Как проходит допрос в налоговой в качестве свидетеля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит допрос в налоговой в качестве свидетеля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Где проходит допрос свидетеля?

По общему правилу для дачи показаний в качестве свидетеля гражданин вызывается в налоговый орган.

При этом согласно п. 4 ст. 90 НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях.

Напомним, что в соответствии с п. 5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (Письмо Минфина России от 01.09.2020 № 03-02-08/76651).

В Письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 разъяснено, что получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

Как себя вести на налоговой комиссии

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Что касается допросов индивидуальных предпринимателей.

Здесь ситуация иная.

Так, Оренбургский областной суд не поддержал налоговиков. Он отметил, что понятия «налогоплательщик» и «свидетель» разграничены и данные лица имеют разный статус и наделены различными правами и обязанностями. Поскольку ИП был вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производилось в отношении него же, полученные показания могли быть использованы против него. Отказ от дачи показаний является правомерным (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 22.01.2015 по делу N 33-522/2015(33-8536/2014)).

Арбитражный суд Центрального округа решил, что независимо от характера показаний, которые дал ИП налоговому органу в ходу проводящейся в отношении него выездной налоговой проверки, он не подлежит ответственности по ст. 128 НК РФ, поскольку не может являться свидетелем в отношении самого себя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2018 N Ф10-4650/2018 по делу N А08-3699/2017).

Комментарий к ст. 90 НК РФ

Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.

НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.

Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.

В связи с этим данный вопрос является спорным.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.

Читайте также:  Транспортный налог в 2023 году: расчёт, кто должен платить, какие коэффициенты

А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.

Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.

Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.

В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.

Как себя вести на допросе в налоговой?

Вторая крайность при получении повестки в налоговую – это приуменьшение важности данного действа и возможных последствий. Если вызов в полицию может грозить лишением свободы – это знают все, то допрос в ФНС кажется простой формальностью, к которой даже не стоит готовиться. В результате слишком самоуверенные люди рассказывают много лишнего и становятся фигурантами уголовных дел, и здесь уже им грозят реальные тюремные сроки и другие негативные последствия. Потому не стоит недооценивать вызов на допрос в налоговую, лучше к нему тщательно подготовиться.

Бывает, что допрос прошел неудачно и в протоколе неверно отражена информация либо не отражены действительно необходимые сведения.

В этом случае можно просто обратиться к налоговикам с ходатайством о повторном допросе.

Будет повторный допрос или нет, решит налоговая инспекция и от желания свидетеля или проверяемого налогоплательщика здесь мало что зависит.

Более результативный вариант – самостоятельно переопросить свидетеля.

Можно конечно оформить это полностью самостоятельно, без участия адвоката или нотариуса, но сила таких показаний весьма и весьма мала.

Их, как правило, не принимают во внимание. Они нужны только для того, чтобы заставить инспектора провести повторный допрос (если инспектор при проведении своего допроса собрал одни показания, а потом ему представляют несколько иные сведения от того же свидетеля, то инспектор для целей перепроверки и получения наиболее объективных данных должен переопросить это лицо).

Допрос адвокатом или нотариусом имеет гораздо большую юридическую силу и такие документы являются полноценными самостоятельными доказательствами. Единственное что необходимо учесть при таких допросах – это соблюдение всех формальностей, которые, конечно, должны знать адвокат и нотариус соответственно (например, заблаговременное уведомление о допросе налогового органа, разъяснение прав свидетелю и т.д.).

За неявку в ИФНС для дачи пояснений должностному лицу и ИП грозит штраф от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП). За отказ давать пояснения, если представитель налогоплательщика явился в ИФНС, штраф не предусмотрен. За неявку на допрос свидетеля штраф – 1000 руб., за повторное нарушение – 2000 руб. За отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний штраф свидетеля – 3000 руб. (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114, абз. 1 ст. 128 НК, письмо Минфина от 08.05.2019 № 03-02-08/33719).

Арбитражная практика свидетельствует о том, что за каждую последующую неявку на допрос свидетеля могут оштрафовать как за повторное нарушение на 2000 руб., а не как за новое, но такое же правонарушение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 № А74-1519/2011, Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 № А74-1519/2011).

Читайте также:  Как оформить наследство по закону: пошаговая инструкция 2021

Судьи признают, что повторная неявка свидетеля по одному и тому же делу о налоговом правонарушении может служить отягчающим обстоятельством при привлечении к ответственности по части 1 статьи 128 НК.

Если проигнорировать уведомление ИФНС о возможных нарушениях НК и приглашение в инспекцию для самостоятельного уточнения налоговых обязательств, налогоплательщику могут назначить выездную проверку (п. 9 Критериев, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, письмо ФНС от 10.03.2021 № СД-19-2/141). Административной и уголовной ответственности для свидетеля за неявку на допрос в инспекцию нет (п. 5.1 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Больше полезной информации вы найдете в Системе Главбух.

Инспекция Федеральной налоговой службы может вызывать на допрос совершенно любого человека, если имеются доказательства того, что он может обладать какими-либо сведениями о конкретном правонарушителе. К правилам проведения допроса относится следующее:

  • все показания граждан непременно вносятся в специальный протокол, форма которого установлена Приказом ФНС;
  • любой свидетель может потребовать протокол для изучения, чтобы убедиться в достоверности внесенных сведений;
  • если в протоколе имеются данные, которые не соответствуют действительности, то гражданин может потребовать их удаления;
  • абсолютно все вопросы, задаваемые свидетелю, должны прописываться в протоколе;
  • дополнительно процедура должна фиксироваться на видеозаписи;
  • свидетель может потребовать получения копии составленного протокола.

Наиболее часто, если гражданина вызывают в налоговую в качестве свидетеля, для дачи показаний приходится непосредственно приходить в отделение ФНС. Но не всегда у людей имеется возможность посетить данное учреждение из-за состояния здоровья или преклонного возраста. При таких условиях инспектор самостоятельно приходит домой к свидетелю, где берет у него показания. Но предварительно должно быть получено разрешение на посещение жилого помещения от всех жильцов.

Уважительные причины для неявки

Человек может не прийти в отделение ФНС для дачи показаний, если у него имеются для этого веские основания. Они следующие:

  • в уведомлении отсутствует информация о том, какое мероприятие по налоговому контролю проводится сотрудниками службы;
  • должностное лицо, поставившее свою подпись на уведомлении, не входит в группу, занимающуюся налоговым контролем;
  • вызывается гражданин в отделение ФНС, располагающееся не по месту его проживания;
  • в повестке отсутствует информация о том, по какому делу человек будет давать показания, а также не приводится номер этого дела;
  • человек по работе или личным вопросам находится в другом регионе;
  • у гражданина отсутствует информация, позволяющая прояснить те или иные обстоятельства;
  • свидетель ранее уже давал аналогичные показания;
  • повестка составлена не по утвержденной форме.

При вышеуказанных условиях любой человек имеет полное право отказаться от посещения налоговой службы и дачи показаний.

Во время непосредственного допроса люди могут отказываться отвечать только на вопросы, которые могут навредить им или их родственникам. В остальных случаях такой отказ будет неправомерным. Поэтому при таких условиях инспекторы могут подать в суд на нарушителя.

Помните, что никто не имеет право грубить Вам во время допроса в налоговой инспекции.

Согласно п. 25 Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы:

В служебном поведении государственные служащие воздерживаются от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

Не допускайте проявления грубости в свой адрес — легче от покладистости налогоплательщику не станет.

Помните! От результатов допроса может зависеть очень многое

Здесь масса нюансов.

Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку.

Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не в пользу налогоплательщика. Тем более, если рассматриваются его связи с фирмами-«однодневками».

После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.

В данной части рекомендую изучить ранее написанную статью — с должной осмотрительности до реальности исполнения сделки конкретным контрагентом.

Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать, так как не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.

Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать. Лучше как следует подготовиться — проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.

Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).

В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.

Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.

Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.

Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?

Читайте также:  Кто может быть созаемщиком по ипотеке, его права и обязанности

В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.

В практике имеют место быть случаи, когда инспектор умышленно изменяет суть ответов свидетеля. Иными словами — в нужном для себя ключе отражает это в протоколе. Также в практике бывают случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля. Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.

В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.

Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос. На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.

Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует («сидите, мол, и слушайте, только не мешайте»), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить представителя.

Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.

Кто выступает свидетелем по статье 90 НК РФ

Давать показания могут все, кто располагает информацией, имеющей отношение к делу. Исключением станут категории лиц, перечисленные выше. В остальном все равны: вызывать разрешается любого сотрудника организации, от охранника до директора. Инспекторы даже больше полагаются на информацию, полученную от рядовых рабочих: те не заинтересованы в исходе дела и не посвящены в финансовые схемы, которые организует администрация предприятия.

Например, налоговая служба проверяет деятельность строительной фирмы. У той есть свои рабочие, но по бумагам для выполнения некоторых этапов привлекались субподрядчики. В подобных случаях есть смысл опрашивать не директора, а рядовых сотрудников. Ведь строители знают, были ли на объекте работники в другой фирменной одежде или просто незнакомый им персонал. Они не заинтересованы обманывать проверяющих; если же руководители проинструктируют рабочих, то заметить это будет легко.

Обязательно ли являться по вызову, если вы ничего не знаете о сути дела? Согласно законодательству, неинформированность не является поводом игнорировать повестку.

Какие уважительные причины освобождают от ответственности?

С учетом норм п. 1 ст. 128 НК РФ физлицо может быть освобождено от предусмотренного наказания. Это возможно при наличии уважительной причины, которая не позволила дать показания. Правда, что в себя включает понятие «уважительная причина», НК РФ не раскрывает.

Исходя из судебной практики, в качестве таких причин можно считать следующее:

Однако в этом случае может действовать п. 4 ст. 90 НК РФ, в соответствии с которым получить показания можно по месту пребывания свидетеля.

Во избежание споров с налоговыми органами, получив повестку, следует сообщить о невозможности дачи показаний в указанном месте и в назначенное время.

Если свидетель не явится по вызову и не сообщит о невозможности своего присутствия, ему согласно ст. 128 НК РФ придется уплатить штраф в размере 1000 руб.

Правомерно ли привлечение к ответственности свидетеля за неявку на допрос, учитывая, что повестка была направлена налоговым органом по почте заказным письмом и не была получена свидетелем? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ и бесплатно узнайте мнение экспертов.

О том, кого можно привлечь в качестве свидетеля, читайте здесь.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *