Как снизить штраф за нарушение НК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как снизить штраф за нарушение НК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Штрафы бывают за несвоевременную сдачу отчётности. Например, не вовремя сдана декларация по налогу. В данном случае налоговый штраф составляет 5 % не уплаченного в срок налога за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальный штраф в данном случае составит 30 % не уплаченного в срок налога, минимальный — 1 000 руб., в том числе и за нулевую декларацию.

Санкции можно уменьшить еще раз

В НК РФ указано, что сумма штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса (п. 3 ст. 114 НК РФ).

При этом совсем до нуля снизить санкции не получится, так как это уже будет считаться освобождением, а не уменьшением штрафа. Освобождение от ответственности и смягчение ответственности являются разными юридическими фактами. Такой вывод приводится в определении Верховного суда РФ от 05.02.2019 № 309-КГ18-14683.

Обычно на практике налоговики неохотно идут на многократное снижение санкций, часто ограничиваясь минимальным снижением. В этом случае компания может инициировать дополнительное снижение через суд.

Как поясняют судьи, размер взыскиваемого штрафа за совершение налогового правонарушения может быть снижен арбитражным судом и в том случае, если смягчающие обстоятельства уже были учтены налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности. Такие выводы содержатся, например, в постановлениях АС Центрального округа от 17.06.2019 № Ф10-1519/201, Дальневосточного округа от 20.03.2018 № Ф03-723/2018.

В п. 16 письма ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 также подтверждается, что арбитры могут дополнительно снизить санкции, учитывая любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговой инспекцией. Если компания в суде расскажет о дополнительных смягчающих причинах, то хуже от этого не будет (постановление АС Северо-Западного округа от 23.08.2018 № Ф07-5696/2018).

Ходатайство о смягчающих обстоятельствах

Форма ходатайства об уменьшении штрафа не утверждена. Поэтому составить его можно произвольно. В таком ходатайстве указываем обстоятельства, которые смягчают ответственность за налоговое нарушение. К ходатайству прикладываем документы или их копии, которые подтверждают смягчающие обстоятельства.

В случае если налоговая инспекция не учла ваше ходатайство или учла его не полностью, можно обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой и попросить учесть смягчающие обстоятельства. В таком случае отдельным документом ходатайство можно не оформлять.

Если же вышестоящая инспекция не учла смягчающие обстоятельства или учла не все, тогда можно обращаться в суд. В суде можно заявить те же обстоятельства, которые учла налоговая. Суд по ним может дополнительно снизить штраф. И обязательно заявите о тех обстоятельствах, которые не учла налоговая инспекция.

Перечень иных обстоятельств

Согласно мнению представителей ФНС, смягчающими являются также эти обстоятельства:

  • Просрочка обязательных платежей была незначительной (к примеру, всего несколько дней).
  • Признание компанией своей вины, попытки самостоятельного урегулирования ситуации.
  • Отсутствие долгов на момент рассмотрения дела.
  • Компания занимается благотворительной деятельностью.
  • Налогоплательщик работает в социальной сфере.
  • Присутствует сложное финансовое положение (к примеру, фирма не ведет хоздеятельность, находится в состоянии ликвидации).
  • Компания ведет сезонные работы.
  • У ИП отсутствует доход.
  • Нарушение возникло из-за стечения обстоятельств, не зависящих от налогоплательщика.
  • Отсутствие умысла.

Размер штрафа часто уменьшают по причине того, что он несоразмерен совершенному правонарушению.

Смягчающие обстоятельства (ст. 112 НК РФ)

В ходе рассмотрения материалов проверки или при обнаружении других нарушений налоговый орган должен установить наличие смягчающих обстоятельств (подп. 4 п. 5 ст. 101, подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ) и учесть их при назначении штрафа. При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа может быть уменьшен как минимум в 2 раза по сравнению с размером, предусмотренным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ. На это прямо указано в п. 3 ст. 114 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ такими обстоятельствами признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими судом или налоговым органом, рассматривающим дело.

Если в акте налоговым органом не были учтены смягчающие обстоятельства для снижения штрафа или, по мнению налогоплательщика, они были учтены не в полном объеме, можно обратиться с ходатайством об учете смягчающих обстоятельств и снижении размера штрафа. С ходатайством нужно обращаться в налоговый орган в течение месяца с момента получения акта выездной или камеральной проверки (п. 6 ст.100 НК РФ) или акта о выявленном правонарушении (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Читайте также:  Идея № 380: Наращивание ресниц

Образец ходатайства об учете смягчающих обстоятельств и снижении штрафа.

Влияние смягчающих и отягчающих обстоятельств на размер штрафа

Налоговый кодекс предусматривает, что при наличии смягчающих обстоятельств штраф должен быть снижен не менее чем в 2 раза, а при отягчающих обстоятельствах он увеличивается на 100% по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса. При этом отягчающим обстоятельством признается повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение (ст. 114, 112 НК РФ).

Каким образом должен определяться размер штрафа при одновременном наличии смягчающих и отягчающих обстоятельств, Налоговый кодекс не определяет. Есть судебные решения в которых указано, что наличие отягчающих обстоятельств не является препятствием для применения смягчающих обстоятельств (см. постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16503/2016 по делу № А65-5156/2016,Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2015 № Ф10-2166/2015 по делу № А64-4167/2014, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2013 по делу № А32-13690/2012, ФАС Уральского округа от 20.06.2011 № Ф09-3151/11 по делу № А76-16585/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2010 по делу № А82-9056/2009 и др.)

За что штрафуют налогоплательщиков

Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления расходных обязательств в бюджет РФ, предоставление отчетности и требуемой документации. ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее распространенных:

  • нарушение сроков предоставления отчетности;
  • нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
  • ошибочное определение налогооблагаемой базы при расчете обязательств;
  • непредоставление требуемой документации;
  • сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.

В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но у плательщиков есть возможность уменьшить сумму из требования в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство.

Обстоятельство № 6. Социальная значимость организации

Суды охотно признают социальную значимость налогоплательщика смягчающим обстоятельством. Вопрос только в том, как определить, является ли организация социально значимой.

В налоговом законодательстве о социальной значимости не сказано ни слова. Поэтому значимость будет определяться в каждом деле индивидуально. Так, социально значимыми могут признаваться:

  • общественные организации инвалидов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2014 по делу № А21-3884/2013 и от 20.06.2013 по делу № А21-8209/2012, ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2013 по делу № А21-8208/2012);
  • организации, участвующие в реализации инвестиционного проекта в рамках национальной программы развития региона (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2013 по делу № А32-13690/2012);
  • учреждения вневедомственной охраны, т.к. они охраняют имущество объектов социальной сферы и жизнеобеспечения, а также объектов, подлежащих государственной охране (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2013 по делу № А58-5605/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2013 по делу № А27-14594/2012);
  • организации, активно участвующие в реализации или финансировании социальных программ (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу № А13-16610/2011, ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 по делу № А72-5088/2010);
  • научные учреждения (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2009 № Ф04-2116/2009(4271-А45-26) по делу № А45-937/2007-36/12, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2007 № А19-21746/06-43-Ф02-1138/07 по делу № А19-21746/06-43);
  • градообразующие предприятия (постановления ФАС Уральского округа от 16.01.2008 № Ф09-11113/07-С2 по делу № А50-21400/06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.05.2007 № А19-10870/06-Ф02-2519/07 по делу № А19-10870/06);
  • организации, которые оказывают благотворительную помощь (постановления ФАС Московского округа от 13.12.2011 по делу № А40-131669/10-127-759, ФАС Поволжского округа от 31.01.2012 по делу № А72-5088/2010), являются участниками социальных программ, имеют благодарственные письма и почетные грамоты за участие в благотворительных программах (постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2009 по делу № А12-11976/2008).

Как и в предыдущих ситуациях, одной только ссылки на социальную значимость организации для снижения штрафа может оказаться недостаточно. Поэтому для убедительности желательно привести и другие доводы (см. Обстоятельства № 1–5, 7–10). Тем более что некоторые суды не видят связи между значимостью деятельности организации для государства и возможностью смягчения ответственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2012 по делу № А27-6915/2011).

Прочие смягчающие обстоятельства

Тяжелая финансовая ситуация в компании – это не единственная причина, которая поможет смягчить наказание. Так добиться снижения суммы штрафа за неуплату (неполную уплату) налога помогут следующие обстоятельства (выборка сделана из постановлений судов):

  • совершение налогового нарушения впервые;
  • самостоятельная уплата доначисленного налога до вступления в силу решения инспекции;
  • наличие постоянной переплаты по другим налогам;
  • несоразмерность применяемых санкций тяжести совершенного правонарушения;
  • незначительность периода просрочки, то есть перечисление налога в течение незначительного количества дней после установленного срока;
  • уточнения в декларациях за проверяемый налоговыми органами период, которые были сделаны компанией до начала выездной проверки;
  • ведение социально значимой деятельности;
  • отсутствие умысла при совершении правонарушения;
  • ведение благотворительной деятельности.

Штраф может быть наложен и за другие правонарушения, например, за несвоевременную сдачу налоговой отчетности или запрошенных инспекцией документов. В этом случае в зависимости от ситуации можно также привести следующие доводы для снижения штрафа:

  • незначительное нарушение срока подачи декларации или документов;
  • тяжелое состояние здоровья главного бухгалтера и неукомплектованность кадрами бухгалтерии, вследствие чего не было возможности в срок подготовить все документы;
  • большой объем запрошенных документов, а также оперативное информирование о невозможности представить документы в кратчайшие сроки.
Читайте также:  Могут ли арестовать алименты за долги

В Налоговом кодексе РФ написано, что размер штрафа снижают, даже если установлено всего одно смягчающее обстоятельство. Однако на практике чем большее количество обстоятельств будет заявлено, тем больше вероятность снижения размера наказания. При этом судами не всегда учитываются перечисленные выше обстоятельства. Все это говорит о том, что в каждом конкретном споре нельзя заранее предвидеть, какое решение будет вынесено судом. Кстати, наличие отягчающих обстоятельств не должно мешать применению смягчающих обстоятельств.

Обстоятельства, которые влекут снижение размера штрафа или смягчение иного вида санкции, перечислены в статье 112 Налогового Кодекса. Их следует отличать от оснований, отменяющих и исключающих ответственность вообще. Они определяются ст. 111 указанного законодательного акта.

Правом устанавливать обстоятельства, способствующие смягчению санкций, уполномочены как налоговые органы, так и суд в ходе разбирательства по иску.

Как указано выше, базовым законодательным актом, устанавливающим основы смягчения санкций, является НК РФ. Однако его нормы не являются полными, поэтому он дополняются различными подзаконными документами, а также судебной практикой.

Важно! Если налоговый орган уже принял к сведению смягчающее основание и снизил размер штрафной санкции, это все равно не мешает суду также применить смягчение еще раз.

Расскажем об основных принципах смягчения наказания.

  1. Штраф должен быть уменьшен как минимум вдвое, даже если смягчающее условие лишь одно. При этом Министерство Финансов давало разъяснения несколько лет назад, что снизить нужно даже минимальные штрафные санкции. Обычно они действительно уменьшаются в два раза, однако судебная практика знает уменьшение данного наказания и в десять, и сто раз.
  2. Смягчающие обстоятельства не распространяются на пени, поэтому согласно Постановлению Конституционного Суда РФ их размер снизить не удастся.

Итак, какие же причины могут повлечь снисхождение суда или налогового инспектора:

  • тяжелые обстоятельства личного характера;
  • угроза или принуждение со стороны начальства;
  • трудное положение гражданина;
  • иные обстоятельства по усмотрению суда или налогового органа.

Стоит обратить внимание, что первые три пункта не получится применить для юридических лиц, что демонстрирует некое несовершенство законодательства, а также неравенство субъектов правонарушения.

Впрочем, исходя из судебной практики, суды зачастую применяют «Иные обстоятельства» в качестве повода смягчить ответственность компаний. Далее рассмотрим каждый из вышеуказанных пунктов подробнее.

Виды смягчающих обстоятельств

Ст. 112 НК РФ содержит перечень смягчающих обстоятельств, которые позволяют претендовать на снижение санкций в несколько раз. Направляя прошение, обязательно укажите смягчающие обстоятельства. Не забудьте указать один из видов при формировании образца ходатайства в налоговую о снижении штрафа.

Все обстоятельства, которые могут уменьшать установленное наказание, разделены на 4 группы:

  • общие;
  • для ИП;
  • для юридических лиц;
  • для физических лиц.

Представим перечень смягчающих обстоятельств в виде таблицы.

Общие
  1. Срок подачи отчетности нарушен незначительно.
  2. Ущерб бюджету государства не причинен или незначителен.
  3. Правонарушение фискального законодательства совершено впервые.
  4. У субъекта имеются кредитные обязательства.
  5. При расчетах по налогам и сборам в текущем году образовалась переплата.
  6. Задолженность погашена до принятия решения ИФНС о наказании.
  7. Тяжелое финансовое состояние, материальные сложности.
  8. Предмет установленной санкции не соответствует правонарушению.
Для ИП и физлиц Для юрлиц
  1. Сложное материальное положение.
  2. Инвалидность или тяжелое состояние здоровья (заболевания, травмы, увечья).
  3. Наличие иждивенцев.
  4. Государственные награды.
  5. Участие в ликвидации природных катаклизмов (катастроф) или боевых действий.
  1. Высокая вероятность наступления банкротства при погашении штрафа.
  2. Форс-мажорные ситуации, вследствие которых организация утратила документальные подтверждения деятельности, льгот и прочего.

Налоговый кодекс предусматривает возможность снижения штрафов за совершение налоговых правонарушений в случае наличия смягчающих обстоятельств.

  • Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, перечислены в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. Указанные обстоятельства не освобождают от налоговой ответственности полностью, а лишь уменьшают размер назначаемого штрафа.

Какие обстоятельства с учетом сложившейся правоприменительной практики могут быть учтены налоговым органом или судом смягчающими при применении налоговых санкций к налогоплательщику?

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем наполовину по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.

    Обстоятельствами, позволяющими смягчить ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, считаются:
  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • тяжелое материальное положение лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Последний пункт означает, что список смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.

    Действительно, судя по правоприменительной практике, смягчающими обстоятельствами налоговыми и судебными органами признаются:
  • привлечение к налоговой ответственности впервые за весь период осуществления деятельности налогоплательщиком;
  • отсутствие прямого умысла в совершении правонарушения;
  • несоразмерность размера наложенного штрафа последствиям налогового правонарушения, что может подтверждаться тем обстоятельством, что сумма налоговой санкции составляет порядка 50% от исчисленной к уплате суммы налога по налоговой декларации;
  • отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета, поскольку уплата исчисленного в налоговой декларации налога была произведена в установленные п. 3 ст. 204 НК РФ сроки в полном объеме;
  • отсутствие существенного и необратимого вреда интересам государства;
  • отсутствие хозяйственной деятельности и дохода;
  • частичная добровольная оплата штрафных санкций;
  • незначительный пропуск срока представления налоговой декларации на один день;
  • отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций, отсутствие прибыли, наличие задолженности перед контрагентами, наличие задолженности по заработной плате;
  • ошибки, сбой в работе компьютерной сети;
  • ведение социально-значимой деятельности, на пример, в таких сферах, как строительство и ремонт социальных объектов, производство сельхозпродукции, поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пунктов, оказание спонсорской и благотворительной помощи, финансирование общественно-культурных мероприятий.
Читайте также:  Налог на недвижимость: кто, сколько и когда должен платить

Вместе с тем стоит отметить, что в каждом случае суд либо налоговый орган самостоятельно решают вопрос о правомерности смягчения ответственности исходя из конкретных обстоятельств.


В последнее время организации и предприниматели стали часто попадать под штрафы за непредставление (несвоевременное представление) документов и пояснений в рамках встречной налоговой проверки их контрагентов.

  • Штраф за непредоставление документов и сведений по встречной проверке налоговые органы применяют в качестве наказания налогоплательщиков, когда запрашиваемые ими документы не были представлены совсем или были направлены позже, чем того требует закон.

Однако причин неисполнения данной обязанности может быть множество. Посмотрим, какая именно ответственность налогоплательщика предусмотрена и в каких случаях она применима.

    Налоговый кодекс РФ содержит два основания, по которым можно оштрафовать налогоплательщика, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование налогового органа:
  • Статья 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Статья 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

В общих случаях при налоговых нарушениях по встречным проверкам должна применяться ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. Однако на практике бывают ситуации, когда применение возможно и ст. 126 Налогового кодекса.

Вид нарушения Статья НК РФ Размер штрафа
Непредоставление документов по встречной проверке (игнорирование требования) ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не являющегося ИП
ст. 129.1 НК РФ 5 000 руб.,
за повторное нарушение в календарном году — 20 000 руб.
Нарушение сроков представления документов ст. 129.1 НК РФ 5 000 руб.,
за повторное нарушение в календарном году — 20 000 руб.
Отказ от представления документов и сведений ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не являющегося ИП
Предоставление заведомо недостоверной информации ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не являющегося ИП

Нередко налоговые инспекторы пытаются оштрафовать налогоплательщика по максимуму. Им это очень выгодно, ведь штраф по ст. 126 НК РФ вдвое больше размера санкции по ст. 129.1. К тому же формулировки статей, располагают к путанице понятий, существующих в рамках данных правоотношений.

Если мы по каким-то причинам вовремя не исполнили или не смогли исполнить требование налогового органа о представлении документов в рамках встречной проверки нашего контрагента, уплачивать предъявленный нам штраф спешить не будем. Внимательно изучим свою ситуацию и постараемся ее правильно оценить. Возможно, размер штрафа нам удастся уменьшить в разы, в том числе подав соответствующее ходатайство в налоговый орган о наличии смягчающих обстоятельств.

Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

Кто освобождается от уплаты неустойки по налогу?

Неустойка может быть в виде штрафа и в виде пеней. Может ли кто-то быть освобожден от уплаты тех или иных неустоек?

В судебной практике имеются примеры, согласно которым суды отказывают в освобождении от уплаты неустоек.

Тем не менее, бывают случаи, когда фактически лицо может быть освобождено от уплаты неустоек по налогу. Когда это возможно? Когда налоговым органом пропущен срок для обращения в суд за взысканием неустоек. Ответчику по такому делу необходимо заявить, что налоговой пропущен срок и тогда суд, если согласиться с ответчиком, откажет налоговикам во взыскании неустоек по налогу.

В отдельных случаях, чтобы избежать штрафа налогоплательщик следует уплатить налог и пени. При этом пени уплачиваются в любом случаи, и по общему правилу от них не освобождают.

Однако, согласно ст. 75 НК РФ, пени не должно начисляться, если на имущество был наложен арест, были приостановлены операции по счетам, в связи с чем лицо не могло оплатить налог.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *