Основные вопросы по лицензированию
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные вопросы по лицензированию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Лицензионные требования
Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:
- транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
- специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.
Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство промышленности и торговли России;
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральная миграционная служба;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
- Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Министерство культуры РФ;
- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Выбираем код ОКВЭД
ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…
Читать статью Как выбрать систему налогообложения
Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.
На практике различают следующие виды лицензий:
-
Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.
-
Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.
-
Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.
-
Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).
-
Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.
-
Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.
-
Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.
-
Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.
-
Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.
Виды деятельности, для которых требуется лицензия
Наиболее распространенные виды лицензируемой деятельности:
-
частная охранная деятельность;
-
фармацевтическая деятельность;
-
деятельность такси;
-
продажа алкоголя;
-
управление многоквартирными домами.
Переоформление лицензии
Когда требуется переоформление лицензии:
-
реорганизация компании в форме преобразования; изменение наименования; смена юридического адреса;
-
изменение у ИП фамилии (имени, отчества), адреса прописки, реквизитов документа, удостоверяющего личность;
-
смена места ведения лицензируемой деятельности;
-
изменение перечня оказываемых услуг, выполняемых работ, входящих в состав деятельности по лицензии.
Процедура переоформления лицензии выглядит так.
-
Подготовка заявления о переоформлении и документов, подтверждающих изменения. Форма заявления, а также перечень дополнительных документов, устанавливается положением о лицензировании по каждому конкретному виду деятельности. Способы передачи документов — лично (через представителя), почтой с уведомлением о вручении, в электронной форме, подписанной ЭЦП.
-
Оплата госпошлины. Размер госпошлины за переоформление лицензии в связи с изменением мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) изменением перечня работ (услуг) — 3 500 рублей. За переоформление лицензии по другим причинам, сумма платежа — 750 рублей.
-
Передача заявления в лицензируемые органы. Срок подачи заявления — в течение пятнадцати рабочих дней, после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Заявление передается по описи, в лицензирующий орган, который выдавал лицензию. В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (предоставлены не в полном объеме). Если принято решение о возврате заявления, вам направят уведомление (заказным письмом или в форме электронного документа) о необходимости устранения нарушений в течение тридцати дней.
-
Получение переоформленной лицензии. После принятия заявления, в срок до десяти рабочих дней, лицензирующий орган рассмотрит заявление с учетом информации, содержащейся в лицензионном деле, а также проверит достоверность новых сведений. После того как заявление на переоформление лицензии приняли, в срок до тридцати рабочих дней выносится решение о переоформлении либо об отказе. Получение обновленной лицензии или документа об отказе аналогичны указанным в процедуре оформления лицензии.
По каким кодам ОКВЭД получать лицензию
Это распространенный вопрос, но сформулирован он не совсем корректно. Непосредственно список лицензируемых видов деятельности 2020 по ОКВЭД составить не получится. Полного соответствия законодатели пока не обеспечили, но мы сделали справочную таблицу, в которой сопоставили перечень работ, подлежащих лицензированию, и кодов ОКВЭД. Полный справочник кодов ОКВЭД размещен на нашем сайте, для нахождения нужного кода воспользуйтесь функцией поиска.
Перечень лицензируемых видов деятельности утвержден Приказом ФНС России от 28.02.2008 № ММ-3-6/79@. В нем перечислены:
- классификационные группы и подгруппы ВД;
- конкретные работы и услуги, требующие специального разрешения;
- в каких законах устанавливаются виды деятельности, подлежащие лицензированию;
- какими ведомствами они регулируются.
Последний пункт позволяет узнать, где смотреть действительность документа. Зайти на сайт Росалкоголя, Роспотребнадзора или иного ведомства, ввести в поисковое поле ИНН организации и получить нужную информацию. Если лицензия на вид деятельности не действует, своевременно примите меры по ее повторному получению.
На какие виды деятельности требуется лицензия?
Полный список содержится в статье 12 Федерального закона (ФЗ) № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», там более 50 наименований. А в части 2 статьи 1 этого документа перечислены случаи, на которые действие этого закона не распространяется.
Многие ошибочно полагают, что это не лицензируемая деятельность, и на ее осуществление разрешение не нужно. Нужно! Только регулируется это не ФЗ № 99, а другими законами.
Помимо серьезных занятий, связанных с использованием атомной энергии, защитой государственной тайны и т. п., там указаны и другие, более распространенные лицензируемые виды деятельности:
- кредитные организации — ФЗ № 395-1 от 02.12.1990;
- рынок ценных бумаг (для профессиональных участников) — ФЗ № 39 от 22.04.1996;
- негосударственные пенсионные фонды — ФЗ № 75 от 07.05.1998;
- клиринговая деятельность — ФЗ № 7 от 07.02.2011;
- страховая деятельность — ФЗ № 4015-1 от 27.11.1992;
- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — ФЗ № 171 от 22.11.1995;
- проведение организованных торгов — ФЗ № 325 от 21.11.2011.
То же самое относится и к перечисленным в 4-й части статьи 1 видам деятельности — особенности их лицензирования (порядок принятия решения о выдаче лицензии, срок ее действия, приостановление и т. д.) устанавливаются отдельными федеральными законами. В этой статье указана следующая лицензируемая деятельность:
- частная детективная (сыскная) и охранная — Постановление Правительства № 498 от 23.06.2011;
- образовательная — ФЗ № 273 от 29.12.2012;
- по оказанию услуг связи, телевизионного и (или) радиовещания — Постановление Правительства № 1025 от 08.12.2011;
- по управлению многоквартирными домами — статья 192 Жилищного кодекса;
- по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности — Постановление Правительства № 1062 от 03.10.2015;
- по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами — Постановление Правительства № 195 от 27.02.2019.
Если вы планируете заниматься лицензируемой деятельностью законно, разрешение получить необходимо, причем отдельно для каждого ее вида, когда их несколько. Оно действует бессрочно, если иное не оговорено в отдельных законах. В случае распространения деятельности вашего бизнеса на несколько регионов лицензионный документ можно получить по месту регистрации вашей компании, а власти других субъектов просто поставить об этом в известность в письменной форме.
Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.
Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:
- созданию юридических лиц и ИП;
- достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.
Рассмотрение заявления
Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:
- наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
- фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
- ИНН, иные реквизиты;
- контактные данные;
- вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
- платежный документ на уплату государственной пошлины;
- подпись заявителя или его должностного лица.
Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.
Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.
По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.
Лицензия может быть аннулирована при:
- игнорировании предписания лицензирующего органа;
- приостановлении срока ее действия.
Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.
Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:
- юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
- физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
- предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.
При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.
На каких основаниях может быть остановлено или аннулировано действие лицензии
Если в процессе проверок, контролер найдет какое-либо нарушение со стороны предприятия, то ему предоставляется один месяц на то, чтобы его исправить. Если юр.лицо или ИП упорствует, то лицензия у него отзывается.
Не стоит расслабляться в случае исправления ошибки. Скорее всего, вас будут ждать внеочередные проверки.
По иску лицензирующего органа лицензия отзывается в течение 10 рабочих дней по судебному решению.
В добровольном порядке лицензирование прекращается в следующих случаях:
- при оформлении заявления о прекращении деятельности;
- при приостановлении деятельности физ. или юр.лиц (сюда не относится реорганизация).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О рекламе» контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет Федеральный антимонопольный орган – Федеральная антимонопольная служба РФ, которая наделена следующими полномочиями:
1) предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
2) направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;
3) направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
4) направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
5) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
6) вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил и обычаев рекламной практики.
Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. При этом полученные таким образом сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашению не подлежат. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.
Помимо государственных органов контроль в сфере производства и распространения осуществляют органы саморегулирования в области рекламы – общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О рекламе» они имеют следующие полномочия:
1) привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов;
2) проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям;
3) привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Органы саморегулирования в области рекламы также вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.
Правовая основа деятельности по лицензированию
Общее правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности (общий, базовый федеральный закон; исчерпывающий перечень конкретных видов лицензируемой деятельности приведен в статье 12). | Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» |
Закрытый перечень видов деятельности (например, атомная энергетика; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций), перечисленных в пункте 2 статьи 1 базового федерального закона. | Лицензирование указанных видов деятельности полностью регулируется отдельными федеральными законами (например, ФЗ «Об использовании атомной энергии») и не попадает под действие базового федерального закона. |
Закрытый перечень видов деятельности (например, частная детективная деятельность; образовательная деятельность), перечисленных в пункте 4 статьи 1 базового федерального закона. | Лицензирование указанных видов деятельности может обладать рядом особенностей относительно базового федерального закона (например, иной порядок принятия решения о выдаче лицензии).
Данные особенности устанавливаются отдельными законодательными актами (например, Закон РФ «О средствах массовой информации») |