Устав некоммерческой общественной организации (НКО)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устав некоммерческой общественной организации (НКО)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Устав — свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Уставы, общие для какой-либо сферы деятельности, утверждают высшие органы государственной власти и управления, например: «Ветеринарный устав», «Устав железных дорог» и др. Уставы общественных организаций принимают и утверждают на съездах этих организаций. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются их вышестоящими органами управления (министерствами, ведомствами) или власти (администрацией субъектов федерации). Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит обязательной регистрации в установленном порядке*. Общие требования к порядку составления и оформления устава юридического лица регламентированы в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.1. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями и задачами на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — региональные отделения.
3.2. Региональные отделения Организации не являются юридическими лицами.
3.3. Региональные отделения действуют на основании настоящего Устава и решений органов Организации в соответствии с действующим законодательством.
3.4. Организация вправе наделять региональные отделения имуществом.
3.5. В региональном отделении избираются председатель и ревизор регионального отделения. Председатель регионального отделения решает текущие вопросы деятельности регионального отделения и организует исполнение региональным отделением соответствующих решений органов Организации. Ревизор регионального отделения решет вопросы осуществления финансового контроля за деятельностью регионального отделения.
5.1 Имущество и средство Организации формируется за счет следующих источников:
- вступительные и членские взносы;
- добровольные взносы и пожертвования российских и зарубежных юридических и физических лиц;
- целевые взносы членов Организации;
- поступления от реализации целевых программ;
- доходы, получаемые от собственности Организации;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от гражданско-правовых сделок;
- дивиденды (доходы, проценты) получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
- доходы от деятельности хозяйственных обществ и товариществ, созданных Организацией и (или) в которых участвует Организация;
- доходы от внешнеэкономической деятельности Организации;
- иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации. При выходе (исключении) из членов Организации вступительные, членские, добровольные и целевые взносы не возвращаются.
Устав общества с ограниченной ответственностью с единственным учредителем имеет ряд особенностей. Во-первых, токое ЮЛ можно зарегистрировать на домашний адрес генерального директора. Этот адрес также необходимо указать в Уставе как адрес самого общества.
Имеются и существенные отличия Устава организации, образованной одним учредителем, от организации с несколькими учредителями. Они связаны с созданием разделов, затрагивающих вопросы порядка принятия решения и их оформления, распределения доходов, функциями исполнительного органа. Данные разделы должны быть заполнены с учетом того, что учредитель всего лишь один.
В Уставе необходимо зафиксировать, что единственный участник принимает решения по определенным вопросам, оформив их в письменном виде. В большинстве случаев отсутствуют различия в правах единственного учредителя и учреждения ООО, создаваемого несколькими лицами.
Единственный учредитель может быть руководителем организации, но может назначить другого человека на эту должность.
Единственным учредителем ООО может быть другое юридическое лицо.
Составив текст Устава ООО и другие документы, общество необходимо внести в Единый государственный реестр юридических лиц. В России его ведет налоговая служба.
Вместе с Уставом к пакету документов необходимо приложить квитанцию об уплате госпошлины и заполнить заявление о государственной регистрации ЮЛ по форме Р11001. Данные документы предоставляют в одном экземпляре в ИФНС по месту нахождения исполнительного органа ООО.
Устав ООО оформляется следующим образом:
- на титульном листе должно быть наименование документа (Устав общества с ограниченной ответственностью), дата и место его составления;
- распечатан на листах бумаги формата А4;
- нумеровать страницы необходимо с цифры 2;
- страницы Устава в обязательном порядке нумеруются, кроме титульного листа;
Как внести изменения в Устав уже действующего ООО?
- Написать протокол общего собрания учредителей ООО.
- Подготовить текст изменений.
- Уплатить госпошлину
- Заполнить заявление в налоговую инспекцию.
- Сдать в одном экземпляре для регистрации.
Особенности устава для спортивного клуба
Особенности формирования устава спортивной организации зависит от ее вида:
- Международные федерации, основой которых выступает международный образец устава, что не совсем стыкуется с нормами российского законодательства;
- Олимпийские комитеты – существуют национальные и международные. В ОКР представлены все национальные организации: федерации, союзы, ассоциации, имеющие членство в нем. В Уставе ОКР сказано, что его членами могут стать юрлица и общественные объединения, то есть все те лица, которые следуют цели комитета – продвижение олимпизма, как спортивного и духовного развития человека;
- Параолимпийский комитет;
- Фонды благотворительности и спонсорства.
НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:
-
потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
-
товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);
-
публично-правовые компании;
-
адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;
-
нотариальные палаты.
Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.
Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).
Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава
Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:
- о создании других юридических лиц и участии в них;
- создании филиалов в других регионах и открытии представительств.
На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:
- указание в уставе данных об учредителях;
- указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
- право на формирование целевого капитала;
- регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.
В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО в 2018 — 2019 году.
При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.
Указание в уставе НКО на «предпринимательскую деятельность», вместо «приносящей доход деятельности»
Ошибка, которая регулярно повторяется даже в хорошо
проработанных уставах.
Запомните: некоммерческая организация больше не может заниматься «предпринимательской деятельности».
Не может с тех самых пор, как вступила в силу обновленная глава 4 Гражданского кодекса, в которой был переписан весь блок статей о юридических лицах. В том числе, статья 50 Гражданского кодекса:
Что интересно, те же самые положения в профильном Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не изменились, «предпринимательская деятельность» никуда не исчезла.
Поскольку положения Гражданского кодекса имеют приоритет
по юридической силе, ориентироваться при составлении устава НКО нужно на них.
Правда, есть одно исключение.
Автономные некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но только опосредовано, через создание для этого коммерческих организаций (п. 5 ст. 123,24 ГК РФ).
Ошибки
в разделе об органах управления НКО
Глава II. Создание общественных объединений, их реорганизация и (или) ликвидация
Статья 18. Создание общественных объединений
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.
В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.
Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:
-
иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
-
лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
-
общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);
-
лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
-
лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.
Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.
Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.
Статья 20. Устав общественного объединения
Устав общественного объединения должен предусматривать:
-
название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
-
структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
-
условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
-
компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
-
порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
-
источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
-
порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
-
заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
-
устав общественного объединения в трех экземплярах;
-
выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
-
сведения об учредителях;
-
документ об уплате государственной пошлины;
-
сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
-
протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
-
при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
За государственную регистрацию общественного объединения, изменений, вносимых в его устав, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 22. Утратила силу.
Статья 23. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования
В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям:
-
если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
-
если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
-
если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;
-
если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
-
если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
-
если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 48. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 49. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу
Признать не действующими в Российской Федерации:
Закон СССР «Об общественных объединениях» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N 42, ст. 839), за исключением статей 6, 9 (в части положений, касающихся политических партий);
статью 15 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 26, ст. 836);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года N 6007-VIII «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1974, N 22, ст. 326).
Признать утратившими силу:
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 года «Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 12, ст. 254);
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июня 1980 года «Об утверждении Положения об общественных пунктах охраны порядка в РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 27, ст. 772);
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года «Об утверждении Положения о комиссиях по борьбе с пьянством, образуемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и в их структурных подразделениях» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1397);
постановление Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года N 2057-1 «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 299), за исключением пунктов 4, 6, а в отношении политических партий и их региональных отделений указанное в настоящем абзаце Постановление Верховного Совета РСФСР — полностью;
постановление Президиума Верховного Совета Российской федерации от 10 февраля 1992 года N 2324-1 «О порядке регистрации ассоциаций образовательных учреждений» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 487).
Статья 50. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
Внести в пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 года N 2355-1 «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст. 470) следующее изменение:
слова «политических партий, профессиональных союзов» заменить словами «общественных объединений».
В Законе Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1309)
- из пункта 1 статьи 1 исключить слово «общественной»;
- из статьи 16 исключить часть первую; название статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 16. Участие Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в подготовке нормативных актов».
Статья 51. Об общественных объединениях, созданных с участием государства
Впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно — государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти.
Статья 52. О государственной регистрации общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона
Положения настоящего Федерального закона о государственной регистрации общественных объединений распространяются на общественные объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с указанным Федеральным законом со дня его вступления в силу на ближайшем съезде (конференции) или общем собрании. Уставы общественных объединений до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит указанному закону.
Государственная перерегистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года с освобождением от регистрационного сбора. К указанным общественным объединениям не применяется положение части шестой статьи 21 настоящего Федерального закона о представлении учредительных документов на государственную регистрацию до истечения трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. По истечении указанного срока перерегистрации общественные объединения, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.
Государственным органам, осуществляющим в настоящее время регистрацию общественных объединений, в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона передать, а органам, регистрирующим общественные объединения по настоящему Федеральному закону, принять все регистрационные документы и материалы зарегистрированных ранее общественных объединений.
Статья 53. Международные договоры с участием Российской Федерации
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 54. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
Б. Ельцин |
Устав организации — это документ, структура которого утверждена законодательно. Учредители общества не свободны в выборе формы устава и должны соблюсти требования закона. В частности, статьи 12 14-ФЗ. Здесь названы не сами разделы, а конкретная информация, которую собственники обязаны указывать:
- полное и сокращённое название;
- адрес;
- кто управляет (общее собрание учредителей, генеральный директор или иные);
- что решают собственники компании на голосовании и как учитываются их голоса;
- сумма уставного капитала;
- права и обязанности собственников;
- порядок выхода владельца из ООО, а также правила принятия нового участника;
- правила хранения документов.
Учредителям разрешается включать и другие разделы, которые они считают необходимыми. Пример — информация о филиалах, представительствах или порядке распределения прибыли (особенно если распределение не привязано к долям в уставном капитале). В документ не нужно включать имена учредителей и директора, их паспортные данные и аналогичные данные. Учитывайте, вносить изменения сложно и дорого, поэтому документ следует изначально создавать универсальным. Таким, чтобы ему не требовались корректировки хотя бы в ближайшие несколько лет.
Устав мало зависит от специализации компании, потому что затрагивает преимущественно учредительные и административные вопросы. Поэтому, к примеру, уставы образовательной организации и строительной фирмы не будут принципиально отличаться между собой.
Как составить и утвердить устав
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
Регистрация некоммерческой организации в 2021 году: пошаговая инструкция и сроки
В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).
Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:
- заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
- решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
- изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
- квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.
Для общественной организации дополнительно предоставляется:
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
- протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
- в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах
Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.
Как составить и утвердить устав
Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.
На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:
- дата и место;
- орган, который принял документ.
Образец устава общественной организации в 2021 году
П. 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса РФ установил, что устав НКО корпоративной формы утверждается на учредительном собрании или конференции некоммерческой организации. К моменту их созыва проект документа должен быть подготовлен и разослан учредителям для одобрения и последующего утверждения.
Для унитарной НКО устав утверждается учредителем, собственником имущества — в зависимости от формы НКО, наличия специальной нормы, применимой к данному виду организаций или конкретной организации.
После утверждения устава документы юридического лица передаются на регистрацию в Министерство юстиции. В п. 3 ст. 14 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ) определен перечень сведений, которые обязательно должны быть внесены в устав НКО. Это:
- местонахождение (согласно п. 2 ст. 4 закона № 7-ФЗ оно совпадает с местом регистрации);
- порядок управления (органы и их полномочия);
- цели деятельности (некоммерческие) и конкретный предмет (виды деятельности, их перечень должен быть исчерпывающим, формулировка «и иные» недопустима);
- сведения об обособленных подразделениях;
- права и обязанности членов НКО, если членство как форма участия предусмотрено, то порядок вступления в членство и его прекращения;
- сведения об имуществе НКО и источниках его возникновения, его судьба при прекращении деятельности;
- описание символики организации;
- процедуры по изменению документов.
Министерство юстиции РФ в 2021 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.
Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).
Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2021 — 2021 годов можно отметить:
- Отказ от обязательного оформления титульного листа.
- Сквозную нумерацию всех страниц.
- Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
- Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
- При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.
Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать НКО в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации некоммерческой организации можно описать пошагово следующим образом:
Процедура открытия НКО должна включать в себя выбор вида НКО, определение системы налогообложения, видов деятельности, состава учредителей, структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.). Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру НКО, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы НКО быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.
При выборе руководителя НКО необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации НКО. Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.
Размер госпошлины за регистрацию НКО при создании, за исключением политических партий и региональных отделений политических партий, общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, составляет 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Размер пошлины за регистрацию партии и ее регионального отделения — 3 500 рублей.
Размер пошлины за регистрацию общественных организаций инвалидов и их отделений — 1 400 рублей.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).
Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию потребительского кооператива при создании:
- заявление по форме № Р11001 (оригинал + копия)
- решение (протокол) о создании НКО/ для общественных объединений — выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа (2 экз.)
- учредительные документы (3 экз.);
- квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
- документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
- если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного НКО
- нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
- паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
- разрешение на использование слов “Россия” и их производных, символики и т.д. (данное разрешение выдается Минюстом РФ), разрешение на использование личного имени гражданина, наименования другого юридического лица как части собственного наименования, наименований, символики, защищенной законодательством об интеллектуальной собственности
- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений
- если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации НКО подать заявление о применении УСН
Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны
9.1. Вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав Партнерства выносится на рассмотрение Общего собрания членов Партнерства по инициативе , исполнительного органа Партнерства или по инициативе не менее чем одной трети членов Партнерства.Решение о внесении изменений и дополнений в Устав Партнерства принимается квалифицированным большинством, составляющим две трети голосов членов Партнерства, присутствующих на правомочном заседании Общего собрания членов Партнерства.
Министерство юстиции РФ в 2021 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста.
Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики.
Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).
Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2021–2021 годов можно отметить:
- Отказ от обязательного оформления титульного листа.
- Сквозную нумерацию всех страниц.
- Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
- Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
- При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.
Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:
- о создании других юридических лиц и участии в них;
- создании филиалов в других регионах и открытии представительств.
На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:
- указание в уставе данных об учредителях;
- указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
- право на формирование целевого капитала;
- регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.
В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО в 2021 году.
Внесение изменений в устав НКО, аналогично процедуре его принятия, осуществляется на общем собрании участников, по решению учредителя или, если это предусмотрено уставом, высшим коллегиальным органом. Процедура внесения изменений должна отражаться в отдельном разделе устава.
В том числе они вносятся в случае изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО.
Ряд изменений, в частности в составе учредителей, смене юридического адреса, видов участников, отражению в уставе не подлежат, но информация о них должна быть внесена (и при необходимости изменена) в ЕГРЮЛ.
К некоммерческим организациям относятся организации, которые работают не ради получения прибыли, а ради достижения общей цели. Зачастую НКО создаются для достижения следующих целей:
- Оказания благотворительной помощи.
- Поддержки социально незащищенных слоев населения.
- Распространения религии.
- Формирования культурно-образовательных ценностей.
- Для поддержки и развития науки и спорта.
- Осуществления политической деятельности.
- Для защиты прав и интересов как отдельных людей, так и различных организаций.
- Управления организациями.
Вся полученная в ходе работы НКО прибыль не делиться между ее членами, а используется для реализации отображенных в уставе задач.
Вне зависимости от вида деятельности, НКО имеет право открыть счет как в российском, так и заграничном банке для осуществления деятельности – получения денег и дальнейшего их использования для реализации задач.