Производственный экологический контроль в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственный экологический контроль в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Наименование платежа
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Куда вносится
Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие |
НПА
Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
Срок внесения
до 1 марта |
Кто вносит плату
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:
|
Как вносится
На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ |
Отчет ПЭК — требования
ПЭК, или программа экологического контроля, представляет собой очень важный элемент в ведении природоохранной деятельности в рамках каждого предприятия. Данная программа выступает в виде комплекса мер, реализация которых позволяет выполнять все действия для охраны окружающего мира и тем самым соблюдать все требования на законодательном уровне по контролю за влиянием на экологию.
Данные требования распространяются только на те субъекты хозяйствования и предприятия, которые в рамках своей деятельности относятся к объектам негативного воздействия 1-3 категорий.
На них распространяются следующие обязательства:
-
разработка и утверждение ПЭК;
-
осуществление проведения ПЭК путем назначения ответственных лиц, внедрения мероприятий контроля за количеством выбросов, ведения учета всех данных, реализации мероприятий по обращению с образовавшимися отходами;
-
составление соответствующих документов для фиксации всех данных учета и их последующее хранение для подачи отчетности и предоставления во время проверок надзорными органами;
-
подача отчетности в контрольные управления для подтверждения соблюдения экологического законодательства.
Cостав сведений об организации производственного контроля
В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:
а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;
б) сведения об организации системы управления промышленной безопасностью (для опасных производственных объектов I или II класса опасности);
в) сведения о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля;
г) результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля;
д) сведения о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
е) сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;
ж) сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте;
з) сведения об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах.
Обратите внимание! Отчет о производственном контроле обязаны подавать владельцы всех ОПО I, II, III и IV классов опасности! |
Кто должен проводить ПЭК?
Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.
Производственный экологический контроль (ПЭК) – это внутренний контроль выполнения природоохранных норм на предприятиях I-III степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Принципы производственного экологического контроля заключаются в подготовке соответствующей программы и надзоре за ее исполнением.
Для каждого загрязняющего объекта подготавливают индивидуальную программу ПЭК. Производственный экологический контроль на предприятии осуществляют с учетом всех законодательных норм в области природопользования и экологии. Также учитывается специфика работы организации.
Подготовленный нормативный акт внедряют приказом по организации. После утверждения программы ответственные лица должны следить за выполнением всех пунктов документа. Предприятия I категории НВОС сдают программу на утверждение в контролирующие ведомства, чтобы получить комплексное экологическое разрешение.
2-ТП (воздух) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения, которая обязательна к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
- с объёмом разрешённого выброса более 10 тонн в год;
- с объёмом разрешённого выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1-го и (или) 2-го классов опасности.
Данный вид отчёта сдаётся также и по форме 2ТП-воздух (срочная).
Напоминаем, что к стационарным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Объем выброса смотрите в Разрешении на выбросы.
Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) предоставляется в территориальный орган Росстата в срок до 22 января года, следующего за отчётным. Если последний день сдачи отчёта приходится на выходной, то срок переносится на первый рабочий день.
Перечень исходных данных для отчёта:
- реквизиты для заключения договора;
- копия разрешения на выбросы;
- копия нормативов выбросов.
За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ, которая влечёт за собой наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10000 руб. до 20000 руб.;
- на юридических лиц — от 20000 руб. до 70000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
- на должностных лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.;
- на юридических лиц — от 100000 руб. до 150000 руб.
2-ТП (водхоз) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения, которая обязательна к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- осуществляющими сброс (отведение) сточных вод;
- осуществляющими забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
- получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объёмом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
- получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объёмом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
- имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) предоставляется в территориальный орган Росводресурсов в срок до 22 января года, следующего за отчётным.
Перечень исходных данных для отчёта:
- реквизиты для заключения договора;
- копия лицензии на водопользование;
- данные о заборе и сбросе воды помесячно за отёчный период.
За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ, которая влечёт за собой наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10000 руб. до 20000 руб.;
- на юридических лиц — от 20000 руб. до 70000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
- на должностных лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.;
- на юридических лиц — от 100000 руб. до 150000 руб.
Как работать с календарем
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
Форму 2-ТП (водхоз) сдают в региональное отделение Росводресурсов компании, у которых:
- имеется сброс сточных вод;
- потребление воды из водных объектов составляет не менее 50 м3/сут, за исключением сельхозобъектов;
- на любые нужды, кроме сельского хозяйства поступление воды из системы водоснабжения не должно быть менее 300 м3/сут;
- поступление воды из системы водоснабжения не менее 150 м3 для сельхозназначения;
- имеется система оборотного водоснабжения производительностью не менее 5000 м3/сут независимо от объема потребляемой в сутки воды.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Кто должен проводить ПЭК?
Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.
Получить консультацию
Охрана и использование водных объектов
Таблица 3.1. Результаты учета объема забора (изъятия) и сброса вод. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 2057.
В таблицу 3.1 вносятся реквизиты писем, которыми в адрес территориального органа Росводресурсов были направлены сведения о результатах учета забора и сброса. Поскольку отчетность ежеквартальная, то в таблице должны быть указаны реквизиты четырех писем. Своевременность направления сведений контролируется территориальными органами Росводресурсов. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Таким образом, таблица 3.1 включена в отчет тоже не для дела.
Таблица 3.2. Результаты наблюдений за водными объектами и учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод. Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 308, ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Срок представления сведений в соответствующий территориальный орган Росводресурсов установлен до 15 марта.
Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод (приказ Минприроды России от 14.03.2007 № 569), водопользователи ведут регулярные наблюдения за водным объектом по программе, согласованной с территориальным органом Росводресурсов, и представляют результаты таких наблюдений в территориальный орган Росводресурсов и в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Срок представления ежегодного отчета – до 10 января.
В таблицу 3.2 «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса» вносятся реквизиты писем о направлении сведений о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса и сведений о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами.
Контроль за своевременностью направления всех этих сведений осуществляется территориальными органами Росводресурсов, органами исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Вернее, ясно, что он не нужен.
Таблица 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений. Поскольку контроль за сбросом сточных вод ведется постоянно, то введение в таблицу 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» даты отбора проб заставляет вместо осредненной годовой формы создавать отдельную таблицу на каждую дату отбора проб. Так как в таблице 3.3 содержатся только первичные данные и никто их обрабатывать не будет, таблица эта не имеет смысла.
7.1. Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:
– Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
– Федеральным Законом Российской Федерации от 30.03.1995 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– другими нормативными правовыми актами.
7.2. Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:
– проверку порядка и правил обращения с отходами;
– анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
– учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
– составление и утверждение Паспортов опасных отходов;
– определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
– мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
– проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
– проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
лимитов на размещение отходов;
договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.
Почему нужно сдавать отчет по ПЭК
Требования о подготовке и сдаче отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля установлены п. 2 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Штрафы
предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях РФ ст. 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации». Данной статьей предусматривается штраф для юридических лиц от
20 000
до
80 000
рублей.
Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам (Москва), (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки. |
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:
— обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);
— обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
4.2 Основные задачи ПЭК:
— контроль за соблюдением природоохранных требований;
— контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
— контроль за обращением с опасными отходами;
— контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;
— контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;
— контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;
— контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;
— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;
— контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
— контроль за ведением документации по охране окружающей среды;
— контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;
— контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
— контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
— контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;
— контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
— контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.
4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:
— ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;
— ПЭК за охраной атмосферного воздуха;
— ПЭК за охраной водных объектов;
— ПЭК в области обращения с отходами;
— ПЭК за охраной земель и почв.