Когда за тунеядство отправляли в ссылку
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда за тунеядство отправляли в ссылку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 1970-х гoдaх прoизвoдитeльнocть трудa в CCCР нeуклoннo cнижaлacь. C 1976 пo 1980 гoд, кaк пoкaзывaют пoдcчeты coврeмeнных экoнoмиcтoв, рocт мaтeриaльнoгo прoизвoдcтвa в cтрaнe cocтaвлял вceгo пo 1% в гoд (oфициaльнo – пo 4,3%). Этo былo мeньшe, чeм в нaчaлe брeжнeвcкoгo прaвлeния.
Мнoгoлeтняя привычкa нaчaльcтвa cмoтрeть «cквoзь пaльцы» нa нaрушeния трудoвoй диcциплины привeлa к тoму, чтo мнoгиe нaчaли oтнocитьcя к cвoим рaбoчим oбязaннocтям вecьмa лeгкoмыcлeннo.[C-BLOCK]
Зaмeдлeниe экoнoмичecкoгo рocтa влeклo зa coбoй нe тoлькo ухудшeниe жизни людeй, нo и тeхничecкoe oтcтaвaниe oт зaпaдных cтрaн, Этo ужe прeдcтaвлялo угрoзу caмoму cущecтвoвaнию CCCР, пocкoльку дaжe вoeннaя тeхникa пoтeнциaльнoгo прoтивникa в кoнцe 1970-х нaчaлa прeвocхoдить coвeтcкую.
Ужe в нoябрe 1982 гoдa нa плeнумe ЦК КПCC Aндрoпoв зaгoвoрил o нeoбхoдимocти «уcкoрeния тeмпoв рaзвития экoнoмики». Oдним из вaжнeйших мeрoприятий мoбилизaциoннoгo cцeнaрия былo укрeплeниe трудoвoй диcциплины. Пo cлoвaм Aндрoпoвa, прeкрacнo знaвшeгo рeaльнoe пoлoжeниe дeл в cтрaнe, «нaрoд пoдрaзбoлтaлcя».
Согласно Указу, гражданин, не работавший 4 месяца в году, подлежал уже не административному, как ранее, а уголовному преследованию. Исключения делались для инвалидов, тяжелобольных (с соответствующими документами от врача), для рожающих женщин (56 дней до родов и 56 после) и еще на 90 дней, если мать оформила дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. И это еще прекрасные условия – с 1938 до 1956 года декретные отпуска давали лишь на несколько дней, в лучшем случае недель.
Замужние женщины с детьми имели право быть домохозяйками. Незамужние (в том числе разведенные) – нет. Замужние без детей – тоже нет.
Граждане «свободных профессий» (писатели, музыканты, архитекторы и т.д.), которые заведомо не могли каждый день выдавать определенный объем работы, обязаны были состоять в профессиональном союзе. Тем, кого по каким-то причинам туда не приняли или, не дай бог, выгнали, было запрещено ограничиваться одним лишь творчеством, даже если оно приносило доказанный доход. Именно так схлопотал свою ссылку самый знаменитый тунеядец Советского Союза Иосиф Бродский – сильный, трудолюбивый молодой человек, который как раз с ранней юности зарабатывал деньги самостоятельно. Но формально Бродский на момент суда уже давно нигде официально не числился, в Союз писателей его не принимали по молодости и безвестности (хотя переводы Бродского публиковались, а гонорары в те годы были очень хорошими и позволяли жить безбедно – по советским, конечно, меркам). Суд проходил с огромным количеством нарушений, выпады против Бродского зачем-то сделали чрезвычайно политизированными – в результате из жертвы бюрократического недомыслия Иосиф Александрович превратился в мученика.
Действия властей приобрели ярко выраженную идеологическую направленность. Тунеядцев обвиняли во всех бедах и несчастьях страны.
В русском языке появился новый термин — аббревиатура БОРЗ, которая расшифровывалась как «без определённого рода занятий». Соответственно в обиход вошло слово «борзый», то есть не желающий работать.
При этом к тунеядцам и паразитам также относили тех, кто трудился на дому (к примеру, портних или сапожников). Их обвиняли и высмеивали. В магазинах и учреждениях висели агитационные плакаты типа «Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги!» или «Серьги в уши, бровь дугой — пусть работает другой. Неужели вы, ребята, увлекаетесь такой?» (с изображением нарядно одетой и скучающей сельчанки на фоне колхозников, собирающих урожай).
Утверждение, что тунеядцы живут за счёт социалистического государства, было, как минимум, спорным — ведь никаких пособий по безработице в СССР не выдавали, так что «иждивенцы» могли существовать либо за счёт своих доходов, либо благодаря помощи родственников или друзей. Но идеологическая обработка населения приносила свои плоды. С тунеядцами активно боролись не только сотрудники правоохранительных органов, но и их добровольные помощники — причём последних было намного больше. Благодаря бесчисленным доносам бдительных граждан тех, кто уклонялся от официальной работы, в лучшем случае насильно трудоустраивали, а в худшем — высылали из крупных городов в отдалённую местность.
Кого могли привлечь к ответственности за паразитический образ жизни
Кто же попадал под определение «тунеядец»? Да кто угодно!
Это была не только борьба с теневым рынком труда, но и надежный способ одним махом избавиться от всех, кто не желал встраиваться в советскую систему ценностей, не был управляемым и удобным советской власти.
Вот только некоторые категории:
- Граждане, сдающие в аренду свое жилье или его часть, а также другую собственность: например, автомобили. Те, кто сейчас попадают под определение «самозанятые», то есть все, кто зарабатывал деньги не на госпредприятиях, а частным образом. Сюда входил самый широкий круг лиц, от частных портных до помощников по хозяйству, от репетиторов до риелторов.
- Частные торговцы и «доставалы», умевшие раздобыть для своей клиентуры то, чего не было в открытой продаже: от одежды и импортной косметики до мебели и бытовой техники. А также все, кто занимался продажей и перепродажей чего угодно. Их называли фарцовщиками и спекулянтами.
В эту категорию попадали даже те, кто продавал результаты своего труда, например, сельскохозяйственную продукцию, произведения прикладного искусства или самодельные грампластинки. Владельцы подпольных микрофабричек выпускали их на рентгеновских пленках, поэтому они вошли в историю как «пластинки на костях».
- Бродяги и нищие. К ним причисляли не только тех, кто реально не имел определенного места жительства и занимался попрошайничеством, но и тех, кто, например, нанимался на сезонные работы, в том числе сельскохозяйственные, а остальную часть года жил на заработки от своего труда.
- Картежники и другие игроки. Эта категория была не столь многочисленной. Они виртуозно играли в азартные игры на деньги. Среди относительно честных игроков была львиная доля карточных и прочих шулеров, которые часто работали небольшими компаниями. Действовали в курортных местечках, в поездах, иногда – в гостиницах или на вокзалах.
- Гадалки, предсказатели и маги. Как правило, гадалки принимали клиентуру у себя дома. На чем только они не гадали! На картах, кофейной гуще, на воске и так далее. В более поздний период, примерно в начале 80-х в их ряды влились разномастные экстрасенсы, которые не только прозревали будущее, но и «лечили», «чистили карму», а также оказывали влияние на судьбу.
- Проститутки и сутенеры. Как известно, наличие проституции в СССР долгое время не признавалось, поэтому все, кто был задействован в этом бизнесе, от самих ночных бабочек до сутенеров и содержательниц подпольных борделей, привлекались к уголовной ответственности по другим статьям, чаще всего, по статье о тунеядстве.
В 1956 году было издано постановление о цыганах. Нация, славящаяся своим привольным бродяжническим образом жизни, конечно же, не могла вписаться в рамки советского строя. В документе предписывалось «приобщать цыган к труду». В итоге около 10 тысяч представителей народа было выслано в Сибирь, многие дети были насильно отданы в интернаты.
В 1957 году появился новый проект закона о борьбе с «бездельниками». Они подразделялись на две группы. К первой группе относились трудоспособные граждане, злостно уклоняющиеся вообще от какого-либо труда, ко второй – те, кто живет на злосчастные «нетрудовые» доходы – то есть «фарцовщики», перекупщики, владельцы личных подсобных хозяйств, продающие добытое, между прочим, честным и упорным трудом и т.д. Как раз в этот период и оформилось понятие «тунеядец» — это человек, который либо действительно избегал труда, живя на деньги родственников, либо занимался «личным», а не государственным делом — подсобным хозяйством, перепродажей и т.д.
В Белоруссии нашли способ наказывать тунеядцев рублём
В последние годы введение ответственности за тунеядство активно обсуждалось в Белоруссии. Как и в России, там столкнулись с проблемой несоответствия старых советских норм, с помощью которых преследовали тунеядцев, экономическим реалиям капитализма.
Белорусске юристы, однако, нашли выход. В соответствии со статьёй 56 Конституции Белоруссии граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Решено было ввести ответственность не за тунеядство как таковое, а за уклонение от финансирования госрасходов.
2 апреля 2015 года Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому установлена обязанность граждан Беларуси, постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин.
Размер базовой величины в Белоруссии с 1 января 2015 года составляет 180 000 белорусских рублей. По текущему курсу, 20 базовых величин равняются примерно 12 600 российским рублям — именно такую сумму предстоит уплатить гражданам Белоруссии, попавшим под действие новой нормы.
Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.
Тунеядство и преступность
Основные условия и направления в создании преступных ситуаций совершаемых лицами без определённого рода занятий :
- Наличие значительного количества свободного времени.
- Предрасположенность к получению материальных благ без трудовой деятельности.
- Наличие контактов и общения с подобными элементами (то есть такими же лицами, ведущими праздный образ жизни).
Основные преступления совершаемые при прямом и косвенном участии лиц без определённого рода занятий:
- Воровство : Как случайное средство для приобретения т. н. «лёгких денег».
- Ограбление : Как вынужденная обстоятельствами мера для добычи средств к существованию тунеядца.
- Мошенничество : Добывание средств путём обмана (например, так называемое «целительство»).
- Хулиганство : Как одна из характерных форм поведения и развлечения в группах бездельников.
- Попрошайничество : Как источник средств к существованию и обогащению.
- Вымогательство : Чаще встречается т. н. бытовое вымогательство (выуживание денежных средств у родственников и знакомых).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :
- Гейсмар, Фёдор Клементьевич
- Море Сомова
Идеология борьбы с «паразитизмом»
Во времена Сталина борьбу можно было оправдать благодаря тому, что на предприятиях не хватало рабочих, то есть основной движущей силой являлась экономика. При Хрущеве же появилась идеологическая основа.
В 1957 году газеты пестрели заголовками о проекте закона «Об усилении борьбы с общественно-вредными паразитическими элементами». Гонению подверглись следующие люди (к слову, именно в этом году появилось определение «тунеядство»): совершеннолетние, но работоспособные личности, уклоняющиеся от полезного труда, и личности, живущие на нетрудовые доходы. Предприниматели и люди, работающие на своем участке, также попадали под понятие «паразитов». В конце 1950-х открылась борьба с представителями религиозных сект, которые по той или иной причине уклонялись от общественного труда.
209-ая статья менялась несколько раз, а если быть точными, то четыре: в 1975-ом, 1979-ом, 1982-ом, 1984-ом годах. Изменения были разными — то меры наказания усиливались, то, наоборот, ослаблялись: таким людям грозило несколько лет колоний либо ссылки с исправительными работами.
Тунеядство — что такое это для бродяг, алкоголиков и наркоманов? Ведь их во времена Брежнева ввели в состав категории «паразитов» и асоциальных элементов. Трудно сказать, ведь даже профилактические беседы не дали ожидаемого эффекта, разве что такие люди пошли в обход системы и устраивались на работу стороами и дворниками.
Из дворника в телеведущие
Перед многими БОРЗыми в СССР стоял выбор: тюрьма или подсобные работы. Тележурналист, историк и публицист Владимир Кара-Мурза, закончив исторический факультет МГУ, долгое время не мог определиться с работой. Он занимался репетиторством и работал дворником.
В свободное время он участвовал в перформансах в составе арт-группы «Мухоморы», закладывая основы для неформального искусства: снимал художественные высказывания своих друзей на восьмимиллиметровую камеру, а потом сам монтировал. Вечерами Кара-Мурза посещал закрытые спектакли и показы запрещенных кинофильмов.
Из дворников Кара-Мурза практически сразу же перешагнул порог одного из главных телеканалов страны — в 1992 году он начал работать на телевидении, став редактором, а затем корреспондентом программы «Итоги».
Что такое тунеядство: определение
Открыть сущность тунеядства можно всего лишь обозначив его значение: лень, безделье. Слово имеет устаревшие корни и происходит от церковнославянского. Разделяется на две части: первая — «туне» — означает «бесплатно», «даром», а вторая — глагол «ясти» — означает «есть» или «питаться». Кстати, что неудивительно, похожее происхождение и у слова «дармоед».
Бездельники были всегда, в том числе и в Российской империи. До наказаний в то время, конечно, еще не дошло, однако что такое тунеядство, представляли многие, и это упоминалось в определенных документах и совсем не одобрялось. В Российской империи многие бездельники жили в основном за счет близких и родственников.
Администрирование такого налога в первую очередь обойдется дороже, чем средства, которые можно будет с его помощью собрать. А во-вторую очередь это вызовет массовое недовольство населения, которое накануне выборов властям совсем ни к чему, полагает доктор экономических наук Андрей Гудков.
«Введение такого налога непонятно как согласуется с существующей на данный момент в России конституцией, в которой, в отличие от конституции советской, право на труд не упомянуто. А если не предусмотрено некое право, то не надо быть юристом, чтобы понять, что невозможны никакие репрессии за неиспользование этого права. Ибо только право порождает обязанности», — сказал он «Ридусу».
С практической точки зрения взимание такого налога тоже вызывает множество вопросов, главный из них — как налоговые власти намерены разделять тех граждан, которые «тунеядствуют» злонамеренно, и тех, кто имеет источник существования совершенно легитимный, но не связанный с зарабатыванием денег путем ежедневного хождения на завод?
«Найти „тунеядцев“ можно только по базе данных ПФР. Но огромное количество людей живет за счет своих супругов, „работая“ родителями малолетних детей, бабушками-дедушками своих внуков или, в конце концов, любимыми женами своих работящих супругов. За это родственники их содержат. Этих людей тоже предлагается обложить налогом на тунеядство?» — говорит Гудков.
Причем «любимая женщина механика Гаврилова» может не состоять с ним в официальном браке, и доказать, что ей нет нужды каждое утро отправляться на работу, документально она не сможет.
«В конце концов, на российских просторах можно найти примеры, когда в отдаленных деревнях их жители живут натуральным хозяйством. Баба Маша выращивает картошку и обменивает ее у тети Веры на огурцы, а та меняет их у дяди Васи на самогон. В денежные отношения они не вступают, и формально, по букве предполагаемого закона, должны будут платить 25 тысяч — больше, чем все их огурцы и картошка стоят вместе», — указывает эксперт.
Опыт Белоруссии продемонстрировал, что даже в этой спокойной и «советской» стране попытки введения «налога на тунеядство» вызвали массовые протеста в Минске. В России тем более подобное нововведение станет подарком несистемной оппозиции, предупреждает он.
Кто не работает — тот не ест! Или как вычисляли тунеядцев
Совсем неудивительно, что все законы, направленные на борьбу с социальным паразитизмом, которые то ужесточались, то смягчались, встречались с восторгом добропорядочными гражданами СССР. Воспитанные на идеологии светлого коммунистического государства, с утра до вечера честно строящие свою великую страну у станков заводов и фабрик — они считали справедливым требование властей и принуждение к труду, а вследствие нарушений — строгое наказание.
Изначально поиск и выведение на чистую воду тунеядцев были возложены исключительно на органы МВД. Но слуги народа часто не справлялись с нагрузкой, и тогда им на помощь приходили бдительные граждане СССР. Создавались так называемые суды общественности — группы добросовестных активистов, в число которых входили комсомольцы, дружинники, партийцы, примерные хозяйственники.
В коллективах с тунеядцами проводили беседы, брали их на перевоспитание, а в случае если ничего не помогало — отдавали милиции, где наказания становились гораздо строже. Бдительные соседи и родственники тоже прилагали усилия к вычислению лентяев — часто причиной преследования становились доносы соседей и друзей семьи.
Польза и вред наказаний за тунеядство
В 50-х годах, при Иосифе Сталине, борьба с тунеядством была в какой-то мере оправданной — в стране после войны образовалось множество бездельников, промышлявших воровством, мошенничеством, проституцией, да и просто нахлебников. А разрушенную за годы жестокой войны страну нужно было восстанавливать, на вес золота была каждая пара рабочих рук. Однако не обошлось без перекосов — например, за тунеядство нередко привлекали инвалидов, потерявших здоровье на войне, которые не в силах были трудиться наравне с другими.
При Никите Хрущеве, а потом при Леониде Брежневе и Юрии Андропове, наказание за тунеядство приобрело скорее политическую окраску — все обязаны были строить коммунизм, никто не имел права уклоняться. Надо сказать, несмотря на все перегибы, от закона была и польза — большинство тунеядцев после беседы в отделении милиции или после товарищеского суда раскаивались и принимались честно работать. В то время нигде не работать, жить за счет своих близких было стыдно. Ведущих асоциальный образ жизни «прорабатывали» на собраниях, всячески исправляли и перевоспитывали, и довольно часто из этой затеи выходил толк.
«Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина» — так звучала одна из статей Конституции, изданной в шестидесятых годах. В 1961 г., согласно Постановлению Совнаркома СССР, был принят так называемый закон о тунеядстве – «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни». Исследователи отмечают, что после хрущёвской оттепели, в рамках которой в Советский Союз всё же пришла хоть относительная, но свобода, принятие подобных, довольно жёстких мер выглядело парадоксально: какой смысл сначала объявлять либерализацию, а потом своими же руками уничтожать её?