Когда и как автономное учреждение может освободиться от уплаты НДС?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда и как автономное учреждение может освободиться от уплаты НДС?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если срок действия патента мобилизованного истекает в период военной службы, считается, что со следующего дня ему выдали новый патент на тот же вид деятельности на той же территории. Срок действия нового патента также совпадает со сроком предыдущего патента, но не может истекать позднее 31 декабря соответствующего года. Подавать заявление, чтобы получить патент, не нужно.
Порядок применения ПСН мобилизованными лицами
Когда военная служба закончится, можно сообщить в инспекцию, что:
- в период мобилизации деятельность на ПСН вели;
- деятельность прекратили до окончания срока действия патента. Налог при этом пересчитают;
- в период мобилизации право применять ПСН утрачено.
Сообщить нужно не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода мобилизации, увольнения с военной службы. Если информация в инспекцию не поступила, считается, что деятельность прекратили с начала мобилизации лица. Налог пересчитывают. Правила распространяются на правоотношения, которые возникли с 21 сентября 2022 г.
Порядок действий при утрате права на освобождение
Учреждение утратит право на освобождение от уплаты НДС, если в течение периода действия этого освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб. (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Право на освобождение учреждение утратит начиная с 1-го числа месяца, в котором имели место данные случаи, и до окончания периода освобождения. Вновь использовать право на освобождение учреждение сможет только после окончания срока, на который было получено освобождение (при соблюдении соответствующих условий). К примеру, если применять освобождение учреждение начало в марте текущего года и через пять месяцев утратило право на него, вновь применять освобождение оно сможет не ранее марта следующего года.
Сумма НДС за месяц, в котором имело место превышение размера выручки, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
Если учреждение не представило документы, указанные в п. 4 ст. 145 НК РФ (либо представило документы, содержащие недостоверные сведения), а также если налоговый орган выявил, что учреждение не выполнило требования, предусмотренные п. 1, 4 и 5 ст. 145 НК РФ, то учреждению придется уплатить в бюджет не только сумму восстановленного налога, но еще пени и штрафы.
При восстановлении сумм НДС учреждение должно использовать общие ставки (10 или 20 %). Расчетные ставки в такой ситуации не применяются (см. Письмо Минфина России от 06.05.2010 № 03-07-14/32).
Кроме того, учреждению, утратившему право на освобождение, следует помнить, что в силу п. 8 ст. 145 НК РФ суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты права и использованным после утраты обозначенного права, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 171 и 172 НК РФ (при осуществлении операций, признаваемых объектами обложения НДС).
В налоговом кодексе предусмотрен отказ от НДС на общей системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в 2021 году. Получить освобождение можно в рамках 145 и 149 статей Кодекса.
145 статья предполагает полное освобождение от уплаты налога. Воспользоваться им можно при соблюдении условий по сумме выручки и продаже безакцизных товаров. В этом случае нужно уведомлять налоговую инспекцию.
В рамках 149 статьи от НДС освобождены некоторые виды операций, при этом направлять уведомление в ИФНС не нужно. Но перед использованием права стоит тщательно рассчитать – выгодно ли это для бизнеса, так как отказаться от освобождения можно лишь по истечении 12 месяцев.
Уплата налога в общем случае
Для большинства организаций и предпринимателей, которые по закону должны платить НДС, действует такой порядок:
- по окончании отчётного квартала исчисляется сумма налога;
- сумма делится на три равные части;
- каждая из частей переводится в бюджет до 25 числа включительно каждого из трех месяцев следующего квартала;
- если 25 число выпадает на нерабочий день, крайний срок передвигается на первый идущий за ним рабочий.
Приведём пример. Компания рассчитала НДС за 2 квартал — он составил 99 000 рублей. Сроки уплаты НДС за 2 квартал 2022 года будут такими:
- 33 000 рублей — 25 июля;
- 33 000 рублей — 25 августа;
- 33 000 рублей — 26 сентября (перенос из-за выходного дня).
При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.
Начисление налога на прибыль в бюджетном учреждении проводки 2022
Одним из вариантов отражения начислений налоговых платежей может быть способ, при котором первоначальное признание обязательства по уплате налога на прибыль и налога на имущество осуществляется на основании справки-расчета. При этом форма такого первичного документа, а также порядок предварительного расчета налоговых платежей должны быть закреплены в рамках формирования учетной политики учреждения (смотрите, например, п.
4 Методических рекомендаций по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», доведенных письмом Минфина России от 31.08.2022 N 02-06-07/62480). В бухгалтерском учете начисление налоговых платежей на основании справки-расчета осуществляется обычными записями: Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начисление налога на прибыль; Дебет 0 401 20 291 Кредит 0 303 12 731 — начисление налога на имущество.
Вопрос о том, зачем ООО или ИП может потребоваться льгота освобождения от НДС по критерию малой выручки, стоит проработать детально. Ограничение в 2 миллиона рублей дохода за три календарных месяца — это малые обороты. При таких показателях бизнес может применять более выгодные спецрежимы: УСН, патент, новый режим АУСН, и все это — без риска получить штраф за превышение лимитов. В таком случае применять общую систему, пусть даже со льготами, нецелесообразно.
Ряд юрлиц на ОСНО создается специально для проведения сделок с контрагентами, которые требуют продавать с НДС. Но и это не наш случай: если поставщик применяет освобождение от НДС, то с его покупателя снимается право на вычет по этим сделкам.
Поэтому целевой аудиторией данной льготы могут быть ООО, обороты которых по разным причинам резко упали, а перейти на УСН юрлицо еще не успело.
Если образовательная организация, помимо операций, облагаемых НДС, проводит операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), надо организовать их раздельный учет. Таково требование пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Раздельный учет ведется:
— по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения;
— по суммам входного НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет входного НДС).
Раздельный учет входного НДС необходим из-за того, что входной налог по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, входной НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.
Например, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Также можно использовать данные аналитического учета (таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.
Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Не вести раздельный учет входного НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда входной НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Важно запомнить
В части налогового учета учреждение в обязательном порядке должно разработать учетную политику для целей налогообложения, закрепив в ней порядок ведения раздельного учета НДС и регистры, в которых фиксируются данные раздельного учета.
Возмещение НДС с полученных авансов
По правилам Налогового кодекса при получении аванса (предоплаты) в счет будущей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация обязана начислить НДС к уплате в бюджет. День получения предоплаты считается моментом определения налоговой базы, если он наступил раньше, чем были отгружены товары, выполнены работы, оказаны услуги (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).
При получении аванса сумма НДС должна определяться расчетным методом. Налоговая ставка в этом случае устанавливается как процентное отношение действующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). В 2010 г. налоговая ставка в отношении авансов равна 15,25% (18/118 x 100).
После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и начисления НДС к уплате в бюджет с выручки налог, начисленный с предоплаты, необходимо поставить к возмещению (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).
Счета-фактуры на сумму НДС, начисленного с полученной предоплаты, выставляются покупателю товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней считая со дня получения сумм частичной оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ). Они регистрируются в книге продаж. После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг счет-фактура, выставленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и является основанием для возмещения НДС с полученного аванса.
В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):
- порядковый номер и дата выписки;
- наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
- номер платежно-расчетного документа;
- наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
- сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Вместе с тем если в счетах-фактурах по авансовым платежам заполнены дополнительные реквизиты, то такие счета-фактуры не рассматриваются как составленные с нарушением требований закона (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-07-09/33).
Пример 4. В августе 2010 г. учреждение здравоохранения получило аванс в размере 20% в счет оказания услуг в сумме 47 200 руб. В сентябре услуги были оказаны и произведен окончательный расчет. Стоимость услуг составила 236 000 руб.
В качестве заключения
Если вдруг, читая всё это безобразие, вы почувствовали себя Остапом Бендером, и вам в голову пришла мысль о том, что вы сможете, работая без НДС, принимать к вычету все свои НДС-ные расходы, а затем каждый квартал возвращать деньги от государства, то спускаем вас на землю.
К вычету по НДС можно принимать только покупки по деятельности облагаемой НДС (пусть даже и по ставке 0%). У вас же деятельность «Без НДС», т. е. к вычету ничего не принимаем, всё в себестоимость. Извините за плохие новости.
Мы рассказали свои основные мысли по поводу освобождения общепита от НДС. Главная мораль этого текста — считайте и сравнивайте. Отдельного разговора заслуживает условие про среднюю зарплату. Но это как-нибудь в другой раз. Спасибо всем, кто дочитал эту простыню, надеемся, информация была вам полезна.
Сроки предоставления документов на освобождение
Следует все-таки учитывать, что есть общая норма: о применении освобождения от НДС нужно проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ). Если нарушен этот срок, инспекция будет стараться отказать вам в применении освобождения.
Но последствия нарушения этого срока закон не определят. Поэтому просрочка не может служить причиной для отказа в освобождении от НДС и доначисления налога. Ничего не поделаешь: такова позиция, изложенная в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.
Более того, поскольку освобождение от НДС носит не разрешительный, а уведомительный характер, то и никакого решения от инспекции на этот счет не требуется (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2008 № А65-1347/08).
Итак, чтобы на законных основаниях не платить НДС, нужно соблюсти определенные условия и совершить необходимые действия. Тем не менее, прежде чем переходить на освобождение, определите, будет ли оно выгодно именно вам.
Работа без НДС кажется на первый взгляд более выгодной для фирмы, чем с НДС. Ведь НДС платить не надо, вести налоговые регистры и составлять отчетность – тоже. НДС также требует повышенной ответственности к документам, увеличивает нагрузку на бухгалтера, которому нужно вести дополнительные налоговые и бухгалтерские регистры по учету НДС.
Особенности освобождения
Вопросы, касающиеся порядка уплаты НДС, а также алгоритма освобождения от налога, регламентируются ФЗ №117.
- Бюджетное учреждение: могут получить льготу по аналогии с обычными предпринимателями по статье 145 НК РФ. Какие-либо особенности отсутствуют, несмотря на бюджетный статус предприятия.
- ЕСХН: определяющим фактором в приобретении льготы выступает выручка (годовая). Например, обратиться за освобождением могут фермерские хозяйства, чей доход без НДС за год составил 100 млн. рублей – 2021 год. Далее, в 2021 и 2021 гг. по 90 млн. и 80 млн. соответственно.
- ЕНВД, ОСНО, УСН – это специальные режимы, с переходом на которые налогоплательщик вправе освободиться от уплаты НДС. Но для применения самого специального режима налогоплательщик должен соответствовать критериям, которые существуют для каждого режима налогообложения. В основном, они касаются численности, объема выручки малого предприятия.
- При импорте оборудования: освобождение от уплаты налога при ввозе товаров в Россию возможно, если они не облагаются налогом, а также ввозится технологическое оборудование, аналоги которого в России отсутствуют.
- Частичное освобождение: статья 149 НК РФ предусматривает возможность освобождения некоторых операций предпринимателя от НДС. Например, не облагаются этим налогом некоторые посреднические операции, реализация продукции, связанная с результатом интеллектуальной деятельности (только при наличии лицензии).
- Медицинское оборудование: льготный режим предусмотрен для жизненно необходимых медицинских товаров. Обязательным критерием, по которому происходит освобождение, выступает регистрационное удостоверение, выданное Минсоцздравразвития.
Изменения ставки в 2023 году
Крупная компания, работающая по общей налоговой системе и заключающая контракты с аналогичными предприятиями, разницы не почувствует: фирмы планируют покупать и продавать продукцию с одинаковой ставкой НДС 20% и вероятностью снижения своих входных сумм. Экспортеры также положительно настроены на изменения: ставка 0% для них стабильна.
Дополнительные доходы государства от внедрения новой ставки составят 600 млрд. рублей в год.
Первый вице-премьер и министр финансов А.Силуанов
Конечно, рост ставки отрицательно скажется на мелких предприятиях и на карманах конечных потребителей.
Новое значение ставки НДС будет иметь место с 01.01.2023. При этом размер ставки 20% применяться будет ко всем товарам, которые будут отправлены после этой даты.
ТО есть в ситуации оформления контракта и получении аванса в 2023 году, а отгрузке товара- уже в 2023 году, ставка составит 20%.
НДС по «старой» 18% -ной цене могут использовать только те, кто продает свой товар до 31.12.2023.
В то же время Государственная Дума РФ поддержала проект комплекса компенсационных мер по повышению НДС:
- порог по декларативному порядку возврата НДС снижен с 7 млрд. рублей до 2 млрд. рублей;
- продолжительность проверки будет сокращена до 2 мес. Этот период может быть продлен до 3 по особому решению.
В результате дополнительных мер налогового контроля в обязательном порядке будет подготовлен акт, результаты которого должны быть известны налогоплательщику. В настоящее время это не так.
Новый налог для сельхозпроизводителей
С 2019 года прекратила действие норма статьи 346.1 (3) НК РФ, согласно которой плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (кроме ввозного).
Это означает, что на ЕСХН необходимо:
- начислять НДС при реализации товаров, работ, услуг и при получении авансов;
- в пятидневный срок передавать покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость;
- запрашивать от поставщиков счета-фактуры для учёта входящего НДС;
- проявлять необходимую осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (чтобы не получить отказ в вычете);
- вести книги продаж и покупок;
- каждый квартал представлять декларацию по НДС в электронном виде;
- вовремя перечислять НДС в бюджет (тремя равными частями не позже 25 числа каждого из трех месяцев, следующих после отчётного квартала).
Обратите внимание, что основная налоговая ставка НДС выросла. Вместо 18% она теперь составляет 20%. Однако для некоторых продовольственных товаров применяется льготная ставка — 10% (статья 164 НК РФ).
В этот перечень включена основная продукция сельхозпроизводителей:
- скот и птица в живом весе;
- мясо и мясопродукты, за исключением деликатесных;
- молоко и молочная продукция;
- яйца и яйцепродукты;
- масла растительные, маргарин, жиры специального назначения;
- сахар;
- зерно, комбикорм, кормовые смеси, зерновые отходы;
- маслосемяна и продукты их переработки;
- хлеб и хлебобулочные изделия;
- крупы, мука, макаронные изделия;
- рыба живая, за исключением ценных пород;
- море- и рыбопродукты, кроме деликатесных;
- продукты для детского и диабетического питания;
- овощи.
Комментарий к Ст. 149 НК РФ
Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от обложения НДС), состоит из 2 частей:
во-первых, это перечень операций, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ. В данном случае речь идет об операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДС, к которым относится реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации отдельных видов товаров (работ, услуг). В случае если организация или индивидуальный предприниматель осуществляют операции, указанные в п. 2 ст. 149 НК
РФ, они будут обязаны применять освобождение от налогообложения НДС указанных операций; во-вторых, это перечень операций, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации согласно п. 3 ст. 149 НК РФ. Но в данном случае, налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее 1-го года (п. 5 ст. 149 НК РФ).
Отметим, что порядок возврата к налоговому освобождению от уплаты НДС после истечения срока, установленного п. 5 ст. 149 НК РФ, нормами НК РФ не регламентирован.
По мнению Минфина России, по истечении указанного срока налогоплательщик имеет право применять освобождение от налогообложения НДС, от которого он ранее отказался, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен применять освобождение от налогообложения НДС (Письмо Минфина России от 7 августа 2014 г. N 03-07-РЗ/39083).
Перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не подлежит налогообложению, содержится в п. 2 ст. 149 НК РФ.
1. Согласно пп. 1 и 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса России не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации соответственно:
1) медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
а) важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Данные положения применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники);
б) протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
в) технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы
исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
г) очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);
2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях гл. 21 НК РФ к медицинским услугам относятся:
а) услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому
страхованию;
б) услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и
источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
в) услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями,
оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
г) услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
д) услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
е) услуги патолого-анатомические;
ж) услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
Отметим, что Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были внесены изменения в абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения НДС операций по реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 г. регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Таким образом, указанными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2014 г., терминология вышеупомянутой нормы НК РФ была приведена в соответствие с терминологией, предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
До 1 января 2014 г. в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождалась реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. При этом Перечень такой техники утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19. Примечанием N 1 к указанному Перечню предусмотрено, что к перечисленной в Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в порядке, установленном Минздравом России.
Таким образом, как до 1 января 2014 г., так и после этой даты освобождение от налога на добавленную стоимость применяется при реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники и на медицинские изделия с указанием кодов Общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. N 19.
2. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты.
Воспользоваться данной льготой можно лишь при соблюдении условий:
услуга оказана государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты; необходимость ухода подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и
органов социальной защиты населения.
Под государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, оказывающими услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, понимаются организации, созданные в установленном порядке для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые из бюджета полностью или частично.
В НК РФ имеется возможность не платить НДС при осуществлении облагаемых операций (реализации и пр.), используя освобождение от НДС по ст. 145 НКРФ. Такая возможность предоставляется налогоплательщикам, у которых совокупная выручка от реализации за октябрь, ноябрь и декабрь 2022 г. не превысила 2 млн руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Напомним, что для получения такого освобождения необходимо соблюсти определенную процедуру: следует направить в свою налоговую инспекцию письменное уведомление о применении освобождения по ст. 145 НК РФ и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Эти документы нужны, чтобы налоговая инспекция могла убедиться, что налогоплательщик соблюдает необходимое условие по выручке.
При этом в силу специального указания в п. 6 ст. 145 НК РФ для организаций и ИП, перешедших с УСН на ОСНО, документом, подтверждающим право на освобождение, будет являться выписка из книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН. Опять же никаких специальных требований к этому документу нет. Поэтому составить эту выписку можно в произвольной форме, также указав итоговые данные книги за три месяца.
При расчете базы переходного периода нужно в обязательном порядке учитывать и переходящие расходы. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ организации должны признать в составе расходов «расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса».
Таким образом, в общем случае в состав переходных расходов организация, применявшая УСН, должна включить суммы непогашенной на 01.01.2023 г. кредиторской задолженности перед своими поставщиками (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Иначе говоря, в расходы переходного периода (в январе 2023 г.) следует отнести суммы произведенных в период применения УСН расходов, которые до конца этого года организация не успеет оплатить. При этом не имеет значения, какой объект при УСН сейчас использует организация: «доходы» или «доходы минус расходы» (письмо Минфина России от 03.05.2017 № 03-11-06/2/26921).
Если речь идет об организации, которая занимается перепродажей ювелирных изделий, то здесь нужно учитывать нюансы, поскольку в отношении покупных товаров расходы при УСН возникают только после того, как выполнены все три условия: изделия приняты к учету; изделия оплачены поставщику; изделия реализованы.
Поэтому если речь идет о кредиторской задолженности непосредственно за покупные изделия, момент ее признания в «прибыльных» расходах зависит от того, успеет компания продать эти изделия в период применения УСН или нет. Если на момент смены налогового режима неоплаченные ею товары еще числятся на балансе компании, то их стоимость можно учесть при расчете налога на прибыль только по мере их реализации (в обычном для ОСН порядке, установленном подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Обратите внимание, здесь не возникает расходов переходного периода.
Если же до перехода на ОСН компания успела реализовать покупные товары, но их не оплатила, то стоимость таких товаров нужно включить в состав расходов переходного периода.
А еще могут быть покупные ювелирные изделия, которые компания купила и успела оплатить в этом году, но реализовываться они будут только в следующем году, когда уже будет применяться ОСНО. Стоимость таких товаров в периоде применения УСН не была отнесена на расходы, поэтому продавец сможет учесть их в будущем году. Но только это будут не расходы переходного периода, учитываемые в январе 2023 г., а расходы, учитываемые по мере реализации этих изделий (определение ВС РФ от 06.03.2015 № 306-КГ15-289 по делу № А72-339/2014, п. 1.4 письма ФНС России от 09.01.2018 № СД-4-3/6).