Статья 29 ТК РФ. Представители работников
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 29 ТК РФ. Представители работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на представительство интересов работников во взаимоотношениях с работодателями, четкое определение круга легитимных представителей и их правового статуса являются важнейшими условиями обеспечения реальной защиты интересов работников в сфере труда.
Комментарий к статье 29 ТК РФ
1. Часть 1 ст. 29 перечисляет организации, которые могут представлять интересы работников, прежде всего это профсоюзы и их объединения.
Представлять интересы работников может и первичная профсоюзная организация, а также иные представители, избранные работниками.
Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.
Согласно Закону о профсоюзах это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Таким органом может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.
2. Интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило. В том случае, когда такая организация не создана или не объединяет большинство работников, в соответствии со ст. 31 ТК могут быть избраны иные представители (см. коммент. к ст. 31).
3. На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях — при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании социально-экономической политики — работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.
4. В зависимости от уровня социального партнерства представителями работников могут выступать общероссийские профсоюзы (их объединения), региональные объединения профсоюзов, территориальные либо первичные организации профессиональных союзов.
Какие органы рассматривают коллективные трудовые споры
Какого-либо специального государственного органа, который наделен правом рассматривать и разрешать коллективные споры между работниками и администрацией предприятия, в РФ не существует. Однако Роструд обязан содействовать их урегулированию — такие полномочия ему предоставлены пунктом 5.5.10 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 30.06.2004 № 324.
Содействие может предполагать:
- регистрацию трудового спора. Она носит уведомительный характер, то есть не обязательна ни для работников, ни для предприятия;
- содействие в выборе посредника, если стороны трудового спора собираются привлечь его для разрешения возникшей конфликтной ситуации;
- разработку и утверждение регламента деятельности трудового арбитража и т. д.
Основная цель данной процедуры — создание условий для достижения компромисса между сторонами путем проведения примирительных действий, предусматривающих 2 этапа:
- Участие сторон в заседаниях примирительной комиссии.
- Привлечение независимого посредника либо обращение в трудовой арбитраж при недостижении компромисса.
Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
В случае если стороны коллективного трудового спора не достигли согласия по поводу рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, либо в процессе переговоров с участием посредника не урегулировали все имеющиеся разногласия, они обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора.
Действующее законодательство предусматривает возможность создание как временных, так и постоянно действующих трудовых арбитражей. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Постоянно действующий трудовой арбитраж может быть создан решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это Министерство труда и социальной защиты), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража). На момент подготовки настоящего учебника такой документ не принят.
Правовое положение работников в период проведения забастовки
Начало забастовки отнюдь не свидетельствует о намерении работников прекратить трудовые отношения с работодателем. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Тем не менее у работодателей нередко возникает соблазн решить проблему забастовки путем увольнения бастующих сотрудников и найма на их место новых. Возможно также и увольнение работников с целью их «наказания» за участие в забастовке. Такие увольнения, в первые годы забастовочного движения носившие массовый характер, получили название локаута. Локаут — это увольнение работников по инициативе работодателя именно в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Прямой запрет локаута установлен в ст. 415 ТК РФ. Работодатель, прибегающий вопреки этому запрету к локауту, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.34 КоАП РФ.
Участие работника в законной забастовке не может повлечь и применение к нему мер дисциплинарной ответственности и, соответственно, рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины.
Трудовой кодекс РФ разделяет правовое положение работников, участвующих и не участвующих в забастовке.
Работникам, принимающим участие в забастовке (за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг)), работодатель имеет право не выплачивать в этот период заработную плату. В то же время коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.
Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу.
Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК РФ.
Комментарий к статье 29 ТК РФ:
1. Часть 1 статьи 29 ТК РФ перечисляет организации, которые могут представлять интересы работников. Прежде всего, это профсоюзы и их объединения.
Представлять интересы работников может и первичная профсоюзная организация, а также иные представители, избранные работниками.
Профсоюзные организации и профсоюзы действуют через свои органы.
Согласно Закону о профсоюзах — это органы, образованные в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации (ст. 3). Таким органом может быть и профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа.
2. В ст 29 ТК РФ с комментариями указано, что интересы работников организации при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Это общее правило. В том случае, когда такая организация не создана или не объединяет большинство работников, в соответствии со ст. 31 ТК могут быть избраны иные представители (см. коммент. к ст. 31).
3. На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях — при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании социально-экономической политики — работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства участия не принимают.
4. Применяя ст 29 ТК РФ, следует учитывать, что в зависимости от уровня социального партнерства представителями работников могут выступать общероссийские профсоюзы (их объединения), территориальные либо первичные организации профессиональных союзов.
Статья 33. Представители работодателей
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
Другой комментарий к ст. 29 ТК РФ
1. Трудовой кодекс предусматривает, что работников в отношениях социального партнерства могут представлять две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов); 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.
Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации.
При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключение — случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ст. 36 ТК и комментарий к ней). О легальном финансировании профсоюзов работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления см. ст. 377 ТК и комментарий к ней.
2. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя, в отношениях социального партнерства могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей какого-либо профессионального союза. Вместе с тем на практике в конкретной организации работниками зачастую создается не первичная профсоюзная организация, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.
Конвенция N 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г.) обязывает государство признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают собственные уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.
3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять свою деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства. Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: на практике они не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней); они не деликтоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.
4. Иные (непрофсоюзные) представители могут избираться работниками только в случаях, предусмотренных ТК (см. ст. 31 ТК и комментарий к ней).
5. На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства интересы работников могут представлять исключительно профессиональные союзы и их организации и объединения. Иные объединения работников не вправе участвовать в отношениях социального партнерства на данных уровнях.
Представители работников при проведении коллективных переговоров
На основании ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Давайте разберемся, кто же может выступать от имени работников. Статьей 29 ТК РФ установлено, что представителями работников в социальном партнерстве могут быть:
— профессиональные союзы и их объединения;
— иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
— иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Если коллективные переговоры проводятся с целью заключения или изменения соглашения, разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также для формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, интересы работников будут представлять соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.
А вот при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
К сведению. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а значит, и образуется такая организация на конкретном предприятии.
Иногда первичная профсоюзная организация может представлять интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Если работники не являются членами профсоюза, но желают принять участие в коллективных переговорах, они могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 30 ТК РФ).
На основании ст. 31 ТК РФ, если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.
Понятие и виды трудовых споров
В российском законодательстве под трудовым спором понимается конфликт, сформировавшийся между работодателем и его подчиненным, который был вынесен на рассмотрение судом или специальной комиссией. Такие споры могут быть индивидуальными или коллективными. Во втором случае компания может понести серьезные убытки по результатам судебного разбирательства.
Чаще всего спору предшествует нарушение работодателем прав сотрудников. Это может выражаться в задержке заработной плате, в отказе от предоставления отпуска, в незаконных сокращениях. Кроме того, нередки конфликтные ситуации, когда работодатель предъявляет завышенные требования, принуждает работать в выходные дни без оплаты, добавляет обязанности, не предусмотренные текущим трудовым договором.
Нередко трудовой спор возникает, когда сотрудник увольняется и получает расчет. Недобросовестные работники стараются как можно меньше платить расчетных и для достижения этой цели идут на разные уловки. Особенно это актуально, если по роду деятельности сотрудник был связан с материальными ценностями.
Комитет по трудовым спорам
Департамент или комитет по трудовым спорам правильно называется «Государственная инспекция труда» или «Роструд». Для каждого региона есть свой сайт организации, на котором указаны контактные телефоны, адреса приемных и другая необходимая информация.
В сферу ее компетенции, в соответствии со ст. 356 ТК РФ, входит:
- контроль за соблюдением работодателями ТК РФ;
- предъявление работодателю распоряжений о восстановлении им трудовых прав сотрудников;
- отстранение от работы лиц, не ознакомленных с техникой безопасности или не имеющих знаний по этому вопросу;
- расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на работе;
- привлечение к административной ответственности виновных в нарушении ТК РФ лиц.
Юрисдикционные органы по разрешению трудовых споров
Особенности разрешения споров каждым из органов приведены в таблице:
Название юрисдикционного органа |
Рассматриваемый вид трудового спора |
Особенности рассмотрения и разрешения спора |
КТС — Комиссия по трудовым спорам |
Индивидуальный |
|
Районный суд |
Индивидуальный |
|
Примирительная комиссия |
Коллективный |
|
Посредник |
Коллективный |
|
Трудовой арбитраж |
Коллективный |
|
Органы по урегулированию коллективных трудовых споров
Законодательство закрепляет органы, которые могут урегулировать споры, возникающие из трудового производства, к ним относятся:
- Государственная инспекция труда в Свердловской области. В службу стороны обращаются, когда исчерпаны внутренние правила разрешения коллективного трудового спора. Служба выявляет причины образования споров, а также ищет способ их урегулирования, организует примирительные процедуры, предлагает различные решения споров, их возможного урегулирования;
- Трудовой арбитраж (образуется самостоятельно между сторонами, только с привлечением службы по труду и занятости, в данном случае образуется состав арбитров, которые будут изучать документы и исследовать коллективный трудовой спор, выявлять факты, принятое решение арбитрами обязательно к исполнению). Трудовой арбитраж можно организовать только после того как была проведена примирительная комиссия и приглашен посредник, но это не дало никакого результата;
- Примирительные комиссии (формируются на предприятиях в составе из нескольких человек для разрешения коллективного спора); Состав комиссии оформляется непосредственно приказом на предприятии, при проведении примирительных процедур между сторонами (работником и работодателем) ведется протокол в ходе дела. Решение между сторонами может быть одно либо соглашение по спору между ними достигнуто, либо нет. В случае, отрицательного решения, стороны могут обратиться в дальнейшем в службу для урегулирования конфликтов;
- Посредничество (в данной ситуации органом, разрешающий трудовой спор является посредник, которого нанимают стороны. Посредник является специалистом по разрешению коллективных споров. Посредника можно пригласить после того как была организована и проведена примирительная комиссия, посредник будет рассматривать спор только на основании составленного протокола).
- Органы прокуратуры