Учреждения социального обслуживания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения социального обслуживания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.
В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.
Государственный дом престарелых — это учреждение социального обслуживания пожилых и инвалидов, которые не способны удовлетворять свои ежедневные потребности без посторонней помощи. В России оформление старика в пансионат большей частью населения считается аморальным. На практике пожилой человек предпочитает самостоятельно бороться с проявлением деменции и другими проблемами со здоровьем. В действительности это вредит не только старику, но и неблагоприятно влияет на обстановку в семье и оказывает губительное воздействие на остальных родственников.
Хотя условия, которые предоставляют для проживания дома престарелых государственного типа, не слишком комфортные, данные заведения, как правило, переполнены. Для того чтобы оформить пожилого родственника в пансионат, вам придется приложить определенные усилия.
Государственный дом престарелых предоставляет уход за постояльцами круглосуточно, что благоприятно сказывается на состоянии их здоровья, а та же положительно влияет на атмосферу в семье.
Пребывание бабушки или дедушки в пансионате осуществляется на платной основе. Даже государственные дома престарелых берут плату за проживание.
Услуги пансионат могут быть оплачены двумя способами:
- лично пенсионером, когда из его пенсии вычитают 75 %, а остальные 25 % выдают на руки;
- за счет средств родственников проживающего пожилого человека.
Право выбора способа оплаты предоставляется на этапе оформления престарелого гражданина в дом-интернат.
Как оформить родственника в государственный дом престарелых
Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.
Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.
Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- полис ОМС;
- заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
- справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
- СНИЛС;
- пенсионное удостоверение.
Соц учреждения это какие учреждения
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Виды учреждений (отделений) определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
1) К учреждениям (отделениям) стационарного социального обслуживания относятся:
— стационарные учреждения (отделения) для граждан пожилого возраста и инвалидов;
— стационарные учреждения (отделения) для детей-инвалидов;
— специализированные учреждения (отделения) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
а) К стационарным учреждениям (отделениям) для граждан пожилого возраста и инвалидов относятся:
— дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста и инвалидов;
— дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
— специальный дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов;
— психоневрологический интернат;
— дом-интернат (отделение) интенсивного ухода (милосердия) для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».
Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
— стационарные;
— полустационарные;
— нестационарные;
— комплексные;
— учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
— учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
— учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
4.2.1 Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.
4.2.2 Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).
4.2.3 Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).
4.2.4 Комплексное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
4.2.5 Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.
4.2.6 Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
4.2.7 Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи — это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
4.3.1. В зависимости от предназначения учреждений социального обслуживания семьи установлены следующие типы этих учреждений:
— комплексные учреждения общего типа, предоставляющие семье весь комплекс социальных услуг;
— специализированные учреждения, предназначенные для предоставления семье отдельных видов услуг.
4.3.2. К комплексным учреждениям общего типа относятся:
— комплексные центры социального обслуживания населения;
— центры социальной помощи семье и детям.
4.3.2.1. Комплексный центр социального обслуживания населения — учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
4.3.2.1.1. Основные задачи центра:
— мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально- экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
— учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
— предоставление гражданам — клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) при условии соблюдения принципа адресности и преемственности помощи;
— организация социальной реабилитации детей-инвалидов;
— оказание помощи женщинам и детям-жертвам насилия и пренебрежения в семье;
— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
— привлечение государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.д.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении;
— оказание помощи семьям ВИЧ-инфицированных;
— оказание социально-психологической помощи, направленной на предотвращение социального сиротства.
4.3.2.1.2. Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании:
— личного заявления;
— заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;
— заключения специалиста по социальной работе;
— направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;
— справки учреждений здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.
4.3.2.1.3. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— организационно-методическое отделение;
— консультативное отделение (открывается по мере необходимости);
— отделение срочного социального обслуживания;
— отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан (открывается по мере необходимости);
— отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;
— отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— отделение профилактики безнадзорности детей, помощи детям в социально опасном положении;
— отделение дневного пребывания детей (создается по мере необходимости);
— отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— отделение обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
— отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
— отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
— отделение временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (открывается по мере необходимости);
— отделение семейно-воспитательных групп.
В центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлению деятельности.
4.3.2.2. Центр социальной помощи семье и детям — учреждение, предназначенное для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.
4.3.2.2.1. Основные задачи центра:
— мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;
— выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
— определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) необходимых семье и детям конкретных видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);
— поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
— социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— участие в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав;
— проведение мероприятий по увеличению объема предоставленных услуг (бесплатно и на платной основе) и улучшению их качества.
4.3.2.2.2. Зачисление граждан на обслуживание центром проводится приказом администрации центра на основании документов, аналогичных документам, указанным в 4.3.2.1.2:
4.3.2.2.3. В состав центра могут включаться следующие структурные подразделения:
— организационно-методическое отделение;
— отделение приема граждан;
— консультативное отделение;
— отделение психолого-педагогической помощи;
— отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— отделение профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних;
— отделение дневного пребывания несовершеннолетних;
— отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— стационарное отделение;
— отделение срочного социального обслуживания;
— отделение социально-психологического патронажа семей.
4.3.2.2.4. В центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлениям деятельности.
4.3.3. К специализированным учреждениям относятся:
— центры психолого-педагогической помощи населению;
— центры экстренной психологической помощи по телефону;
— кризисный центр помощи женщинам.
4.3.3.1. Центр психолого-педагогической помощи населению — учреждение, предназначенное для оказания специализированной психолого-педагогической помощи населению, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.
Кто имеет право претендовать на получение помощи
Стационарное социальное обслуживание распространяется по отношению к следующим лицам:
- матери, являющиеся выпускницами детских домов с детьми младше 3 лет, не имеющие жилья, денежных средств и работы в связи с внутрисемейным конфликтом. Бесплатная помощь предоставляется в течение 2 лет;
- пенсионеры и инвалиды, включая детей-инвалидов, не способные себя обслуживать и удовлетворять потребности. Для получения услуг требуется официальное подтверждение в необходимости стационарной формы обслуживания работниками;
- одному из родителей ребенка с инвалидностью. Длительность реабилитации составляет 21 день, оказывается в соответствии с предварительно составленной на индивидуальной основе программе;
- одному из родителей с несовершеннолетним, испытывающим проблемы, связанной с социальной адаптацией, а также при наличии у него психологических травм, посттравматических расстройств;
- беременные женщины или матери с ребенком до 3 лет, не имеющие работы, жилья и денежных средств для удовлетворения жизненных потребностей вследствие внутрисемейных проблем. Срок получения помощи на бесплатной основе составляет 6 месяцев;
- семьи с несовершеннолетними детьми, проживающими в гостиницах социального типа, не имеющие место жительства и официального трудоустройства. Получение помощи возможно на срок до 10 суток;
- граждане младше 23 лет после завершения пребывания детских интернатах, оставшиеся без попечителей.
Что собой представляет опека и попечительство
Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.
Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.
Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.
Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.
Права и обязанности органов опеки и попечительства
В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.
Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:
- осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
- ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
- организацию попечительства в целом;
- представление интересов подопечных в суде;
- обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
- проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
- мониторинг условий проживания подопечного;
- освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
- выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.
Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.
Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.
Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:
- выявление случаев сиротства;
- передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
- защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
- обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
- защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.
Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.
В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Лица, проживающие в стационарах, имеют право:
- на условия проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, и уход;
- первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь в соответствии с территориальными программами ОМС;
- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций;
- свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами;
- сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение шести месяцев со дня поступления в стационар и др.
Администрация стационара обязана:
- соблюдать права человека и гражданина;
- обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность;
- выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживании;
- предоставлять возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
- создавать возможность беспрепятственного приема посетителей в дневное и вечернее время;
- обеспечивать сохранность личных вещей;
- предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью и пр.
Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).
Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:
- оставшиеся без попечения родителей;
- нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
- проживающие в неблагополучных семьях;
- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
- отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.
На основании Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 561 транспортные средства (легковые автомобили) предоставляются за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Права на бесплатное получение автомобиля не имеют лица, инвалидность которых возникла в результате совершения ими противоправных действий. Необходимыми условиями являются наличие медицинских показаний и постановка на учет до 01.01.2005 г. в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке очередности. Органы социальной защиты населения субъектов РФ ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Минздравсоцразвития РФ уточненные сведения об очередности обеспечения инвалидов автомобилями.
В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета учреждения социального обслуживания населения и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством на основании Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденного Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2014 г. № 425н.
В указанном правовом акте, в частности, указывается, что попечительский совет организации социального обслуживания является совещательным органом организации социального обслуживания, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.
Основными задачами работы попечительского совета в социальной сфере являются:
- содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;
- содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;
- содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;
- содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;
- содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;
- содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;
- содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.
Для выполнения возложенных на него задач попечительский совет имеет право:
- запрашивать информацию от администрации организации социального обслуживания о реализации принятых попечительским советом решений;
- вносить администрации организации социального обслуживания предложения по вопросам совершенствования деятельности организации социального обслуживания;
- участвовать в организации и проведении «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- участвовать в подготовке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.