Что такое карта специальной оценки условий труда?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое карта специальной оценки условий труда?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это документ, содержащий в себе сведения о состоянии условий труда на рабочем месте на момент проведения специальной оценки условий труда. Форма и правила заполнения карты СОУТ указаны в Приложениях к Приказу Минтруда №33н от 24.01.2014 г.
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
Когда проводить специальную оценку условий труда
Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.
Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).
Куда отнести средства, потраченные на проведение СОУТ?
Средства, потраченные на специальную оценку условий труда, можно зачислить в счет страховых взносов. Таким образом можно возместить до 20% от использованной суммы. Для этого потребуется:
- Рассчитать максимальную сумму на страхование от несчастных случаев
- Подготовить пакет документов в ФСС. Он должен включать данные по проведенному расчету, а также копии приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников, договора с организацией-исполнителем с указанием количества рабочих мест, которые прошли оценку, и стоимости проведения оценки на каждом из них.
Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?
Иногда возникает необходимость провести внеплановую специальную оценку условий труда. В Законе 426-ФЗ перечислены ситуации, когда она требуется:
- Создание в компании (на предприятии) новых рабочих мест
- Несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником травмы (но не в результате действий третьих лиц)
- Выявление профессиональных заболеваний, возникших из-за воздействия вредных или опасных производственных факторов
- Предписание контролирующих органов в связи с выявленными в ходе государственного надзора нарушениями Закона 426-ФЗ или иных нормативно-правовых актов в области охраны труда
- Внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования
- Внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье сотрудников
- Обращение профсоюза с обоснованными аргументами в пользу проведения СОУТ вне намеченного графика
Количество рабочих мест | Стоимость за 1 рабочее место, руб* |
---|---|
от 1 до 3 | -** |
от 4 до 10 | от 1300 |
от 11 до 50 | от 1000 |
от 51 до 100 | от 900 |
более 100 | по договоренности |
Организация спецоценки
В соответствии с действующим законодательством основная цель проведения СОУТ – получение проверенной и обоснованной информации об условиях труда на каждом рабочем месте на предприятии. Это делается для разработки и реализации системы мер, направленных на минимизацию имеющегося негативного воздействия на работников, а также для внедрения комплекса льгот и компенсаций сотрудникам. Поэтому для обеспечения объективности информации, получаемой при выполнении такого контроля, проводить спецоценку работодателям не разрешается. Эту работу они могут поручить только специализированной организации, внесенной в реестр Минтруда.
Выбор исполнителя работодатель вправе проводить самостоятельно, изучив все предложения, имеющиеся на рынке. После того, как выбор сделан, и договор между сторонами подписан, начинается сама процедура СОУТ. Она включает следующие этапы:
- создание на предприятии комиссии по СОУТ и определение списка рабочих мест, подлежащих спецоценке. Комиссия также определяет, какие из этих мест имеют статус аналогичных, поскольку согласно статье 16 426-ФЗ проводить специальную оценку разрешается только на 20% из них;
- передача исполнителю списков рабочих мест для проведения замеров, а также технологических карт, инструкций по эксплуатации оборудования, сведений о ранее проведенных СОУТ и других данных, которые помогут при выявлении условий труда на рабочих местах сотрудников;
- проведение исполнителем идентификации наличия вредоносных факторов на рабочих местах персонала;
- в случае выявления таких факторов – выполнение замеров интенсивности их влияния на здоровье сотрудников;
- классификация рабочих мест с присвоением класса риска – от оптимального (1) до опасного (4);
- составление отчетной документации по результатам СОУТ и передача ее на утверждение работодателю;
- утверждение работодателем отчета либо оформление разногласий по результатам выполненных работ;
- передача данных об итогах СОУТ в государственные и иные инстанции согласно действующему порядку. Исполнитель направляет такие сведения в Федеральную государственную систему учета итогов спецоценки. Работодатель передает эти сведения в ФСС, размещает на официальном сайте организации и доводит до сведения работников;
- разработка и внедрение системы мер по результатам спецоценки согласно действующим требованиям закона.
Перечисленные этапы обязательны для всех сторон, участвующих в процедуре СОУТ, и должны реализовываться в строгой последовательности. За нарушение правил проведения спецоценки предусмотрена административная ответственность.
Что следует сделать, чтобы провести спецоценку
Работодателю следует иметь в виду, что:
- Для регулирования отношений с компанией, проводящей СОУТ, заключается контракт (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Форма типового контракта утверждена приказом Минтруда РФ от 24.12.2018 № 834Н (действует с 09.03.2019).
- А в следующий раз проводить все мероприятия и привлекать стороннюю организацию для того, чтобы провести СОУТ, придется, по общему правилу, через 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
При этом, привлечение организации для проведения спецоценки не означает, что работодателю больше ничего не придется делать. Ему предстоит провести значительное число организационных мероприятий, в том числе еще до момента выбора организации по проведению спецоценки.
Как было отмечено ранее в статье, первым шагом к проведению оценки является создание работодателем комиссии по проведению СОУТ. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ комиссия создается приказом работодателя. При этом, число членов комиссии должно быть нечетным (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ), а в состав комиссии согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ нужно включить:
- представителей работодателя (в том числе специалистов по охране труда);
- представителей работников (профсоюз).
Отчетность по результатам спецоценки
Порядок проведения СОУТ в нашем государстве регулируется положениями федерального закона 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Этот нормативный акт запрещает работодателю самому выполнять спецоценку: такое условие введено, чтобы недобросовестные руководители компаний не имели возможности фальсифицировать данные о реальных условиях труда на местах работников и тем самым минимизировать объем положенных им льгот и компенсаций. Для проведения спецоценки работодатели обязаны привлекать уполномоченные организации, внесенные в реестр Минтруда.
Эксперты такой компании изучают информацию об условиях труда работников, проводят идентификацию наличия вредоносных факторов производства на каждом рабочем месте и измеряют интенсивность воздействия таких факторов, если они обнаружены. По результатам этой работы исполнитель составляет отчет по СОУТ, который передается на утверждение работодателю, заказавшему выполнение спецоценки.
Если данный документ отсутствует
Карта спецоценки условий труда должна находиться у работодателя, и при ее отсутствии последствия могут быть разными . На основании требований трудового законодательства и Федерального закона требуется проведение данной работы. Каждые пять лет должна проводится спецоценка условий трудового процесса.
Несоблюдение этих требований влечет административное наказание работодателя. Получается, что работник трудится на рабочем месте, на котором, возможно, нельзя работать. Причинами могут быть несоблюдение санитарных норм и невыполненная оценка по компенсациям, а по происшествию несчастного случая не проведена оценка опасных факторов.
Рекомендации, как улучшить условия
По результатам проведенной работы эксперты предоставляют сведения по улучшению условий труда. Как это делается:
- Производится оценка по травмоопасности рабочего места. Например, где сотрудник может упасть или устанавливается превышение по вредному фактору. Тогда прописываются дополнительные меры воздействия: отремонтировать покрытие пола или надеть респиратор.
- Мероприятия по снижению уровня опасности излагаются в специальном плане, который согласовывается с руководством объекта и должен быть выполнен в соответствии со сроками.
- Мероприятия, не требующие затрат, как правило, выполняются в ближайшее время. Те мероприятия, на которые требуется потратить денежные средства, выполняются во время, оговоренное с работодателем.
- После подписания мероприятий указывается класс по травмоопасности, к которому относится рабочее место.
Рекомендации, как улучшить условия
По результатам проведенной работы эксперты предоставляют сведения по улучшению условий труда. Как это делается:
- Производится оценка по травмоопасности рабочего места. Например, где сотрудник может упасть или устанавливается превышение по вредному фактору. Тогда прописываются дополнительные меры воздействия: отремонтировать покрытие пола или надеть респиратор.
- Мероприятия по снижению уровня опасности излагаются в специальном плане, который согласовывается с руководством объекта и должен быть выполнен в соответствии со сроками.
- Мероприятия, не требующие затрат, как правило, выполняются в ближайшее время. Те мероприятия, на которые требуется потратить денежные средства, выполняются во время, оговоренное с работодателем.
- После подписания мероприятий указывается класс по травмоопасности, к которому относится рабочее место.
При подготовке организации к проведению спецоценки рабочих мест изначально издается распорядительный документ, в котором указываются члены комиссии в организации. В состав комиссии входят:
Члены комиссии | Комментарий |
Руководитель объекта | Это председатель комиссии. Он организовывает контроль за проведением аттестации и утверждает документы. В случае возникновения разногласий организовывает совещания, на которых осуществляется решение всех спорных вопросов. |
Представитель отдела кадров | Подготавливает список работников и перечень рабочих мест, на которых планируется провести аттестацию. После утверждения перечня начинается проведение работ. |
Специалист по ОТ и ТБ | Контролирует процесс проведения аттестации и способствует членам комиссии правильно оценить место работника, предоставляет комиссии имеющиеся документы по ОТ по их запросу, в том числе распорядительные акты, инструкции, личные карточки выдачи СИЗ и инструктажа. |
Главный энергетик и главный механик | Специалисты необходимы, чтобы показать участки производства работ и оборудование в их хозяйстве. |
Иные специалисты и руководители участков и объектов, принимающие участие в проведении аттестации. |
Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда
Проведение специальной оценки является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса. Поэтому отказ или нарушение порядка влечет за собой меры ответственности, применяемой в рамках ст.2.27.1 КоАПП.
К нарушениям относятся:
- несоблюдение сроков проведения СОУТ;
- ненадлежащее оформление результатов;
- отказ от ознакомления работников с результатами проведенной на их местах работы оценки;
- иные нарушения, в том числе проведение оценки не на всех местах, без оформления приказа и назначения комиссии.
Привлекаются к ответственности организация и ее руководитель. Размеры и виды наказаний в случае отказа от проведения СОУТ или нарушения порядка ее проведения следующие:
- выносится предупреждение и указывается на обязательное исправление нарушений с установлением срока;
- если нет угрозы жизни и здоровью людей, накладывается штраф в размере 60-80 тыс. рублей в отношении организации и 5-10 тыс. руб. в отношении должностного лица или индивидуального предпринимателя;
- нарушение, выявленное повторно, увеличивает штраф на организацию до 100-200 тыс. рублей, на должностное лицо или ИП – до 30-40 тыс. рублей;
- надзорный орган вправе приостановить деятельность организации или ИП на период до 90 суток (если существует угроза жизни и здоровью людей);
- повторное нарушение влечет дисквалификацию организации на срок от 1 до 3 лет.