Код ОКПД: обучение по охране труда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Код ОКПД: обучение по охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Категорий и форм производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ настолько много, что запутаться в обозначениях проще простого. Чтобы избежать путаницы в реализуемых и производимых позициях товаров, работ или услуг, и был разработан специализированный кодификатор.
Запись в классификаторе с кодом 85.42.19 содержит 4 уточняющих (дочерних) кода.
85.42.19.100 | Услуги по подготовке и повышению квалификации специалистов в области использования атомной энергии |
85.42.19.110 | Услуги по подготовке специалистов в области использования атомной энергии |
85.42.19.120 | Услуги по повышению квалификации (дополнительное профессиональное образование) специалистов в области использования атомной энергии |
85.42.19.900 | Услуги по профессиональному обучению прочие |
Сам классификатор представляет собой специфический шифр, который состоит из совокупности символов. Минимальное значение символов в коде — 2 — «ХХ». А максимальное число символов — 9 — «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ». Значение кодов определяется от общего (обобщенный показатель группы) к более узкой детализации информации.
Структура кода определяется так:
ХХ |
Класс |
---|---|
ХХ.Х |
Подкласс |
ХХ.ХХ |
Группа |
ХХ.ХХ.Х |
Подгруппа |
ХХ.ХХ.ХХ |
Вид |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХ |
Категория |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ |
Подкатегория |
Порядок действий ответственных лиц для каждого реестра
№ п/п | Категория реестра по охране труда | Порядок действий | Основание |
---|---|---|---|
1 | Организации, оказывающие услуги обучения по охране труда |
Необходимо:
Внести сведения в реестр в соответствии с Правилами аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 №2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда». |
п.117 Порядка №2464 |
2 | Работодатель, обучающий самостоятельно своих работников | Необходимо: | |
1. Провести регистрацию в соответствующем реестре Минтруда в уведомительном порядке. | п.105 Порядка №2464 | ||
2. Указать в уведомлении следующие сведения:
«а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и адреса электронной почты юридического лица (при наличии); б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и адреса электронной почты (при наличии) индивидуального предпринимателя; в) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе; г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя); д) заверенная работодателем копия локального нормативного акта (решения) о проведении обучения по охране труда работодателем без привлечения организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, с отметкой об учете мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии); е) адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии); ж) сведения о среднесписочной численности работников и количестве работников, подлежащих обучению по охране труда; з) сведения о наличии мест обучения по охране труда работников в соотношении не менее одного места обучения на 100 работников организации, оснащенных необходимым оборудованием, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме; и) сведения о наличии технических средств обучения для отработки практических навыков; к) сведения о наличии программ обучения по охране труда; л) сведения о наличии учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания требований охраны труда для каждой программы обучения по охране труда; м) сведения о наличии в штате организации не менее 2 работников или иных лиц, привлекаемых для проведения обучения по охране труда; н) сведения о наличии комиссии по проверке знания требований охраны труда». |
п.106 Порядка №2464 | ||
3. Получить подтвержденную регистрацию в Минтруде в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в Минтруд, если были предоставлены все сведения в соответствии с п.106 Порядка №2464. | п.108 Порядка №2464 | ||
Для информации: | |||
Уведомление зарегистрируется, если работодатель заполнит специальную электронную форму в информационной системе Минтруда и подпишет его электронной подписью. | п.107 Порядка №2464 | ||
Минтруд имеет полномочия по запросу подтверждения у ФОИВ сведений о работодателе в ЕГРЮЛ. При этом срок внесения в реестр может быть увеличен, но не более чем на 5 рабочих дней. | п.109 Порядка №2464 | ||
Если у работодателя произошли изменения в ранее направленных сведениях, то в Минтруд необходимо направить в течение 10 рабочих дней с момента наступления изменений соответствующее уведомление с приложением подтверждающих произошедшие изменения копий документов. При этом Минтруд должен в течение 5 рабочих дней внести соответствующие изменения в реестр. | п.110 Порядка №2464 | ||
Если работодатель прекращает свое осуществление деятельности, ликвидирует организацию или производит ее реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования), то в данном случае происходит исключение из реестра. | п.111 Порядка №2464 | ||
Федеральная налоговая служба ежеквартально будет уведомлять Минтруд если работодатель прекратил свою деятельность. | п.112 Порядка №2464 | ||
Если работодатель решил прекратить обучение своих работников в области охраны труда самостоятельно, то об этом необходимо уведомить Минтруд о прекращении осуществления соответствующей деятельности. Минтруд в течение 5 рабочих дней должен рассмотреть данное уведомление и произвести исключение работодателя их соответствующего реестра. | п.113 Порядка №2464 | ||
Предоставление сведений в реестр осуществляется без взимания платы. | п.114 Порядка №2464 | ||
Данные реестра будут находиться в открытом доступе на официальном сайте Минтруда. В этом и заключается их «прозрачность». | п.115 Порядка №2464 | ||
Минтруд должен обеспечить хранение сведений, внесенных в реестр без срока давности. | п.116 Порядка №2464 | ||
3 |
Реестр обученных лиц
|
Информация в данный реестр передается в следующем составе:
1) Учебными центрами: — Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда, ИНН организации или индивидуального предпринимателя, направивших работника на обучение по охране труда; — наименование программы обучения по охране труда; — результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»); — дата проверки знания требований охраны труда; — номер протокола проверки знания требований охраны труда; 2) Организациями, обучающими своих работников самостоятельно: — Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда; — наименование программы обучения по охране труда; — дата проверки знания требований охраны труда; — результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»); — номер протокола проверки знания требований охраны труда. |
п.118 Порядка №2464 |
Для информации: | |||
Сведения в реестр обученных лиц передаются в виде электронного документа по форме, установленной Минтрудом. Данная форма предполагается должна быть введена в действие с 01.03.2022 (Приказ от 20.09.2022 №578н «Об утверждении единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе»). | п.119 Порядка №2464 | ||
Если сведения, подлежащие передаче в соответствии с п.106 и п.118 Порядка №2464, представляют государственную или иную охраняемую законом тайну, то их передача в Минтруд не осуществляется. | п.120 Порядка №2464 | ||
Переданные сведения в реестр обученных лиц будут использоваться как Минтрудом, так и Федеральной службой по труду и занятости и координируемыми им государственными внебюджетными фондами. | п.121 Порядка №2464 |
Запись в классификаторе с кодом 85.42.19 содержит 4 уточняющих (дочерних) кода.
85.42.19.100 | Услуги по подготовке и повышению квалификации специалистов в области использования атомной энергии |
85.42.19.110 | Услуги по подготовке специалистов в области использования атомной энергии |
85.42.19.120 | Услуги по повышению квалификации (дополнительное профессиональное образование) специалистов в области использования атомной энергии |
85.42.19.900 | Услуги по профессиональному обучению прочие |
Периодичность аттестации по промышленной безопасности
1. Первичная аттестация:
- при назначении на соответствующую должность;
- при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
- при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Первичная аттестация проводится каждые 5 лет!
2. Внеочередная аттестация:
- проводится для тех работников, у которых выявлены нарушения обязательных требований, определенные в актах, содержащих результаты проведения технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, расследования причин аварии в электроэнергетике
Мы предлагаем пройти Вам предаттестационную подготовку для сдачи аттестации в Ростехнадзоре!
Сотрудники учебного центра ответят на интересующие вас вопросы по нашим телефонам, адресам электронной почты или проведут Онлайн консультацию.
Услуги систем обеспечения безопасности
Функция не доступна
Данная функция доступна только для пользователей Тариф 0, Тариф 1, Тариф 2
Код: 80.20.10.000
Комментарий: Эта группировка включает:
— услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб;
— услуги дистанционного мониторинга
Эта группировка не включает:
— услуги по установке систем обеспечения безопасности, таких как противовзломная и противопожарная сигнализация, без последующего мониторинга, см. 43.21.10;
— продажу систем обеспечения безопасности, механических или электронных запорных устройств, сейфов и сооружений в специализированных складах, не предоставляя услуг по мониторингу, установке или техническому обслуживанию, см. 47.00.59;
— консультативные услуги по вопросам безопасности, предоставляемые как отдельная услуга, см. 74.90.15;
— услуги по изготовлению дубликатов ключей, см. 95.29.19
Особенности закупок по ОКПД 80.20.10.000
80.20.10.000 попадает в перечень:
В части «Услуги по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» код 80.20
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. При этом с 01.01.2022г. обязаны применять ранее утвержденные типовые контракты до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) типовых условий контрактов в соответствии с частью 12 статьи 8 Закона N 360-ФЗ.
Письмо Минфина России от 12.10.2021 N 24-06-06/82500 условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) типовых условий контрактов.
В части «Услуги по проведению специальных научно-технических работ по защите информации на объектах информатизации и их аттестации на соответствие требованиям по защите информации» код 80.20
Главный принцип поведенческой проверки – взаимодействие между аудитором и трудящимся, за которым ведется наблюдение. Важные аспекты – периодичность аудита и обязательное документирование процесса.
В рамках ПАБ проверяющий обращает внимание на следующие факторы:
- Особенности поведения работника во время выполнения трудовых задач: соблюдения требований безопасности, реакция на присутствие проверяющего, соответствие формы одежды характеру выполняемой работы, наличие СИЗ при необходимости;
- Состояние инструментов и оборудования: техническое состояние и особенности эксплуатации, наличие инвентаря, не соответствующего нормам безопасности на производстве;
- Порядок на рабочем месте: рациональное использование пространства, особенности расположения мебели и оборудования, отсутствие загромождений, мешающих трудовому процессу и свободному перемещению работников, грамотное распределение и хранение инструментов и инвентаря;
- Контроль над исполнением принятой инструкции, проведением своевременного инструктажа и обучения, правильностью заполнения документов, в том числе проверка адекватности действующих правил и процедур.
Вся информация, полученная в ходе проверки, подвергается тщательному анализу и пошаговой регистрации каждого этапа аудита. Форма отчета о ПАБ утверждается на предприятии, документ обязательно включает такие пункты:
- Дата проведения и данные о проверяющих (ФИО);
- Участок/ отдел, где проводилось наблюдение;
- Количество трудящихся, над которыми проводилось наблюдение, без указания их данных;
- Продолжительность наблюдательной деятельности;
- Описание опасных действий и ситуаций, выявленных в ходе ПАБ;
- Оценка нарушений, включая определение категории опасного случая, оценка потенциальных последствий;
- Принятые немедленно и долгосрочные действия, направленные на пресечение опасности.
Только конструктивный диалог между аудитором и сотрудниками и анализ корректирующих мер определяют значимость и эффективность проверки. Грамотный ПАБ поможет сформировать адекватное восприятие, желание придерживаться принятых норм и совершенствовать слабые места системы безопасности. Профессиональный аудит специалистами фирмы «Проверка Труда» — гарантия эффективности процесса.
Меры административной ответственности
Наступление административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда предусмотрено ст. 5.27.1 КоАП. В ней содержится пять частей, которые формулируют как специальные составы за нарушения, так и общие составы. Кроме того, предусмотрена ответственность за повторные нарушения.
По ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП инспектор ГИТ назначит наказание за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). И здесь возможность как привлечение к ответственности в штрафа или вынесения предупреждения.
Организации может грозить штраф в размере до 80 000 руб., а должностному лицу до 10 000 руб., если не проведена СОУТ или нарушен порядок проведения такой оценки.
Стоит помнить о том, что непроведение СОУТ рассматривается, как длящееся правонарушение. Поэтому независимо от того, спустя какой промежуток времени после того, как работодатель был обязан закончить проведение СОУТ в случае ее непроведения будет выявлено данное нарушение, срок исковой давности по КоАП (составляет один год) в данном случае не действует. Поэтому инспекция, независимо от того, когда выявит нарушение, имеет право привлечь работодателя к ответственности.
Нужно сказать, что почти все нарушения требований охраны труда в организации рассматриваются как длящиеся. Потому полезно помнить, что срок давности исчисляется со дня, когда было обнаружено правонарушение.
Инспектор будет учитывать ряд фактов при назначении наказания.
- Если при проведении СОУТ неоднократно допускались нарушения, то стоит ждать максимального штрафа в 80 000 руб.
- Если порядок проведения процедуры нарушен впервые либо допущены незначительные нарушения, штраф будет, скорее всего, минимальным и составит 60 000 руб.
Штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП следует ожидать, если к работе допущены сотрудники, не прошедшие:
За эти нарушения работодателя ждут следующие санкции:
- Инспектор назначит должностному лицу штраф от 15 000 до 25 000 руб., организации — до 130 000 руб. Наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
- Если есть смягчающие обстоятельства (например, медосмотры или обучение не проведены только у части сотрудников), штраф будет уменьшен до 110 000 руб.
В ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Так, если вы не выдадите работникам СИЗ 2 класса риска причинения вреда, то организацию и должностных лиц привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП.
Важно помнить, что СИЗ делятся на два класса риска причинения вреда, и от этого зависит размер штрафа.
Оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда
Классификатор ОКПД2 с изменениями 1/2015 — 55/2021, в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.06.2021.
Перевод кодов ОКП, ОКДП, ОКПД, ОКУН, ТН ВЭД в ОКПД2 см. по ссылке: Конвертеры кодов классификаторов.
Код 71.20.19.130 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Полная расшифровка кода ОКПД2: Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) / Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью / Услуги в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа / Услуги в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации / Услуги в области технических испытаний, исследований, анализа и сертификации / Услуги в области технических испытаний, исследований и анализа / Услуги по техническим испытаниям и анализу прочие / 71.20.19.130 — Услуги по оценке условий труда.
- ОКПО по ИНН
Поиск кода ОКПО по ИНН - ОКТМО по ИНН
Поиск кода ОКТМО по ИНН - ОКАТО по ИНН
Поиск кода ОКАТО по ИНН - ОКОПФ по ИНН
Поиск кода ОКОПФ по ИНН - ОКОГУ по ИНН
Поиск кода ОКОГУ по ИНН - ОКФС по ИНН
Поиск кода ОКФС по ИНН - ОКВЭД2 по ИНН
Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН - ОГРН по ИНН
Поиск ОГРН по ИНН - Узнать ИНН
Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
- ОКОФ в ОКОФ2
Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2 - ОКДП в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2 - ОКП в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2 - ОКПД в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) - ОКУН в ОКПД2
Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2 - ОКВЭД в ОКВЭД2
Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2 - ОКВЭД в ОКВЭД2
Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2 - ОКАТО в ОКТМО
Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО - ТН ВЭД в ОКПД2
Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2 - ОКПД2 в ТН ВЭД
Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД - ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
- УДК
Универсальный десятичный классификатор - МКБ-10
Международная классификация болезней - АТХ
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC) - МКТУ-11
Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция - МПК
Международная патентная классификация - МКПО-10
Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
- ЕТКС
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих - ЕКСД
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих - Профстандарты
Справочник профессиональных стандартов - Должностные инструкции
Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов - ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты - Вакансии
Общероссийская база вакансий Работа в России - Кадастр оружия
Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему - Правила по охране труда
Действующие правила по охране труда Минтруда РФ
- Раздел A
Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства
- Раздел B
Продукция горнодобывающих производств
- Раздел C
Продукция обрабатывающих производств
- Раздел D
Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха
- Раздел E
Водоснабжение; Водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов
- Раздел F
Сооружения и строительные работы
- Раздел G
Услуги по оптовой и розничной торговле; Услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов
- Раздел H
Услуги транспорта и складского хозяйства
- Раздел I
Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания
- Раздел J
Услуги в области информации и связи
- Раздел K
Услуги финансовые и страховые
- Раздел L
Услуги, связанные с недвижимым имуществом
- Раздел M
Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью
- Раздел N
Услуги административные и вспомогательные
- Раздел O
Услуги в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности; Услуги по обязательному социальному обеспечению
- Раздел P
Услуги в области образования
- Раздел Q
Услуги в области здравоохранения и социальные услуги
- Раздел R
Услуги в области искусства, развлечений, отдыха и спорта
- Раздел S
Услуги общественных организаций; Прочие услуги для населения
- Раздел T
Товары и услуги различные, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления, включая услуги работодателя для домашнего персонала
- Раздел U
Услуги, предоставляемые экстерриториальными организациями и органами
Как составить техническое задание на проведение СОУТ в 2021 году
Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).
Вопрос: Как отражаются в учете расходы, понесенные организацией в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ)? Производственной организацией заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг по проведению СОУТ на рабочих местах работников, занятых в основном производстве. Договорная стоимость услуг составила 420 000 руб. (в том числе НДС 70 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения оценки, получения отчета о проведении СОУТ и подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг. Организация не обращалась с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в ФСС РФ относительно проведения СОУТ. Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления. Посмотреть ответ
Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:
- ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
- приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
- приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
- ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
- КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).
СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.
Вопрос: До какого момента нужно предоставлять дополнительные отпуска и уведомить работников об их отмене, если проведена СОУТ, по результатам которой условия труда больше не отнесены к вредным? Посмотреть ответ
До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2021 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.
Вопрос: Облагается ли НДФЛ бесплатная выдача сотрудникам молока (равноценных пищевых продуктов) за работу во вредных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась или по результатам такой оценки (аттестации) условия не были признаны вредными (п. 1 ст. 217 НК РФ (до 31.12.2019 включительно — п. 3 ст. 217 НК РФ), ст. 222 ТК РФ)? Посмотреть ответ
Когда на предприятии много одинаковых рабочих мест, проводить СОУТ на них по сплошному принципу нерационально. Такие места признают аналогичными, спецоценке подвергается лишь 20% от суммарного их числа (но минимум два), а итоговые результаты транслируются на всю совокупность рассматриваемых мест.
По Закону, признать аналогичными можно только те рабочие места, которым свойственны все перечисленные ниже признаки сразу:
- одни профессионально-должностные наименования;
- одинаковые обязанности исполнителей при ведении однотипного техпроцесса в одинаковом режиме;
- использование однотипных средств и предметов труда;
- работа в общем/нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипных инженерных систем;
- одинаковые организация рабочих мест и наличие на них средств защиты.
Выявление из ранее признанных аналогичными по меньшей мере одного рабочего места, не отвечающего всем условиям аналогичности, влечет за собой проведение спецоценки на всей совокупности мест, считавшихся до этого момента аналогичными.
Действующие нормативы, а именно положения ТК РФ и закона № 426-ФЗ, определяют, что каждый работодатель обязан провести спецоценку условий труда до 31.12.2018. Причем эта процедура проводится за счет средств нанимателя.
До истечения обозначенного срока организации вправе использовать в работе результаты аттестации рабочих мест, которые применялись ранее. Такие положения предусмотрены в Письме Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010.
Представители Минтруда отметили, что до апреля 2021 года спецоценку провели только по 65 % всех рабочих мест. Бытует мнение, что остальные работодатели не успеют завершить обязательную процедуру к назначенной дате. В связи со сложившимися обстоятельствами Минтруд официально заявил:
Сроки не перенесут! Провести обязательную СОУТ необходимо до 31.12.2018. В противном случае нарушители будут привлечены к ответственности.
Итоги СОУТ напрямую влияют на величину страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу за «вредников».
Напомним, в России действуют «вредные» списки:
- работники, занятые на подземных работах и иных, для которых характерны особо вредные/тяжелые условия труда;
- занятые во вредных и тяжелых условиях.
ФЗ «О специальной оценке условий труда» привел в действие механизм корреляции тарифа отчислений и условий труда: чем благоприятнее условия, тем «дешевле» тариф; и наоборот — чем хуже обстановка на производстве, тем выше процент отчислений. Когда условия безопасны, речь о доптарифе не идет вовсе; подтвердить безопасность должна СОУТ.
В современных условиях работодателям становится крайне невыгодно иметь «вредные» рабочие места: существующая нагрузка в виде допвзносов в будущем еще возрастет (повышение тарифов предусмотрено уже в 2015-2016 гг.). В совершенствовании условий, напротив, появляется материальная заинтересованность: если СОУТ покажет улучшение условий труда, сумма взносов по доптарифам уменьшится.
Условия труда по критерию вредности и опасности ранжируются по четырем классам:
- оптимальные,
- допустимые,
- вредные (есть четыре подкласса),
- опасные.
Опираясь на установленный класс/подкласс условий труда, исчисляют размер дополнительного страхового взноса: для вредных условий он лежит в пределах 2- 7%, для опасных — равен 8%.
Закон позволяет оптимизировать затраты на СОУТ, принимая к учету результаты исследований, проведенных в процессе производственного контроля.
Когда вредные/опасные факторы на рабочих местах не выявляются, в отношении этих мест проводится декларирование соответствия условий госнормативам. Условия труда признаются допустимыми, оформленная декларация действует пять лет; если за это время не будет фактов несчастных случаев или профзаболеваний, произойдет автоматическая пролонгация срока.
Код ОКПД 2 71.20.19.130 — Услуги по оценке условий труда
Система оценки условий труда (СОУТ, специальная оценка условий труда) — это совокупность мероприятий, направленных на определение качественных характеристик рабочих мест, на которых непосредственно располагается персонал компании в ходе выполнения им своих трудовых функций.
В процессе проведения СОУТ выясняется, какие опасные или потенциально вредоносные факторы присутствуют на тех или иных рабочих местах. По ее результатам им присваивается класс и дают рекомендации по улучшению условий в тех или иных зонах.
СОУТ осуществляется объединенными силами компании, чьи рабочие места подлежат оценке и сторонней организации, специализирующейся на данного рода деятельности.
Предварительно на предприятии образуется собственная комиссия по СОУТ. Ее возглавляет гендиректор, иногда другой значимый сотрудник, также в ней обязательно должен быть специалист по охране труда, при его отсутствии результаты всей процедуры могут быть признаны недействительными. Кроме этого в ней присутствует представитель выборного профсоюзного органа или иной организации, представляющей интересы трудового коллектива (при ее наличии). Наконец, в комиссию включаются главы структурных подразделений компании.
Эта комиссия производит подготовку рабочих мест к СОУТ. При этом для изучения выбирается всего около 20% от рабочих мест, поскольку изучение 100% заняло бы слишком длительное время, кроме того, во многих производственных зонах условия на расположенных рядом местах схожи.
В классификаторе ОКПД 2 услуги по спецоценке условий труда имеют кодовое обозначение 71.20.19.130. Данный код в соответствующей иерархии является конечным, дополнительное уточнение ему не требуется, после него ничего (никакая цифра) уже не может идти.
Деятельность по проведению СОУТ имеет в классификаторе ОКВЭД 2 числовой индекс 71.20.7. Как видно, первые два числа аналогичны имеющимся в коде ОКПД 2.
Также стоит обратить внимание на разницу. В разделе выше речь шла об обозначении услуг по СОУТ (как предлагаемого продукта), а в данном разделе — об обозначении деятельности по СОУТ (как профессионального занятия).
О том, как посчитать рабочие места для специальной оценки, можно узнать ниже на видео.
Структура классификатора
Классификатор продукции, работ и услуг ОКПД 2 приведён в соответствие с европейской классификацией.
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.
Код состоит из 2-9 цифровых знаков, и структура классификатора в общем виде состоит из:
- 00 — классов (самая общая категория);
- 00.0 — подклассов;
- 00.00 — групп товаров, работ или услуг;
- 00.00.0 — подгрупп;
- 00.00.00 — видов предлагаемой предпринимателем продукции (на этом общеевропейская классификация заканчивается);
- 00.00.00.00 — категорий (в российской системе);
- 00.00.00.000 — подкатегорий (в российском классификаторе).
После проведения проверки знания требований охраны труда соответствующие лица передают в Реестр обученных лиц следующие сведения:
КАТЕГОРИЯ | СОСТАВ СВЕДЕНИЙ |
Организации и ИП, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда | Фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда, наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации/ИП, направивших работника на обучение
Наименование программы обучения по охране труда Результат проверки знания требований охраны труда – оценка «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» Дата проверки знания требований охраны труда Номер протокола проверки знания требований охраны труда |
Работодатели, сами обучающие своих работников вопросам охраны труда | Фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда
Наименование программы обучения по охране труда Дата проверки знания Результат проверки знания требований охраны труда – оценка «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» Номер протокола проверки знания |
Передача сведений в Реестр обученных лиц происходит путем импортирования электронного документа по форме, установленной Минтрудом.
Кто обязан вносить информацию в реестр обученных лиц по охране труда
Реестр обученных лиц. Сведения об обученных по охране труда в учебных центрах подают учебные центры. Проверка знания требований охраны труда работников, подлежащих обучению исключительно в Учебном центре, будет с 1 марта 2023 года проводится с обязательным использованием единой системы по охране труда. Это касается всех тех, кто организует и отвечает за безопасное производство работ в организации, кто проводит инструктажи и стажировки, а также членов комиссий по проверке знания требований охраны труда работников.
Реестр работодателей, которые проводят обучение внутри организаций. Сведения об обученных по охране труда в самих организациях формирует работодатель. Специалист по охране труда является ответственным за процессы обучения в системе управления охраной труда организации.
Важно! Работодатель может заниматься внутренним обучением по охране труда, не получая для этого аккредитацию Минтруда, но с обязательным внесением этим работодателем информации в личный кабинет индивидуального предпринимателя или юридического лица в информационной системе охраны труда Минтруда России.
В период с 1 сентября 2022 по конец февраля 2023 года можно проводить обучение «по старинке», а вот с 1 марта 2023 года, если не произойдут новые обстоятельства, нужно будет подавать сведения об обученных работниках в личном кабинете работодателя в реестр Минтруда.
Для этого необходимо с 1 марта 2023 года подготовить документы, и направить их в Минтруд для уведомления о том, что работодатель намерен осуществлять деятельность по обучению своих работников, за исключением тех, кто обязан учиться только в УЦ.
Для подтверждения наличия организационно-технических возможностей для качественного обучения своих работников внутри организации, необходимо подтвердить, что работодатель действительно имеет:
- материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;
- учебно-методическую базу. Учебно-методическая база может быть представлена в виде согласованных и утвержденных программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда.
Если у работодателя есть места для обучения, значит есть и документальное подтверждение этого. Это должен быть приказ об организации мест обучения и установленными требованиями по их оснащению, комплектации, приказ о назначении ответственных за обучение, платежные документы на приобретаемые расходные материалы.
Услуги по инженерно-техническому проектированию зданий
Функция не доступна
Данная функция доступна только для пользователей Тариф 0, Тариф 1, Тариф 2
Код: 71.12.12
Комментарий: Эта группировка включает:
— создание чертежей, планов и проведение исследований, связанных с проектами жилищного строительства, такими как проекты, связанные с новыми и существующими домами, домами строчной застройки, квартирами и т.п., многофункциональными зданиями, преимущественно используемыми для жилья;
— создание чертежей, планов и проведение исследований, связанных со строительными проектами новых и существующих торговых, общественных и учрежденческих зданий, включая многофункциональные здания, преимущественно используемые для торговых, общественных или учрежденческих целей, таких как: офисные здания, торговые центры, гостиницы и рестораны, станции обслуживания и склады, автобусные и грузовые терминалы, больницы, школы, церкви, тюрьмы, стадионы и зрелищно-спортивные сооружения с центральной ареной, библиотеки и музеи;
— инженерные консультативные услуги, связанные с конкретным проектом строительства жилого, коммерческого, общественного или учрежденческого здания или сооружения
Эта группировка также включает:
— услуги, связанные с разработкой инженерно-технической проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию зданий, являющихся объектами культурного наследия;
— услуги, связанные с разработкой проектной документации по инженерному укреплению зданий, являющихся объектами культурного наследия
Эта группировка не включает:
— инженерные консультативные услуги, не связанные с конкретным проектом, см. 71.12.11;
— услуги в области ландшафтной архитектуры, связанные с разработкой инженерно-технической проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия, см. 71.11.41
Редакции: в ред. Изменения 25/2017 ОКПД2, утв. Приказом Росстандарта от 21.12.2017 N 2049-ст