в случае наличия у него преимущества). Неудобства выражаются в изменении изначальной скорости или направления движения.
Уступить дорогу теперь обязан и велосипедист. В границах пешеходной зоны не допускается передвижения на велосипеде. Для пересечения дороги придется спешиться и идти рядом. С введением этого правила, водители получают снижение ответственности за сбитого велосипедиста в зоне зебры, в случае если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.
Действия водителя после ДТП с пешеходом
Уплотнение трафика на дорогах мегаполисов делает неизбежными всевозможные инциденты. В итоге автомобили сталкиваются не только с другим транспортом, но и пешими участниками дорожного движения. Однако в подобных происшествиях далеко не всегда виноваты автомобилисты.
Неправильно спланированная пешеходная инфраструктура, плохой обзор, элементарная безграмотность в вопросах ПДД, пренебрежение этими нормами, а иногда и откровенная халатность делают свое дело, разделяя не только пешеходную, но и водительскую жизнь на «до» и «после».
Именно поэтому сохранять бдительность должны все участники дорожного движения без исключения, помня о том, какие непоправимые последствия может иметь банальная рассеянность.
Конечно, это не значит, что в случае очевидной вины пешехода водитель должен продолжать движение после столкновения, и дело тут не только в моральной стороне вопроса, но и гражданской, административной и уголовной ответственности.
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.6 | Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией ТС предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах | 1000 руб. |
Пересечение железнодорожных путей
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
---|---|---|
12.10 ч.1 | Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде | 1000 руб. или Лишение права управления ТС на 3 — 6 месяцев |
12.10 ч.2 | Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 КоАП РФ | 1000 руб. |
12.10 ч.3 | Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.10 КоАП РФ | Лишение прав на 12 месяцев |
Порядок назначения штрафа
В случае нарушения пункта 14.1 Правил дорожного движения сотрудники дорожной полиции, заметившие нарушение, обязаны остановить транспортное средство до выяснения обстоятельств нарушения и наложения административного штрафа. Процесс происходит по следующему алгоритму:
- Полицейский останавливает автомобиль, подходит к нему и представляется. Пункт 45 Административного регламента Министерства внутренних дел обязывает его сделать это.
- По просьбе водителя, в соответствии с тем же пунктом 45 Правил, сотрудник ГИБДД предъявляет служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
- Затем сотрудник дорожной полиции просит предъявить документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, водительское удостоверение, полис страхования гражданской ответственности; объясняет причину остановки.
- Если есть доказательства того, что пешеход не проехал, их нужно представить в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. Это могут быть, например, видеоматериалы или фотографии. В обязанности сотрудника дорожной полиции также входит опрос свидетелей аварии и самих пострадавших.
- Затем сотрудник дорожной полиции заполняет протокол с указанием суммы денежного штрафа. Он вручает копию бланка водителю и объясняет условия обжалования, как оплатить штраф за непропуск пешехода, ответственность за его игнорирование.
Что следует понимать под пропуском пешехода
Этот пункт является самым сложным и противоречивым в понимании темы. Правила дорожного движения, а также КоАП не дают четкого определения и процедуры. Поэтому водителям приходится самим интерпретировать правила, что не всегда хорошо получается. Правила дорожного движения не требуют безоговорочной остановки или начала торможения, поскольку каждая ситуация на дороге индивидуальна. Преимущество должно быть предоставлено, как только человек вступает на пешеходный переход (если переход не управляется светофором).
ВНИМАНИЕ!!! Если пешеход переходит проезжую часть в запрещающий сигнал светофора, а также вне пешеходного перехода, водитель не должен безоговорочно пропускать пешехода. Этот аспект не регулируется правилами дорожного движения, но большинство инспекторов и преподавателей автошкол придерживаются мнения, что пешехода следует пропускать только в установленном месте. Резкое торможение в непредусмотренном месте (где другие водители могут этого не ожидать) может стать причиной аварии иного рода. Конечно, нельзя сбивать пешеходов, поэтому водитель должен правильно расставлять приоритеты в каждой ситуации.
В последних изданиях эти требования стали применяться и в трамвайной зоне. Кроме того, термин «пас» был заменен на «выход». В основном это связано с конкуренцией понятий, так как термин «пропуск» не прописан в правилах, в то время как «доходность» включен и четко объяснен. Пропустить — значит не делать ничего, что может причинить неудобства другому участнику дорожного движения (если у него есть преимущество). Неудобство заключается в изменении скорости или направления движения.
Велосипедист также обязан уступить дорогу. Не разрешается ездить на велосипеде в пределах пешеходной зоны. Чтобы пересечь проезжую часть, вы должны сойти с лошади и идти рядом. С введением этого положения водители получают снижение ответственности за наезд на велосипедиста в зоне «зебры», если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.
Действия водителей при приближении к пешеходному переходу
- Вы приближаетесь к пешеходному переходу и видите человека, уже переходящего его. После этого вы должны уступить ему/ей дорогу (раздел 14.1).
- Если автомобиль перед вами снижает скорость, чтобы дать возможность пешеходу перейти дорогу, вы также должны снизить скорость (раздел 14.2). Обгон на пешеходном переходе и выезд на полосу для встречного движения являются грубыми нарушениями, за которые вы можете быть лишены водительских прав. Более того, может произойти несчастный случай.
- Если для водителя транспортного средства горит светофор, но пешеходы еще не перешли дорогу, необходимо дождаться окончания их движения, прежде чем начать движение (раздел 14.3).
- Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7, пешеходы должны быть пропущены на переходе в следующих случаях:
- Слепой пешеход подает сигналы белой тростью (независимо от того, пешеходный переход это или нет);
- Если пешеходы идут к остановке, где припаркован общественный транспорт, выставляя людей на проезжую часть;
- Если водитель приближается к машине с включенными «аварийными огнями», а на машине висит знак «перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости полностью остановиться и пропустить детей.
Наказание для нарушителя в разных ситуациях
По правилам человек, который сидит за рулем, обязан пропускать людей на пешеходном переходе. В упомянутом документе (пункте 14) подробно рассмотрены конкретные ситуации. Так, если в случае приближения к «зебре» водитель увидел, что пешеход наступил на полосу или начал движение по ней, пропуск участника движения является обязательным.
Если до входа на пешеходный переход человек замедлил движение, машины, приближающиеся к «зебре», также должны уменьшить скорость. В случае обгона и выезда на встречную полосу прописанной выше ситуации автовладельца ожидает наказание вплоть до лишения водительского удостоверения.
Каждый водитель должен знать, какой штраф положен, если он не пропустил пешехода. Размер финансового наказания составляет 1500 рублей. Ниже рассмотрим различные ситуации для определенных типов переходов и перекрестков.
Ответственность за проезд на красный
Статья 12.12 КоАП устанавливает административный штраф размером 1000 р. за проезд на соответствующий жест регулировщика или запрещающий сигнал светофора. Напомним, что запрет на проезд перекрёстка возникает не только при проезде на красный, но и на сочетание жёлтого и красного сигналов, а также на жёлтый сигнал.
Если данное правонарушение совершается повторно, то водителя согласно ч.3 той же статьи, введённой в действие , ждёт уже гораздо более суровое административное наказание:
- Выплата большей суммы за проезд на красный свет – штрафа величиной 5000 р.;
- Лишение ВУ на срок от четырёх месяцев до полугода.
Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».
Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.
Размеры штрафов для пешеходов
При наложении административного взыскания для пешеходов за нарушение ПДД применяются всего две статьи из 12 главы КоАП РФ:
- Статья №12.29 – имеет универсальный характер и может применяться при любых нарушениях ПДД пешеходами или пассажирами транспортных средств. Она предусматривает наказание в виде устного предупреждения инспектора или штрафа в 500 рублей.
- Статья №12.30 применяется в случаях, когда пешеход создал помеху для автомобилей на проезжей части. За это полагается штраф в размере 1000 рублей. Если в результате действий пешехода был причинён лёгкий или средний вред здоровью третьих лиц, сумма взыскания возрастает до 1500 рублей.
Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций
1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом
Административная ответственность за нарушение | ||
222–1850 руб. | от 6 до 50 б.в. |