Совмещение работы и учебы. Производственная практика.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Совмещение работы и учебы. Производственная практика.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Не стоит, приходя на стажировку, ждать, что для вас уже готов план обучения и развития, а наставник четко знает, какие задачи и в какой последовательности вы будете выполнять. Даже если в компании есть разработанная программа стажировки, от вас потребуется большая проактивность.

Стажировка в целях охраны труда

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

При этом работодатель должен обеспечить обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.

Обратите внимание: Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок).

Обязанность лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проходить стажировку на рабочем месте также установлена Порядком и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст (далее – ГОСТ 12.0.004-2015).

Согласно п. 9.9.1 ГОСТ 12.0.004-2015 стажировка проводится для приобретения навыков и умений (компетенции) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции), а также для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Кому необходима производственная практика?

Данный вид практики обязаны проходить студенты, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего образования. В зависимости от этапа обучения, производственная практика подразделяется на следующие виды:

  • Ознакомительная. Актуальна для студентов младших курсов. Обучающиеся не принимает непосредственного участия в производственных процессах, а просто наблюдают за ними со стороны и собирают информацию для подготовки отчета.
  • Технологическая. Предполагает активное участие студента в работе организации — базы практики. Ему назначается непосредственный руководитель, который будет выдавать задания и потом напишет характеристику.
  • Преддипломная. Она практически аналогична технологической практике, но проводится на заключительных этапах обучения. Полученные материалы, как правило используются для подготовки итоговой выпускной работы (диплома, магистерской диссертации и т.д.).

Производственная практика длится в среднем 2-4 недели. Она проходит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета. Бакалавры обычно становятся практикантами на третьем и четвёртом курсе обучения 1 раз в год по 2 недели, а магистры – 2 раза в год на 4 недели.

Какими законодательными актами руководствоваться

Прямых нормативных документов, регламентирующих отношения студентов и руководителей организаций, где они проходят практику, не существует. В данном вопросе предлагается руководствоваться следующими основными нормами закона:

  1. Любые отношения, которые можно считать трудовыми, не должны входить в противоречие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
  2. Министерство образования РФ своим приказом №1154 от 25 марта 2003 г. утвердило «Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования».
  3. Подобный документ для учреждений среднего звена – «Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования», утверждено Министерством образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. приказ №1991.
  4. Дополняет два последних акта письмо-разъяснение Министерства образования Российской Федерации №16-51-198/16-15 от 16 сентября 1999 г. «Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Когда можно выбрать самому место для практики в вузе

Самому выбрать место для прохождения практики в университете можно на третьем и четвертом курсе. Именно тогда начинается производственная и преддипломная практика, когда студент выходит на предприятие и выполняет работу по специальности.

Читайте также:  Какова сумма алиментов с безработного в 2020-2021 годах

В это время студенту назначают место для прохождения практики на том предприятии, с которым университет заключил договор. В некоторых случаях, организаций может быть несколько, например, если на практику выходят студенты филологического или педагогического факультета. Группы студентов распределяются среди нескольких школ, чтобы каждый мог принять опеку над 5-11 классами.

В то время, когда руководитель практики от вуза начнет распределять и готовить студентов к выходу на работу, нужно вовремя сообщить свою позицию. Если вы опоздаете, и вас уже запишут в какую-либо группу, то придется повиноваться.

Выбрать самому место для практики в университете достаточно непросто. В некоторых вузах это категорически запрещено. Поэтому заранее узнайте у старшекурсников, могли ли они сами выбрать место практики.

Как выбрать самому место для практики в университете

Выбрать самому место для практики в университете не просто.

Во-первых, оно должно попадать под список требований от университета. Вы должны работать по своей специальности, должен быть назначен руководитель практики, а также оборудовано место для проведения работы. Студенту должны быть даны задачи на месяц практики, а также проведена разъяснительная работа.

Во-вторых, лучше, чтобы предприятие не настаивало на получении денег за практику студента. Те организации, с которыми у вуза уже заключен договор, получают небольшие выплаты для надбавки руководителям практики за доп.работу. Выбранное вами предприятие может попросить больше, и вуз, естественно, откажет.

В-третьих, студент должен работать в реальных условиях работы, т.е. быть только наблюдателем не получится.

Итак, для разных специальностей можно выбрать различные компании и сферы. Конечно, проще всего проходить практику на работе вместе с родителями или у их знакомых. Тогда можно надеяться на поблажки или даже небольшую зарплату.

Кто и как работал с практикантами

Мы распределили практикантов по офису. Трое совсем зелёных второкурсников достались Дмитрию Кузьмину, на тот момент тимлиду бэкенда DCImanager. За троими третьекурсниками присматривал Александр Брюханов. Ещё двое третьекурсников, которые уже были у нас в прошлом году, пошли к Зое Лалетиной в новый VMmanager. Они были знакомы с нашими процессами, поэтому их включили в команду. Остальные ребята работали независимо от команд, но в кабинетах с разработчиками.

Сначала хотелось, чтобы практиканты жили по Scrum, чтобы как и мы на стендапах рассказывали о проделанном за день. Но полноценно получилось это только с «второгодниками»: их задачи разбили на подзадачи, вышел полноценный двухнедельный спринт. Другие практиканты то ходили вразнобой, то у их руководителя не было времени их послушать. Для второкурсников же сама процедура стендапа оказалась болезненной: сначала они не соображали, зачем всё это нужно (Дмитрию Кузьмину пришлось провести пару вводных лекций), а потом… просто страдали.

Мы-то уже привыкли: встали, рассказали кто что сделал. Со студентами было сложнее. «Ну что, ребята, стендап». Я встаю, они сидят. Я говорю: «Стендап, вставайте!». Они потихонечку-потихонечку поднимаются. Было видно, что их сильно смущала вся процедура стендапа.

Дмитрий Кузьмин, разработчик

В целом менторы тратили примерно по часу в день на работу с практикантами. Бо́льшую часть времени студенты сами разбирались с задачей и за советом почти не обращались. Менторам приходилось постоянно предлагать помощь и даже настаивать на ней.

Это, по-моему, недостаток всех студентов. Они боятся спрашивать, причём непонятно почему. Я им открытым текстом говорю: вы у нас не работаете, уволить вас я не могу, а подписать бумаги — хоть сегодня, если это вам жизнь облегчит. Но уговоры не действовали. Может быть, все они после вуза хотели устроиться к нам на работу и боялись заранее испортить о себе мнение. Это единственное, что я могу предположить.

Александр Брюханов, руководитель разработки

В конце двух недель у ребят был показ. Свои проекты они представили друг другу и руководству компании.

Для себя мы тоже сделали несколько выводов. Возможно, они будут полезны и другим компаниям, которые только планируют работать со студентами.

  1. Выбирать заинтересованных студентов. Если человек заинтересован, он наверняка уже что-то читал по теме и даже пробовал делать. Ему проще впитывать новые знания и решать задачи. Да и разработчикам с таким общаться приятнее. «Интересно объяснять и учить, когда человек хоть немного понимает, о чём речь, когда задаёт уточняющие вопросы и сам ищет ответы. Если он пришёл как на публичную лекцию и слушает с квадратными глазами — это скучно», — говорит Александр Брюханов. Поэтому в следующем году мы либо введём тестирование, либо будем устраивать предварительные встречи со студентами и на них отбирать ребят с «горящими глазами».
  2. Уделять больше времени. Менторы тратили на ребят примерно по часу в день. За ментором могло быть закреплено два–три студента, поэтому одному практиканту доставалось совсем немного его внимания. Надо помогать больше, объяснять больше. Возможно, в будущем будем закреплять за каждым студентом отдельного Middle-разработчика. Это неплохая практика и для самих мидлов. Способность передавать знания другим — одно из наших требований для карьерного роста внутри компании.
  3. Ставить задачи, учитывая знания. Порой при постановке задач мы просто забывали рассказать некоторые вещи, потому что «ну все же про это знают». Только глядя на потуги ребят понимали, что им можно сильно облегчить жизнь, если показать программу, которая умеет половину из того, что они пытаются сделать. В следующем году постараемся это учесть.
  4. Жёстче контролировать. Ребята делают работу по студенческой привычке: «поисследуем-поисследуем, а в последний день как возьмём, да как сделаем» — как в ночь перед экзаменом. Менторы разбивали проект на маленькие задачи, но постепенно выполнять их у практикантов тоже не очень получалось. Решили, что нужно жёстче контролировать достижение промежуточных целей.
  5. И последний вывод: нам это интересно. Многое из сделанного ребятами мы будем использовать. Один практикант у нас уже работает, ещё один придёт через полгода, несколько на примете. Все ребята вернутся в университет и расскажут о «самой лучшей атмосфере», «шаманстве Шурика» и о том, что хочется «добавки». Возможно, благодаря этому в будущем кто-то из их друзей придёт к нам на собеседование, а потом и пополнит команду.
Читайте также:  Пособие по безработице. Кому положено и как оформить

Что такое стажировка?

Большое количество существующих определений для этого понятия может запутать кого угодно. Однако наиболее точной кажется формулировка, приведенная в Письме Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 «Об организации и проведении стажировки специалистов»

Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Трудовой Кодекс приводит два взгляда на понятие «Стажировка».

Первый – узкий.

Типы производственной практики

При оформлении студента-практиканта на предприятии важно различвать понятие учебной и производственной практики:

Учебная практика Производственная практика
Называется также ознакомительной практикой. Называется также трудовой практикой.
Не предполагает выполнения трудовых функций. В ходе прохождения учебной практики учащийся только знакомится с производственным процессом, выполняет несложные действия, получает общие профессиональные умения. Подразумевается, что студент будет принимать участие в производственном процессе, выполнять установленные функции в качестве работника фирмы.
Заключение трудового договора не требуется. Обязательное заключение трудового договора.

Договор подряда (как принять студента на производственную практику)

Вместо трудового договора с практикантом можно заключить договор гражданско-правового характера – договор подряда, выполнения работ или оказания услуг. Оформление такого соглашения сопряжено с некоторыми сложностями:

  1. Нужно четко определить предмет договора, какие именно работы будет выполнять практикант. Поскольку договор ГПХ подразумевает выполнение определенного поручения, трудно связать это с понятием практики. Выходом из ситуации станет указание перечня работ, прописанного в программе практики, и срока выполнения заданий (период практики).
  2. Договор ГПХ предусматривает приемку результатов работы по окончании срока действия соглашения, оформление акта приемки, выплату вознаграждения по итогам работы. Работодатель может зафиксировать итоги в отчете о результатах практики – подпись нанимателя на данном документе означает отсутствие претензий к выполненной работе. Работодателю следует сохранить 1 экземпляр отчета.

Но имеются и положительные стороны заключения договора ГПХ для работодателя, ведь в этом случае студент не признается штатным работником фирмы, поэтому:

  • работодателю не придется оформлять кадровые документы при зачислении сотрудника и его увольнении, не нужно будет оформлять СНИЛС и трудовую книжку;
  • если сотрудник заболеет, наниматель не обязан выплачивать пособие по временной нетрудоспособности;
  • при увольнении будет выплачено только вознаграждение за труд, но не компенсация неиспользованного отпуска.

Как все организовать?

Чтобы пройти преддипломную с легкостью, и без каких-либо проблем, студент должен сам организовать свою деятельность. Для данной цели обычно применяют индивидуальный план (его утверждают с научным руководителем в учебном заведении).

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2023 году: самое главное

В такой план стоит внести следующие пункты:

  1. Консультация у куратора дипломной работы, чтобы определить тему дипломной работы (это позволит избежать ошибок в дальнейших действиях).
  2. Определить место прохождения практики с учётом выбранной темы (здесь также следует нужно посоветоваться с научным).
  3. Ознакомиться с рабочим процессом в организации.
  4. Выполнить доверенную работу и собрать нужные материалы для исследования, обсудить их с руководителем.
  5. Завершающий этап подразумевает составление отчёта и его защита.

При оформлении студента на практику, руководителю важно принять во внимание, что должности, на которые принимают практикантов, должны соответствовать условиям учебных программ.

Кроме этого, несовершеннолетние учащиеся принимаются на работу после обязательного предварительного медосмотра, который работодатель проводит за свой счет. Также на практикантов распространяется положение о сокращённом рабочем дне, установленном статьей 92 Трудового кодекса.

Важно знать, что организации могут не заключать трудовое соглашение, если изначально речь об этом не шла, а у работодателя на данном этапе нет вакансий.

Что такое учебная практика? Для чего она нужна?

Каждому студенту после летней сессии придется идти на практику. Практика позволяет применить все теоретические знания в работе и закрепить их в своей памяти. Если студент не сможет пройти практику, то его могут отчислить, ведь больше возможности пройти учебную производственную или учебную практику не будет.

В этой статье рассмотрим, что такое учебная практика. А также, какие документы понадобятся для завершения практики.

Что такое учебная практика?

Для чего нужна учебная практика?

Как и когда проводится учебная практика?

Как пройти учебную практику?

Что будет если не пройдешь учебную практику

Какие документы нужны для прохождения учебной практики

Как пройти практику если работаешь

Как повысить уникальность отчета

Отчет должен содержать три части:

В основной части вы рассказываете о том, чем, собственно, занимались во время прохождения практики.

В заключении можно сказать, что прохождение практики в указанной организации было весьма для вас полезно, так как вы научились выполнять ту или иную работу, что должно очень пригодиться в вашей дальнейшей трудовой деятельности.

Если к отчету вы приложите какие-либо документы, составленные вами при исполнении ваших обязанностей, это, безусловно, пойдет вам в «плюс». В таком случае лучше дать ссылку на них в тексте.

При написании отчета следите за используемыми вами выражениями и соблюдайте официальный стиль речи. Возможно, кто-то из читателей даже обидится за это, казалось бы, очевидное замечание. Его можно было бы опустить, но преподавательница одного из московских ВУЗов рассказывала, как одна студентка вставила в свой отчет такое выражение: «А вообще-то я варила кофе для сотрудников», и завершила это высказывание… смайликом. Не помогли ни хождения в деканат, ни предыдущие хорошие оценки: за такой отчет девушка получила «три».

Не повторяйте чужих ошибок, дорогие студенты. Желаю удачной практики!

Трудовой договор (как принять студента на производственную практику)

Поскольку предполагается, что студенческая практика ограничена конкретными временными рамками, с работодателем заключается срочный трудовой договор. Можно, конечно, заключить бессрочный трудовой договор, предоставить студенту дополнительный оплачиваемый отпуск для сдачи дипломной работы, после чего принять его на работу на постоянной основе, но поступать так нецелесообразно. Срочный договор и без того будет автоматически признан бессрочным, если по истечении указанного в нем срока человек продолжает трудиться

(ст. 58 ТК РФ).

В тексте соглашения следует прописать цель трудоустройства (прохождение практики), количество месяцев работы. В остальном, трудоустройство студента ничем не отличается от приема на работу любого соискателя:

  • стороны подписывают трудовой договор;
  • руководитель компании издает приказ о приеме на работу по форме № Т-1 (Т-1а) с указанием о трудоустройстве практиканта или без такового;
  • в трудовую книжку студента вносится запись о приеме на работу (если практика у сотрудника первая, и он ранее нигде не работал, наниматель обязан оформить ему трудовую книжку);
  • работодатель занимается оформлением для студента СНИЛС (если у него его нет);
  • студент знакомится с внутренними документами компании (новый сотрудник должен знать о зарплате, нормах премирования, доплатах, надбавках, материальных поощрениях, отпусках и т.д.);
  • по окончании практики договор расторгается, соответствующая запись вносится в трудовую книжку.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *