Что изменится при досмотрах машин в связи с военным положением. Отвечают юристы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится при досмотрах машин в связи с военным положением. Отвечают юристы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Правила остановки и стоянки
Как говорят правиладорожного движения, остановка будет в тот момент, когда движение восстанавливается раньше пяти минут (если никто не работает с грузом или не занимается пассажирскими перевозками). Существует несколько других важных правил касаемо как момента остановки, так и перехода на стоянку. Не везде можно останавливаться или ставить автомобиль на стоянку:
- Не разрешается становится на стоянку на территории, где стоянка запрещается – это нарушение;
-
Нарушение – становиться за областью городов/поселков, на дорогах обозначенных знаком главного движения;
-
Если водитель останавливается, где запрещена остановка, ему нужно побыстрее отсюда уйти, не мешать другому транспорту.
В этой статье мы уже рассказали об основных должностных лицах, которые имеют право останавливать автомобили на российских дорогах, но в российском законодательстве хватает нюансов и исключений, в которых необходимо тщательно разобраться. Поэтому расскажем о том, кто может остановить транспортное средство, кроме ДПС.
Относительно недавно в отечественной системе правоохранительных органов появилась новая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ. Большинству она известна под сокращенным названием Росгвардия. Она была создана весной 2016 года на базе внутренних войск федерального МВД. Это военизированная государственная организация.
Перечень задач сотрудников Росгвардии достаточно обширен, не все знают, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. К основным задачам этого подразделения относится обеспечение общественного порядка на улицах России, поддержание территориальной целостности российского государства, контроль за работой вневедомственной охраны, регулирование оборота оружия, деятельности частных охранных предприятий.
Так как задачи сотрудников этого подразделения представляют особую важность, то им это разрешено. Поэтому у вас не должно возникать сомнений, могут ли сотрудники Росгвардии останавливать транспортное средство. Правда, им разрешено устанавливать личность пассажиров или самого водителя. Для проверки автомобиля или другого транспортного средства потребуется ориентировка, либо рядом должен находиться наряд ДПС, с которым они будут работать заодно.
Скоростной режим на трассах будут выравнивать
Ближе к 2023 году ожидается публикация еще одного важного документа для региональных властей от Минтранса — его на мероприятии Road Traffic Russia анонсировал замдиректора госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко. Так, ведомство готовит рекомендации по регулированию скоростного режима на дорогах, чтобы искоренить резкие перепады, например 110/60/110 км/ч.
О необходимости провести полную инспекцию дорог и избавиться от таких опасных мест, где водителям приходится неожиданно резко тормозить, уже несколько лет говорят в ГИБДД, эти рекомендации стали одним из первых шагов в этом направлении. После выхода документа планируется его обсуждение со всеми профильными госорганами.
Изменения в ПДД вводят новую разметку для зон платной и бесплатной парковки. Территорию для платной стоянки будут обозначать синими линиями, а бесплатные парковки останутся белыми. Цветовая дифференциация должна помочь водителям лучше ориентироваться на городских улицах. Разметка при этом может быть в виде прямоугольников, обозначающих паркинг целиком, или в виде «гребенки» из нескольких полос. Все эти зоны должны обозначаться знаками. У знаков платной парковки к традиционной букве «P» добавятся монеты, которые раньше изображались на отдельной белой табличке.
Для инвалидов тоже вводится отдельный знак парковки, на котором рядом с буквой «P» появится изображение инвалида-колясочника.
Будет ли вторая волна мобилизации
О проведении второй волны мобилизации говорят постоянно. Россияне не уверены в том, что мобилизационные мероприятия завершились насовсем.
Между тем, в Кремле опровергают то, что скоро призыв на военную службу возобновится. Официальный представитель Президента РФ Дмитрий Песков неоднократно говорил о том, что вопрос о повторе мобилизации не обсуждается.
Мнения о том, что мобилизационных мероприятий пока не планируется придерживаются и эксперты. Они считают, что сегодня в этом нет необходимости, но вполне допускают возобновление призыва в будущем, например, если российская армия понесет колоссальные потери.
Таким образом, в настоящий момент россиянам не стоит опасаться возобновления мобилизации. Если она и повторится, то уже в будущем году.
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Штраф за остановку под знаком «Остановка запрещена» в 2022 году
- 1000 руб. — при остановке на месте для инвалида (ч. 2 ст. 12.19 КоАП);
- 1000 руб. — при остановке на пешеходном переходе, а также ближе 5 м перед ним (ч. 3 ст. 12.19 КоАП), в Москве и Петербурге – 3000 руб. (ч. 6 той же статьи);
- 1000 руб. — при прекращении движения на остановках общественного транспорта, стоянок такси и ближе 15 м от них(ч. 3.1 ст. 12.19 КоАП), в Москве и Петербурге – 1000 руб.. (ч. 6 той же статьи);
- 1000 руб. — при остановке на трамвайных путях, далее первого ряда от края (ч. 3.2 той же статьи), в Москве и Петербурге – 3000 руб. (ч. 6 той же статьи);
- 2000 руб. — при создании препятствий или остановке в тоннеле (ч. 4 той же статьи), в Москве и Петербурге – 3000 руб. (ч. 6 той же статьи);
- 1000 руб. — при остановке на ж/д путях или лишение прав на срок до полугода (ч. 1 ст. 12.10 КоАП) при повторном нарушении – лишение ВУ на срок до года (ч. 3 той же статьи);
- в остальных случаях – предупреждение или 500 руб. (ч. 1 ст. 12.19 КоАП), в Москве и Петербурге – 2500 руб. (ч. 5 той же статьи).
Знак «Остановка запрещена» предполагает, что в зоне его действия водитель не может прекратить движение и оставить машину. В противном случае возможна эвакуация ТС.
Приведу пример из собственной практики. Мой клиент обратился ко мне после того, как под Колпино его остановили сотрудники ДПС за превышение скорости, доказывая это распечатками сомнительной четкости с системы контроля скоростного режима. Я посоветовал ему написать заявление о переносе рассмотрения по месту жительства.
Ознакомившись с материалами дела, пришедшего в суд, я обратил внимание судьи на тот факт, что:
- На снимках практически невозможно идентифицировать ТС.
- На первом снимке, представленном сотрудниками ДПС, видна группа из трех машин, и указана скорость 183 км/ч. На втором снимке, сделанном, судя по отметкам системы, через 2 секунды, та же группа машин, с теми же относительными расстояниями между ними, но скорость уже 86 км/ч.
После этого я ходатайствовал о вызове в судебное заседание сотрудников ГИБДД с целью объяснения последними, каким образом эти три транспортных средства сумели нарушить фундаментальные законы физики, снизив за 2 секунды скорость на 97 км/ч.
Причины вынужденной остановки
Из определения вытекают основные параметры вынужденной остановки:
- Машина не может продолжать движение из-за поломки (например, лопнуло колесо, заглох двигатель и т.д.).
- Передвижение невозможно из-за внезапно проявившейся симптоматики заболеваний, возникших у водителя или других людей, находящихся в салоне (закружилась голова, ухудшилось зрение, рвота и т.д.).
- Перемещение заблокировано внештатным препятствием (на дорогу упало дерево, выбежало животное).
- Груз, транспортируемый рассматриваемым ТС, стал создавать угрозу для движения и/или его участников (например, готов рассыпаться — по проезжей части или внутри салона, создавая проблемы для управления автомобилем).
Еще раз подчеркнем, что для применения ситуации вынужденной остановки, достаточно и одного из перечисленных обстоятельств.
Кто из полицейских имеет право остановить ТС?
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.
Отметим, что остановка транспортных средств ГИБДД не может производиться без причины. Для этого обязательно должны быть весомые основания. К ним могут относиться:
- признаки нарушения, которые инспектор мог зафиксировать визуально или с помощью специальных средств;
- наличие подозрительных фактов, указывающих на то, что автомобиль или другое транспортное средство находится в угоне;
- данные о том, что водитель или любой пассажир транспортного средства может быть причастен к дорожно-транспортному происшествию или какому-нибудь преступлению;
- водитель или пассажир стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия или какого-то преступления;
- у стражей порядка появилась потребность привлечь понятых;
- остановка необходимо для распорядительных или регулировочных действий;
- срочная потребность в транспортном средстве возникла у сотрудников ГИБДД или врачей;
- с целью привлечь водителя или его пассажиров для оказания помощи сотрудникам полиции или потерпевшим;
- проведение специальных мероприятий, исполнение которых основано на распорядительных актах; в этом случае ваш автомобиль могут проверить на наличие людей, находящихся в розыске, либо запрещенных грузов.
Вы должны знать, что можете отказаться предъявлять документы инспектору ДПС, если он не назвал причину остановки. Остановка транспортного средства на участке дороги, где запрещено стоять, допускается только в случае срочной необходимости пресечь совершение преступления или правонарушения, когда возникает угроза жизни кого-нибудь из участников дорожного движения.
Документы, которые проверяются при остановке автомобиля
Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.11 ПДД:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
2.1.11. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.
Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:
- если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
- если дорога загрязнена со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.
Поводы для остановки автомобиля
Получается, что сотрудники ППСП имеют право на остановку транспортного средства. Но только когда это необходимо для поддержания безопасности дорожного движения.
В связи с этим может возникнуть логичный вопрос: а есть ли у представителей ППСП такие обязанности? Ответ: да. И разобраться в этом подробнее поможет Устав ППСП. Его 218 пункт содержит перечень полномочий по обеспечению безопасности на дорогах. Работник ППСП обязан:
- пресекать попытки управления автомобилем водителями, которые находятся в состоянии алкогольного или другого вида опьянения;
- сообщать дежурному или наряду ДПС о случившемся ДТП;
- устранять помехи дорожного движения совместно с сотрудниками ДПС;
- оказывать медицинскую помощь пострадавшим в случае дорожно-транспортного происшествия;
- организовывать безопасный объезд места ДТП в случае его возникновения;
- устанавливать личность водителя и данные авто, скрывшегося с места ДТП.
Когда и кто может остановить автомобиль?
В старой редакции регламента (от 2009 года) гаишникам разрешалось останавливать транспортные средства для проверки документов только на стационарных постах ДПС. Сейчас инспекторы ГИБДД могут это делать в любом месте, но только в особых случаях и если имеется соответствующий приказ вышестоящего лица. По мнению экспертов, данное правило лишь закрепляет то, что было обычным делом в период действия запрета.
«В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится», — говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.
Тем не менее, водитель имел право не останавливаться вне поста ДПС, поскольку на ближайшем стационарном участке можно было сообщить причины неповиновения – например, в связи с тем, что стоящий на трассе человек с жезлом показался мошенником.
Водитель остановился, как долго может длиться остановка?
Формулировка п.13.8 «Наставления» довольно размытая: «остановка должна осуществляться на минимально короткий срок». Как определить этот минимальный срок? 5 минут – это много? Только один ответ можно обнаружить в том же пункте документа, касается он общественного транспорта: его можно задерживать на 1–2 минуты.
После остановки у водителя обязательно возникает вопрос «за что?». Сотрудник ГИБДД обязан озвучить причину или нет? Наверняка многие сталкивались с инспектором либо ничего не говорящим, либо вынуждающим водителя самому сформулировать или подсказать возможный повод.
Не надо спешить и делать то, чего не нужно! Инспектору вменяется в обязанность сообщить водителю о причине остановки, и не только о ней. Еще сотрудник полиции должен представиться, «приложив руку к головному убору, назвать должность, звание, фамилию» — это выдержка из того же «Наставления».
Значит, после остановки действия инспектора укладываются в алгоритм:
- сотрудник сам подходит к остановленному транспортному средству;
- представляется по форме;
- сообщает о нарушении Правил дорожного движения с указанием их пунктов;
- информирует о возможной ответственности за нарушение, предусмотренной КоАП, и ссылается на статью;
просит предъявить документы.
Некоторые автомобилисты считают, что следует выказать уважение инспектору и сразу выйти из машины. На самом деле правильнее будет дождаться пока сотрудник ДПС сам подойдет и назовет объективную причину остановки. Что если имеется непреодолимое желание покинуть авто? Пожалуйста, выходить позволяется, но не надо отходить от него, а тем более идти в полицейскую машину.