Блокировка расчетного счета налоговой: причины и способы снятия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Блокировка расчетного счета налоговой: причины и способы снятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цель обеспечительных мер со стороны налоговой — гарантировать будущие платежи, а не лишить налогоплательщика возможности вести свою профессиональную деятельность. Иногда налоговикам приходится об этом напоминать.
Причины блокировки расчетного счета
Причины блокировки расчетного счета:
-
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель своевременно не перечисляет налоговые платежи в бюджет.
-
Налоговые декларации либо вообще не предоставляются, либо подаются в инспекцию с просрочкой на срок более чем на десять дней.
-
Налоговые органы потеряли сданную налоговую отчетность.
-
Уточненная декларация была предоставлена позже срока.
-
В платежном поручении был неверно указан КБК.
-
Юридическое лицо отсутствует по указанному в уставных документах адресу.
-
Во время проведения камеральной проверки членам комиссии не были предоставлены запрашиваемые налоговыми органами необходимые документы.
Случается, что решение о блокировке расчётного счёта принимается без реальных на то оснований. Технические сбои или ошибки сотрудников ИФНС могут привести к тому, что организация или ИП, чей счёт был заблокирован, не выполнили свои обязательства. Например, не вовремя перечислен платёж по кредиту или сорваны сроки оплаты поставщику.
Если в результате незаконной блокировки расчётного счёта налогоплательщик понёс убытки, то он вправе взыскать их с ИФНС на основании статьи 103 НК РФ. Причём можно требовать возмещения не только прямых потерь, но и упущенной выгоды.
Например, в деле N А60-46155/2018, который рассматривал Арбитражный суд Свердловской области от 25.01.2019, расчётный счёт организации был заблокирован из-за недоимки в размере 1 копейки! При этом задолженность образовалась по вине самой инспекции, которая отнесла платёж на другой КБК. Организация же планировала перевести с расчётного счёта на депозит 77 млн рублей, что невозможно сделать при блокировке. Недополученные проценты с этой суммы за 7 дней составили 73 835 рублей, которые суд и взыскал с ИФНС.
Кроме того, статья 76 НК РФ обязывает налоговый орган заплатить организации или ИП проценты по ставке рефинансирования ЦБ, если окажется, что решение о блокировке принято незаконно или нарушен срок снятия ареста счёта.
Незаконное приостановление операций по счетам в банке
Несмотря на то, что в НК РФ четко названы случаи, когда блокируется счет, зачастую налоговики выносят решение о приостановлении операций по иным основаниям. Рассмотрим самые распространенные случаи незаконной блокировки (они остаются актуальными и в 2020 году):
- Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности. Расчетный счет может быть заблокирован только в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации. Если организация опоздала с бухгалтерской отчетностью, оснований для приостановления операций не возникает. Об этом сказано в письме Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590.
- Несвоевременная сдача налоговой отчетности по итогам отчетного периода (расчета авансового платежа). Такой благоприятный вывод впервые сделала ФНС России в письме от 11.12.14 № ЕД-4-15/25663, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).
- Ошибка в налоговой отчетности либо указание неверных реквизитов при перечислении платежей в бюджет – если такая неточность не является основанием для отказа в приеме декларации (например, неверный КПП) и не повлекла неперечисление суммы налога в бюджет (например, неверные ОКТМО или КБК).
- Неполучение инспекцией в срок декларации по вине почты или оператора ТКС (т.к. датой представления отчетности является дата ее отправки). См., например, постановление ФАС МО от 10.11.2010 № КА-А41/13633-10).
- Связь с «однодневками». Блокировка на основании подозрения инспекции о том, что компания работает с «однодневкой». Решение ИФНС о блокировке счета на основании своего подозрения, что налогоплательщик работает с компаниями-однодневками, – не предусмотрена НК РФ, и суды в таких спорах встают на сторону компаний (см., например, постановление ФАС МО от 09.11.2009 № А40-88727/08-87-440).
- Блокировка только из-за сомнений, что компания не заплатит доначисления. Если подозрения необоснованны – блокировка незаконна, такие подозрения нужно обосновать, считают судьи (постановление АС Поволжского округа от 05.12.2019 № Ф06-55325/2019).
Арбитражная практика по блокировке счетов
ФНС в последнее время очень строго следит за тем, чтобы инспекции поумерили свой пыл в вопросах блокировки (т.к. в случае незаконной блокировки страдает бюджет). Между тем до сих пор встречаются достаточно интересные споры, связанные с блокировкой.
Подписание декларации неуполномоченным лицом. Инспекция опрашивала руководителя компания — однодневки, который говорил, что не подписывал декларации фирмы. Отсюда ИФНС сделала вывод: декларации подписаны неуполномоченным лицом, то есть не подписаны, то есть не сданы. И на основании п. 3 ст. 76 НК РФ заблокировала счет. Суд решения инспекции отменил, поскольку руководитель внесен в ЕГРЮЛ, опрошенный не указал конкретную декларацию, компания признает отчетность и т. п. (см. постановление ФАС Уральского округа от 21.03.14 № Ф09-1036/14).
Блокировка за несдачу несуществующей декларации. ИФНС может потребовать стандартные декларации (НДС, прибыль) от налогоплательщика, работающего только на ЕНВД, или декларацию по налогу на имущество от того, у кого нет облагаемых активов. Если декларация не сдана, то инспекция блокирует счет, но проигрывает суд (см. постановление АС Московского округа от 27.04.2018 № Ф05-4834/2018, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.13 № А17-2944/2012).
Блокировка при наличии имущества. Если налогоплательщик предоставляет гарантии уплаты налогов или имеет имущество, нужное для погашения, инспекция блокировать счет не вправе. Типовой пример: инспекция блокирует счет, хотя налоговый долг меньше общей стоимости имущества, которое может быть направлено на уплату налогов – суд на стороне компании (см. постановление ФАС Московского округа от 04.05.12 № А40-102291/11-20-428).
Бюрократические ошибки ИФНС. Случается, что инспекторы блокируют счет, хотя не отправили требования об уплате налогов, то есть пропустили один из этапов взыскания. Суд признает такую блокировку незаконной. Пример – постановление АС Уральского округа от 28.01.15 № Ф09-9313/14.
***
Ограничение операций по расчетному счету налоговыми органами наши клиентам не грозит. Специалисты 1C-WiseAdvice исполняют свою работу четко и в срок, а значит не возникает оснований для блокировки. Тем не менее ограничения по счету налоговыми органами зачастую вводятся незаконно или по ошибке. Вот тогда подключаются наши налоговые юристы – благодаря многолетнему опыту решения спорных вопросов с инспекцией, они знают, как ускорить разблокировку и наказать за незаконное ограничение по счету ИФНС.
Что делать, как разблокировать расчётный счёт?
Необходимо как можно скорее устранить причины, вызвавшие блокировку, и уведомить фискальный орган. Как можно раньше нужно подать заявление об отмене фатального решения о блокировке счета.
- Отмена блокировки возможна через день после подачи просроченной декларации (п. 3. ст. 76 НК).
- Если у владельца предприятия на одном или нескольких счетах есть средства для погашения неуплаченной задолженности, он может присовокупить к заявлению соответствующие банковские выписки. Задолженность сможет быть погашена, и налоговая вынесет решение об отмене блокировки не позднее 2 дней или после соответствующей проверки банковских счетов (п.9 ст. 76 НК).
- Получив электронную квитанцию либо сами требуемые документы или объяснения, налоговая снимет блокировку в течение следующего дня.
- Счет разблокируют в день, когда будут отменены решения об обеспечительных мерах относительно сокрытия имущества предприятия.
Автоматически счета будут разблокированы, если предприятие официально ликвидируется или признается банкротом.
Что делать, если заблокирован расчетный счет
Если операции по счету приостановлены на основании решения ИФНС, нужно обратиться в инспекцию, чтобы выяснить причину блокировки. Как уже упоминалось, налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию соответствующего документа не позднее следующего дня после блокировки счета (п. 4 ст. 76 НК РФ). Также право на получение решения ИФНС зафиксировано в подпункте 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Кроме того, сведения о причине блокировки имеются у обслуживающего банка. Поэтому, возможно, более быстрый путь получить данную информацию — обратиться к менеджерам кредитной организации. Если, конечно, банк сам не уведомил клиента о приостановлении операций по счету (см. « Банкам рекомендовали незамедлительно сообщать клиентам о блокировке счетов »).
После того, как выяснена причина ареста, можно предпринимать меры, направленные на разблокировку счета.
Комментарий к ст. 76 НК РФ
Комментируемая статья посвящена такой важной процедуре для всех налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как приостановление операций по счетам в банке.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется для трех ситуаций:
— для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа;
— в случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в установленный срок;
— в случае если налогоплательщик-организация не исполнил установленную пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган.
Приостановление операций организации по счетам в банке является одной из обеспечительных мер, которая применяется на основании решения налогового органа, которое направляется в банк, в котором открыт счет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В статье 848 ГК РФ установлено, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
На основании части 1 статьи 849 ГК РФ банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета.
В силу пункта 1 статьи 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.
Согласно пункту 2 статьи 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
На основании пункта 6 статьи 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
В силу подпункта 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ обеспечительной мерой может быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
В пункте 1 статьи 855 ГК РФ установлено, что при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности: во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.
На основании пункта 3 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запрета на возможность исполнения расчетных документов банка, направленных на выплату зарплаты сотрудников, если имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Более того, в рассматриваемой в статье ситуации отсутствует распоряжение налогового органа.
Так, в письме Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13537 разъясняется, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ, и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему РФ банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) организации по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Заявление об отмене блокировки
Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.
Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:
- номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
- номера банковских счетов, которые следует разблокировать.
К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.
Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Обеспечение решения о взыскании налога
Обязанность по уплате налога и (или) сбора налогоплательщик должен исполнить самостоятельно и своевременно, то есть в срок, который установлен налоговым законодательством для каждого налога (п. п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ). В противном случае в течение трех месяцев со дня выявления недоимки налоговый орган вправе направить ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 70 НК РФ). Данное требование должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога (п. 4 ст. 69 НК РФ).
Если налогоплательщик не погасит задолженность, то фискалы в течение двух месяцев после окончания срока, установленного в требовании, вправе принять решение о взыскании налога. Это решение доводится до сведения налогоплательщика не позднее шести рабочих дней (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Одновременно налоговый орган вправе направить в банк, где открыт счет налогоплательщика, поручение на перечисление налога в бюджетную систему. Оно подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).
Налоговикам при взыскании налога также предоставлено право осуществлять приостановление операций по счетам налогоплательщика либо приостановление переводов электронных денежных средств в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ). Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, не исполненное налогоплательщиком. Такое решение может быть принято не ранее решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Но такое приостановление не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.
Напомним, что п. 2 ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания денежных средств со счета организации для удовлетворения всех предъявленных к счету требований при их недостаточности. Согласно этой норме списание денежных средств осуществляется в очередности по шести категориям.
Списание по платежным документам, предусматривающим:
- перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляется в третью очередь;
- платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди, производится в четвертую очередь.
Как видим, платежи в бюджет списываются в четвертую очередь, то есть им предшествуют платежи, которые списываются в первую, вторую и третью очередь. Однако Конституционный Суд РФ в свое время признал положение абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ (списание денежных средств в третью очередь) не соответствующим Конституции РФ исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта (четвертая очередь списания) обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации»).
В связи с чем ежегодно в федеральный закон о федеральном бюджете вносится специальная норма, согласно которой впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с упомянутым Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).
Поэтому банк исполняет решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика, принятое в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ, с учетом установленной календарной очередности списания денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему РФ, и перечисления или выдачи денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Если поручение налогового органа на перечисление сумм налогов (сборов, пеней, штрафов) отсутствует либо передано банку после получения им расчетных документов на перечисление иных платежей в бюджетную систему РФ или денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, исполнение указанных расчетных документов производится в порядке исполнения требований, относящихся к одной очереди (Письма Минфина России от 08.02.2013 N 03-02-07/1/3082, от 01.02.2013 N 03-02-07/1/2020).
Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.
Возможны приостановление операций налогоплательщика по его валютному счету в банке и приостановление переводов электронных денежных средств в иностранной валюте.
Приостановление в первом случае означает прекращение банком расходных операций по валютному счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по данному валютному счету.
Приостановление же во втором случае означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной указанной в решении налогового органа сумме в рублях по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления перевода электронных денежных средств в иностранной валюте указанного налогоплательщика (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Выше приводилось, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее решения о взыскании налога. Попытки налоговых органов осуществить обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика до вынесения требования об уплате налогов и решения о взыскании налога (либо если решение о взыскании было принято после истечения установленного срока) не находят должной поддержки у судей. Ведь в этих случаях фискалами не соблюден порядок вынесения решения о принятии обеспечительных мер в отношении налогоплательщика, установленный рассматриваемой ст. 76 НК РФ. И этим они нарушают права и законные интересы налогоплательщика (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2011 N Ф03-1940/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2011 N А69-367/2009, от 31.03.2010 N А19-17587/09, ФАС Поволжского округа от 25.10.2010 N А55-39867/2009).
Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств утверждена Приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 7 к Приказу). В решении о приостановлении операций указывается сумма, подлежащая взысканию в соответствии с решением о взыскании. Банк в этом случае должен приостановить расходные операции по расчетному счету (кроме указанных выше, на которые подобная мера не распространяется) лишь в пределах данной суммы (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).
Пример 1. В вынесенном налоговым органом требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (Приложение N 2 к Приказу ФНС России N ММВ-7-8/662@) указаны: недоимка по налогу — 57 489 руб., пени — 5683 руб., штраф — 11 498 руб. В обеспечение перечисления общей их суммы — 74 670 руб. (57 489 + 5683 + 11 498) — руководителем ИФНС принято решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика, в котором фигурирует эта сумма.
На сумму 74 670 руб. действует ограничение на расходование средств с расчетного счета налогоплательщика, приведенного в упомянутом решении.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Банком России же утверждено Положение о порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде (от 29.12.2010 N 365-П).
Правила электронного обмена информацией, установленные Положением N 365-П, предусматривают следующий порядок отправки решения. Налоговый орган направляет решение в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Данная межрегиональная инспекция пересылает его в подразделение Банка России, на которое распорядительным документом Банка России возложены полномочия по приему от МИ ФНС России по ЦОД поручений и решений налогового органа в электронном виде. Данное подразделение, в свою очередь, передает его в территориальное учреждение Банка России, после чего решение поступает непосредственно в банк, обслуживающий налогоплательщика (п. п. 1.4, 3.1, 3.4 Положения).
Датой и временем получения банком (филиалом банка) решения в электронном виде, начиная с которого выполняются последующие действия банка (филиала банка) по его исполнению, считаются дата и время завершения проверки кодом аутентификации (КА) решения в электронном виде при положительных результатах проверки данного КА, если банк получил соответствующий зашифрованный пакет согласно графику, установленному в Приложении к Положению.
Банк (филиал банка), учреждение Банка России после завершения проверки формата сообщения, содержащего поручение или решение налогового органа, направляют в ТУ Банка России для последующей передачи уполномоченным подразделением Банка России в МИ ФНС России по ЦОД сообщение, содержащее подтверждение.
Если упомянутая Межрегиональная инспекция ФНС России не получает подтверждения по истечении четырех дней после направления зашифрованного пакета в уполномоченное подразделение Банка России, то она вправе направить запрос для выяснения причин задержки (п. п. 3.7, 3.8, 3.10 Положения).
Копию решения о приостановлении операций по счетам налоговикам надлежит передать налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения им этой копии, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком.
Банку надлежит сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения рассматриваемого решения (п. 5 ст. 76 НК РФ). Законодателем установлена ответственность в виде штрафа за несообщение банком налоговому органу информации об остатках:
- денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в размере 20 000 руб. (ст. 135.1 НК РФ);
- электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, а также за представление справок с нарушением установленного срока — 10 000 руб. (п. 6 ст. 135.2 НК РФ).
Как было сказано выше, приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем:
- получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа, если приостановление осуществлялось в обеспечение исполнения решения о взыскании недоимки;
- представления налогоплательщиком налоговой декларации, если основанием для приостановления послужила ее неподача.
Однако нередко налоговые инспекции игнорируют эту свою обязанность. В случае же нарушения фискалами срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.
Начисление процентов осуществляется и в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Начисляются они на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни (п. 9.2 ст. 76 НК РФ):
- неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика;
- нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.
Основания для обжалования
Таким основанием может стать любое нарушение процедуры, описанной выше. Например, отсутствие самой задолженности делает незаконными требование об уплате налога, решение о его взыскание и решение о приостановлении. Требование, не содержащее всех необходимых реквизитов, является незаконным (см., например, Постановление ФАС ДВО от 09.06.2008 N Ф03-А73/08-2/1924), следовательно, все последующие этапы процедуры взыскания налога являются неправомерными. Точно так же доказанный факт ненаправления налогоплательщику требования об уплате налога означает, что оснований для принятия решения о принудительном взыскании указанной задолженности и для принятия решения о приостановлении операций по его счетам в банке не имелось (Постановление ФАС ПО от 22.05.2008 N А65-29648/07). Решение о взыскании налога, вынесенное за пределами двухмесячного срока, является недействительным и влечет незаконность принятого на его основании решения о приостановлении операций по расчетному счету (Постановление ФАС СКО от 10.04.2008 N Ф08-1795/2008). Если налоговики вовсе «забыли» о решении о взыскании налога и сразу после направления требования заблокировали счета, их действия также незаконны (Постановление ФАС МО от 03.06.2008 N КА-А40/4875-08). И, естественно, они не вправе сначала приостанавливать операции и только после этого выносить требование об уплате налога и решение о взыскании (Постановление ФАС МО от 12.05.2008 N КА-А40/3783-08).
Непредставление декларации
Самостоятельным основанием для принятия решения о приостановлении операций по счетам является непредставление в срок налоговых деклараций. Процедура в данном случае гораздо проще — если налогоплательщик не представит налоговую декларацию в срок, то в течение 10 дней по истечении установленного срока расходные операции по счетам будут заблокированы (п. 3 ст. 76 НК РФ). Естественно, что все счета блокируются полностью, что должно способствовать как можно более спешному составлению и представлению декларации. Решение об отмене приостановления выносится не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления декларации.
Пункт 3 ст. 76 НК РФ — еще одна вполне ясная правовая норма, не допускающая разночтений. Но старая поговорка про закон-дышло актуальна до сих пор. Неудивительно, что налоговики блокируют расчетные счета за то, что организации не представляют справки по форме 2-НДФЛ, не являющиеся декларациями, а также налоговую отчетность по налогам, которые они не обязаны уплачивать (например, по НДС при применении спецрежима). Совершенно очевидно, что действия инспекторов незаконны, но чтобы отстоять свои права, у налогоплательщика один путь — в суд (Постановления ФАС МО от 12.05.2008 N КА-А40/14711-07, ФАС СЗО от 05.06.2008 N А21-7850/2007).
Основания и порядок по закону
Вопрос приостановления операций по финансовым счетам налогоплательщика регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно статьей 76. Фактически человек не может использовать собственные деньги, и для этого есть несколько оснований:
- Субъект не уплатил налоги, пени или штрафы, которые должен был выплатить по закону. Таким образом, сумма, содержащаяся в банке, будет взыскана по решению ФНС, это же касается и начисленных на задолженность процентов. Расходные операции блокируются на сумму, которая равняется размеру, указанному в решении налоговой службы, а платежи на большие суммы могут быть проведены.
- Налогоплательщик не предоставил налоговую декларацию в установленный законом срок и спустя 10 рабочих дней. В этом случае арестуются все имеющиеся счета без ограничения по сумме. Под заморозку попадают даже средства, поступающие после приостановления.
По каким счетам не могут быть приостановлены операции
Поскольку существует несколько видов счетов, ФНС не имеет права на блокировку всех. В список исключений входят:
- Транзитные — они открываются для оперирования иностранными валютами вместе с текущим валютным кошельком.
- Ссудные — используются для выдачи предприятием кредитов и их возврата, а в договоре они не являются счетами.
- Депозитные — открываются на основании соглашения банковского вклада, а организации не могут расходовать средства с них. Но есть нюанс — по истечении срока вклада налоговики могут направить в банк поручение о перечислении задолженности.
- Открытые для совместной деятельности товарищества — средства на них являются общей собственностью и не принадлежат конкретному человеку.
Таким образом, возможность ограничения расходов по расчетному счету существует не для всех счетов. Может быть направлено требование о приостановке счета налоговым органом после поступления на него денег, что должен проверять банк.