Тюменской области
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюменской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.
Права и обязанности безработного.
Законодательство в РФ в сфере занятости представляет собой сложную систему, так как общественные отношения в этой сфере сложны и многообразны.
Защита граждан от безработицы и основные гарантии в данной сфере закреплены в Конституции РФ и в законе “О занятости населения в Российской Федерации”.
Безработные граждане имеют право на выбор подходящего места работы путем прямого обращения к работодателю, путем посредничества органов службы занятости и других организаций по содействию в трудоустройстве. Подходящей работой считается работа соответствующая профессиональной подготовке работника, состоянию здоровья. Гражданам, впервые ищущим работу и не имеющим профессии, государством гарантируется получение бесплатного профессионального образования на конкурсной основе.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия:
• право на содействие в поиске подходящей работы;
• право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
• право участвовать в общественных оплачиваемых работах;
• право на получение содействия в организации собственного дела.
Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:
• пособие по безработице;
• стипендия на период обучения по направлению службы занятости;
• материальная помощь безработным и членам их семей;
• организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность
Каждый безработный гражданин имеет кроме прав, еще и обязанности.
Исходя из закона “О занятости населения в РФ“ можно выделить следующие обязанности безработных граждан:
-
Гражданин должен сообщить определенные достоверные сведения о себе и своей семье. Исходя из этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и ему назначаются социальные пособия по безработице. Если же безработный получал пособия обманным путем, то выплата пособий прекращается и гражданин снимается с учета в качестве безработного;
-
Безработный должен не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости и заранее сообщать об отсутствии по месту регистрации более одного месяца;
-
Безработный должен явиться в органы службы занятости ля получения направления на работу или переговоры с работодателем не позднее трех дней со дня направления центром занятости;
-
Безработный должен либо согласиться выполнять предложную работу, либо посещать занятия для прохождения бучения по направлению органов службы занятости;
-
Безработный должен проинформировать службу занятости о трудоустройстве;[2]
Права и обязанности гражданина в статусе безработного
Для права на трудоустройство допустимо быть реализованным рядом способов и включать в себя некоторые правомочия безработного. Речь идет о праве на содействие в том, чтобы найти подходящую работу; о праве на то, чтобы выбрать место работы, сюда же относится возможность трудоустройства в иной местности, а также о праве на профессиональную деятельность вне границ РФ; о праве на бесплатную профессиональную ориентацию и подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имя на то направление органов службы занятости; о праве на участие в общественных работах оплачиваемого характера; о праве на то, чтобы получать содействие в организации своего дела.
Закон «О занятости», другие нормативно-правовые акты содержат ряд правомочий, которые обеспечивают социальную поддержку и материальную помощь безработным во время поиска работы. Кроме этого, в них предусмотрена возможность получения следующих социальных гарантий и компенсаций:
- ряд пособий по безработице;
- стипендии на время обучения, на которое безработного направила служба занятости;
- определенная материальная помощь безработным и членам их семей;
- организация лечения и отдыха детей безработного;
- возмещение затрат, которые были связаны с переездом в другое место на добровольной основе для того, чтобы трудоустроиться на основании предложения органа службы занятости;
- оплата стоимости проезда и расходов, которые связаны с проживанием гражданина, которого направили на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другое место.
Если говорить об обязанностях безработного, то в общей форме их можно обозначить как добросовестность и дисциплинированность. При обращении за содействием в государственные службы занятости, для граждан важно предоставить о себе и о своей семье определенную информацию. Основываясь на этих данных, принимают решение относительно признания гражданина в качестве безработного и назначения ему пособий по безработице. В ситуациях, когда безработный поступает недобросовестно и получает пособия обманным путем, то допустимо прекратить выплачивать пособие по безработице, а также снять данного гражданина с учета в виде безработного.
Когда безработный не выполняет возложенные не него обязанности, принимаются меры ответственности, которые предусмотрены Законом «О занятости». Данные меры ответственности могут иметь как традиционный – гражданско-правовой, уголовно-правовой (речь об этом идет в ст.159 УК), так и специфический, присущий только им характер.
Пособия для безработного
Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.
Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.
Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2020 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.
Пример № 1
Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2020 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.
Пример № 2.
Гражданин признан безработным, начиная с 5 июня 2020 года. Соответственно, данный гражданин получит в период с 05.06.2020 г. по 30.06.2020 г.
12130/30*26=10512,66….
10 512 рублей 67 копеек в качестве пособия по безработице.
Пример № 3.
Гражданин признан безработным с 29.06.2020 г. Соответственно, размер пособия по безработице такого гражданина составит
12130/30*2=808,66….
808 рублей 67 копеек.
С 1 июля 2020 года пособие по безработице выплачивается в прежнем порядке и составляет:
Минимальный размер пособия по безработице 1500 рублей*районный коэффициент
Максимальный размер пособия по безработице 12 130 рублей.
В Москве за счет бюджета города Москвы гражданам, уволенным с работы и признанным в установленном порядке безработными с выплатой пособия по безработице с 1 апреля 2020 года по 10 июня 2020 года установлена также региональная компенсационная выплата в размере 19 500 рублей. Условие получения такой дополнительной региональной выплаты – наличие ребенка или детей.
Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице
Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.
Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.
С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.
Обязанности безработного гражданина
Каждый гражданин РФ, который состоят на учете в центре занятости населения, обязан:
- приходить на отметку в центр занятости в установленный ему срок без опозданий;
- в случае неявки в указанный срок предъявлять подтверждающие документы тех причин, по которым он не явился;
- совершать самостоятельный поиск соответствующего места работы;
- посещать различные мероприятия по требованию сотрудников центра занятости для скорейшего поиска работы;
- в случае самостоятельного трудоустройства уведомлять об этом сотрудников центра занятости;
- проходить собеседования по направлению от центра занятости.
В том случае, если безработный нарушает правила состояния на учете в центре занятости населения и не является на отметку без уважительной причины, отказывается от собеседования, сотрудниками центра может быть принято решение о незамедлительном снятии с учета такого безработного и, как следствие, полной остановки выплаты пособия по безработице.
Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице
Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.
Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.
С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.
Поиск нового работодателя и подготовка к трудоустройству
Сам факт постановки безработного лица на официальный учет в Центр занятости вовсе не означает, что теперь гражданину не нужно будет искать будущего места работы. Это все равно нужно будет делать, хотя бы для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное существование. Что касается специалистов из уполномоченной организации – они также будут активно содействовать поиску подходящей работы для своего клиента. При этом должны учитываться следующие факторы: имеющееся у гражданина образование, существующий стаж и опыт, квалификация и т.д.
Иногда сотрудники Центра занятости могут предложить безработному дополнительные курсы повышения квалификации или получение определенного образования. В таком случае, на время обучения, гражданин будет получать не пособие по безработице, а стипендию, установленную учебным заведением.
Правовой статус безработного
Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.
Безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Права и обязанности безработного
Безработный имеет правона:
[1]
1) выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения);
2) бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости для выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;
3) бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
4) самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации;
5) обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6) социальную поддержку в виде:
а)выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
б) выплаты стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
в) предоставления возможности участия в общественных работах;
г) возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.
Безработные обязаны:
■являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
■ участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости (для лиц, указанных в законе);
■ являться на переговоры о трудоустройстве у работодателя в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
■ являться в органы службы занятости для получения направления на учебу (работу);
■ сообщить в орган занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);
■ выбрать один из двух предложенных органом занятости вариантов подходящей работы.
Обязанности безработных
Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.
Обязанности безработных:
- Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время.
ВниманиеТам он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.
- Активно искать работу.
- В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
- Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия.
Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.
Законодательное регулирование
Под определением “безработный” подразумевается гражданин РФ, который по каким-либо независящим от него причинам утратил свою работу.
Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.
Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:
- Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
- Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
- Федеральный закон РФ “О занятости населения”.
В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.
Статус безработного в трудовом законодательстве
ФЗ № 1032-1—ФЗ, регламентирующий основные регламенты по занятости граждан, в статье 3 указывает на определение статуса для безработных. Согласно законодательству гражданин должен соответствовать ряду характеристик.
Если не выполняется любое из правил и условий, которые установлены федеральным законодательством, то гражданин лишается статуса, а также соответствующих привилегий. Получается, что для того, чтобы стать официально безработным требуется соответствие всем характеристикам.
Характеристики:
- наличие трудоспособности в силу возрастной категории и дееспособности. Данный момент относится к условию ограничения возраста в пределах трудоспособного возраста. Дополнительно лицо должно быть дееспособно. Это правило актуально для инвалидов, в частности 1 и 2 групп, то есть нельзя одновременно иметь полноценное ограничение по труду и получать пособие;
- нет трудоустройства и заработка. В качестве заработка подразумевают все выплаты официального характера, которые связаны с трудом. Исключением считают выходное пособие или сохраняемый заработок, который был получен после сокращения или ликвидации организации;
- поиск работы подходящего типа. Подходящим вариантом считают место трудоустройства, которое будет находиться в месте проживания гражданина, соответствует навыкам и специальности, а также состоянию здоровья и условиям прежнего места труда. Важно учитывать, что работа может быть как временной, так и постоянной, а также иметь половинную ставку. На практике рассматриваются почти все возможные места по трудоустройству, то есть гражданин обязан появляться на собеседованиях и не отклонять все предложения;
- есть регистрация в органе службы занятости. При оформлении потребуется предоставление документации с прежнего места трудовой деятельности.
Статус позволяет не только получить соответствующие для категории безработных права или обязанности, но и ряд важных гарантий от государства.