Назначение субсидии-льготы на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Назначение субсидии-льготы на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Доли допустимых расходов на оплату ЖКХ

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов. Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи. Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2022 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан

Государственная услуга
«Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»

Круг заявителей

1)инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

2) участники Великой Отечественной войны, указанные в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

3) участники Великой Отечественной войны, указанные в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

4) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»,ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

5) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

6) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

7) инвалиды (вне зависимости от наличия ограничения способности к трудовой деятельности);

8) семьи, имеющие детей-инвалидов;

9) ветераны подразделений особого риска и граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска и отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

10) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и не являющиеся инвалидами;

11) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

12) лица, принимавшие участие в военно-стратегической операции «Анадырь» на территории Республики Куба в период Карибского кризиса с 1 июля 1962 года по 30 ноября 1963 года.

От имени заявителей могут выступать их законные представители, уполномоченные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать от их имени

Срок предоставления государственной услуги

срок предоставления государственной услуги не должен превышать 44 рабочих дня со дня приема заявления о назначении компенсации расходов.

Исчерпывающий перечень документов

1) заявление о назначении компенсации расходов с указанием способа получения компенсации расходов. При выборе заявителями способа получения компенсации расходов со счета в кредитной организации в заявлении указывается номер счета. Заявителями, указанными в пунктах 7, 8, 9 раздела «круг заявителей» в заявлении указываются сведения о принадлежности жилого помещения к государственному, муниципальному или частному жилищному фонду;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) документ, подтверждающий право заявителя на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

4) сведения о размере фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (поступают от поставщиков жилищно-коммунальных услуг);

5) при отсутствии сведений, указанных в пункте 4, платежные документы, подтверждающие размер платежей за жилые помещения и коммунальные услуги, в том числе расходы на приобретение твердого топлива с учетом его доставки (для заявителей, имеющих право на меру социальной поддержки по оплате доставки твердого топлива);

6) справки о регистрации заявителя и членов его семьи по месту жительства (пребывания) в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации;

7) документы (сведения), подтверждающие отнесение лиц, проживающих совместно с заявителем, к членам его семьи;

8) документы (сведения), содержащие информацию о форме собственности, площади жилого помещения, расходы по оплате которого подлежат компенсации (для лиц, указанных в пунктах 7, 8, 9 раздела «круг заявителей» а также для лиц, обращающихся в целях получения компенсации расходов на приобретение твердого топлива);

9) справка о неполучении заявителем компенсации расходов по месту жительства (пребывания), по прежнему месту жительства (пребывания);

10) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае если от имени заявителя выступает его представитель).

11) сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», а в случае отсутствия указанных сведений в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» — справка об установлении инвалидности (выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом), выдаваемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (для лиц, указанных в пунктах 4, 7, 8 раздела «круг заявителей»);

12) справка архивного учреждения Министерства обороны Российской Федерации, подтверждающая прохождение военной службы и участие в военно-стратегической операции «Анадырь» на территории Республики Куба в период Карибского кризиса с 1 июля 1962 года по 30 ноября 1963 года (для лиц, указанных в пункте 12 раздела «круг заявителей»).

документы, указанные в пунктах 1, 2, 5, 10, 11 (в случае отсутствия сведений об инвалидности в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов»), 12, представляются заявителями

Результат предоставления государственной услуги

Компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг

Основания для отказа в приеме документов

непредставление в срок, установленный подпунктом 3 пункта 28-1 Административного регламента, оригиналов документов, указанных в пункте 11 Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (при подаче документов посредством заполнения электронной формы запроса с использованием регионального портала).

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги

1) представление заявителем или его законным представителем неполного пакета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) оформление документов с нарушением установленных требований;

3) наличие противоречий в документах, представленных заявителем или его законным представителем;

4) представление органом социальной защиты по месту жительства (пребывания), прежнему месту жительства (пребывания) заявителя справки, подтверждающей, что заявителю производится компенсация расходов по месту пребывания (жительства), прежнему месту жительства (пребывания);

5) истечение установленного срока инвалидности и получение органами социальной защиты информации об отсутствии документов (сведений), подтверждающих установление инвалидности на очередной срок;

6) необращение заявителя в орган социальной защиты в течение шести месяцев с первого числа месяца, следующего за месяцем приостановления компенсации расходов

Право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц

в досудебном (внесудебном) порядке заявители могут обжаловать действия (бездействие) органов социальной защиты, Министерства социальных отношений Челябинской области, многофункционального центра, а также их должностных лиц, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников и принимаемые ими решения при предоставлении государственной услуги

форма заявления

Заявление 11 (интерактивная форма)

Читайте также:  Какие документы нужны для развода?

Дополнительные льготы по разным направлениям

Есть дополнительные «бонусы», которые касаются не оплаты в целом, а определенных направлений и выплат.

  • Скидки на оплату капитального ремонта дома. Тут есть льготы по ЖКХ для пенсионеров. Пенсионеры в возрасте 70–79 лет оплачивают только половину взноса на капитальный ремонт дома. С 80 лет не платят вовсе. Скидка в 50% также положена инвалидам I и II групп, ветеранам труда.
  • Счетчики на электричество и воду. Некоторые категории граждан могут рассчитывать на их бесплатную установку. Кто именно – зависит опять же от региона, поэтому необходимо в каждом конкретном случае уточнять.
  • Во многих регионах пенсионеры имеют дополнительные льготы, размер и перечень которых зависит от многих факторов. Узнать, на какие льготы можно рассчитывать, нужно в отделе социальной защиты. Важно! Просто по факту наличия права на льготу никто ее предоставлять не будет, необходимо самостоятельно обратиться за уточнениями и оформить скидку.

Федеральные и региональные льготы в области ЖКХ для инвалидов

Льготы на коммунальные услуги предусмотрены ст. 29.2. и ст. 17 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов». Они относятся к федеральным льготам, то есть, выплачиваются из федерального бюджета. Кроме того, в субъектах федерации могут работать дополнительные меры поддержки инвалидов, в том числе, и в области ЖКХ. Узнать, какие льготы и субсидии существуют в вашем регионе, можно на сайте ГИС ЖКХ, в разделе «Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», выбрав свой населенный пункт. Меньше федерального стандарта льгота в регионе быть не может, а чуть больше бывает. Например, по федеральному стандарту компенсация инвалидам за свет, газ, воду рассчитывается исходя из показаний счетчиков, но не может превышать установленные нормативы потребления. Однако в Москве льготы рассчитываются без привязки к социальной норме и начисляются за весь фактический объем потребления.

Читайте также:  Сколько нужно учиться на водительские права в 2022 году

Как быть, если изменилась группа инвалидности (или ее сняли)

В назначенную дату инвалид проходит переосвидетельствование. Комиссия МСЭ обследует пациента и выносит решение о продлении группы инвалидности, о присвоении новой группы, либо о снятии инвалидности.

Если группа инвалидности продлена, то получатель компенсации на оплату ЖКУ обязан уведомить об этом работников ЦСЗН. Для этого нужно лично явиться в отдел и предоставить новую справку МСЭ.

Если комиссия МСЭ приняла решение о присвоении новой группы, то от заявителя потребуется вновь подготовить пакет документов. В таком случае перечень предоставляемых льгот может быть увеличен или уменьшен. Все зависит от присвоенной группы инвалидности.

Если комиссия МСЭ решила, что человек здоров и сняла инвалидность, то об этом необходимо уведомить ЦСЗН. Надо отметить, что ведомство узнает о факте снятия группы, только немного позже. Предоставление льготы будет приостановлено, а выданные ранее денежные средства придется вернуть.

При отказе инвалида в возврате незаконно полученных денежных средств, ЦСЗН вправе обратиться в суд. При положительном судебном решении, в случае от отсутствия поступлений от должника, ЦСЗН обращается к судебным приставам, которые могут взыскать долг в принудительном порядке.

Последствия неоплаты квитанций по коммунальным услугам

Инвалид, получающий компенсацию на оплату ЖКУ, несет ответственность за не внесение ежемесячных платежей.

Если получатель льготы, отказался от оплаты квитанций единожды, то ничего страшного не случиться. А вот в случае выявления систематической неуплаты задолженности, предоставление поддержки прекращается.

Восстановить утраченное право можно путем полного погашения долга, а также путем подтверждения уважительной причины невнесения платежей.

К уважительным причинам неоплаты ЖКУ относят:

  • длительная болезнь инвалида;
  • нахождение в санатории, либо в лечебном учреждении;
  • командировка;
  • иные причины, которые препятствовали исполнению обязательство по оплате ЖКУ.

Когда выплатят компенсацию, на какой срок оформляется льгота (когда снова подавать документы)

Компенсация оплаты ЖКУ выплачивается на следующий месяц после оформления одобрения предоставления льготы до 26 числа. Документы и заявление на получение государственной поддержки рассматриваются на протяжении десяти рабочих суток. О решении органа заявитель узнает из заказного письма.

Направлять уведомления о назначении компенсации либо об отказе в предоставлении помощи сотрудники ЦСЗН могут и по телефону или по электронной почте. Все зависит от выбранного заявителем способа уведомления.

Компенсация назначается на срок действия инвалидности. Если справка МСЭ выдана на год, например до 31.12.2020 года, а за оформлением поддержки гражданин обратился 1.11.2020, то помощь будет назначена сроком на 1 месяц.

Если комиссия МСЭ продлит срок действия справки МСЭ, то заявителю потребуется подтвердить право на продление помощи.

Важно! Компенсация не предоставляется за прошедший период, с момента возникновения права на получение поддержки до даты регистрации заявки.

Компенсация оформляется один раз только в случае присвоения инвалиду группы инвалидности пожизненно.

Как изменятся суммы и правила получения компенсация с 1 января 2023 года

В январе 2023 года изменятся некоторые правила назначения компенсации. Кроме того, размер выплаты будет увеличен. Это связано с ростом цен на оплату ЖКУ.

Период Как было раньше Что изменилось
Декабрь 2020 Продление компенсации в заявительном порядке Для тех, у кого срок выплаты субсидии истекает с октября по декабрь 2020 года, выплата будет продлена автоматически.
Январь 2023 Для оформления субсидии требовались документы, подтверждающие отсутствие задолженности. Начиная с 2023 года, справки из ЖКХ об отсутствии долгов по коммунальным услугам предоставлять ЦСЗН больше не нужно. Данную информацию сотрудники ведомства смогут узнать путем межведомственного взаимодействия.

Таким образом, начиная с 2023 года, оформить субсидию на оплату ЖКУ станет проще.

Как оформить послабления

Пенсионерам и другим лицам, отнесенным к числу инвалидов, нужно написать заявление на использование преференции. Автоматически льготы не назначаются. Нужно обратиться в отделение социальной защиты, расположенное по месту проживания гражданина.

Документы для льгот представлены таким перечнем:

  1. акт, посредством которого удостоверяется личность гражданина;
  2. справка, выданная по результатам прохождения обследования в медицинской организации;
  3. документ, указывающий на состав семейства нетрудоспособного гражданина;
  4. подтверждение того, что лицо не пользуется коммунальными льготами;
  5. заявление.

Ребенок-инвалид после достижения 14 лет может обратиться в уполномоченные органы самостоятельно. До этого момента в его интересах действуют законные представители.

В заявлении нужно указать основание использования льготы, вид жилого помещения, а также адрес его расположения. Кроме того, указанию подлежит общая площадь квартиры и число граждан, зарегистрированных в ней.

Читайте также:  Какие документы нужны для ОСАГО в 2023 году?

Значения групп инвалидности

В таблице представлены основные характеристики для 1-й, 2-й, 3-й групп инвалидности.

Группа инвалидности Сложность протекания Ограничения организма Работоспособность
1-я самая сложная, если судить по меркам общего состояния организма выявление серьезных нарушений в плане функциональности здоровья, включая трудности в перемещении, общении, обучении, способности контролирования собственных действий отсутствует, т. к. ограничения значительны и приводят к зависимости больного от окружающих его людей, способность к самообслуживанию также может частично или полностью отсутствовать
2-я средней сложности, предполагающая незначительные в сравнении с 1-й группой нарушения это могут быть травмы, полученные при родах, другие повреждения отдельных органов и частей тела, паралич, отсутствие пальцев, кистей, низких рост имеется, но работа должна подразумевать особый режим с чередованием периодов труда и продолжительного отдыха, такие люди способны обслуживать себя сами и не нуждаются в постоянном присмотре со стороны родных и близких
3-я постоянные нарушения средней тяжести утрата ориентирования в пространстве, состояние глухоты, частичного паралича ограничения по жизнедеятельности являются умеренно выраженными, работоспособность присутствует, такие люди могут обслуживать себя сами без посторонней помощи

Как быть в ситуации наличия задолженности

Невозможно получить компенсацию или субсидию для покрытия расходов на коммунальные услуги, если инвалид имеет задолженность по оплате счетов. Поэтому при подаче документов требуют предоставить подтверждение отсутствия задолженности по счетам.

Однако льготники по-прежнему имеют возможность получать компенсацию за платежи за жилищно-коммунальные услуги. Для этого достаточно заключить соглашения о реструктуризации задолженности с управляющей компанией, которая является поставщиком ЖКУ.

Следует лично сообщить в организацию и написать руководству заявление о частичном ежемесячном погашении. Такой договор будет заключен как подтверждение добросовестного исполнения своих обязанностей, а его копия докажет, что инвалид производит оплату задолженности на добровольной основе и пособие будет выплачено.

Как оформляется субсидия по услугам ЖКХ для инвалидов 1 и 2 групп

Чтобы получить возмещение в размере 50% от коммунальных расходов, люди с ограниченными возможностями должны представить конкретный список документов в социальную защиту. Есть несколько способов подачи документов:

  • личная подача документов;
  • в электронном виде через портал Госуслуг;
  • через своего официального представителя.

Поэтому список документов выглядит следующим образом:

  • рукописное заявление;
  • паспорт;
  • справка о составе семьи;
  • справка из медицинского учреждения;
  • документ о группе инвалидности;
  • документы на владение недвижимостью;
  • выписка из банка при открытии счета с информацией;
  • квитанция об оплате коммунальных услуг.

Бывают случаи, когда инвалидам отказывают в компенсации, потому что предоставленные документы неверны. Кроме того, УСЗН откажет заявителю при подаче фальшивых документов и в случае предоставления ложной информации.

Таким образом, каждый инвалид группы I и II имеет право на компенсацию на федеральном уровне и получает ее после оформления документов.

Что делать, если в льготе было отказано

В случае принятия отрицательного решения по заявлению сотрудники соцзащиты предоставляют письменный обоснованный отказ. В нем будет обозначена причина. Например, неправильно указанные реквизиты документов. При устранении причины отказа гражданин обращается с заявлением на получение субсидии еще раз. Если заявитель уверен, что отказ в предоставлении услуги не обоснован, он может обжаловать это решение:

  • Во внесудебном порядке.
  • Обратившись в суд по месту расположения отдела, отказавшего в предоставлении льготы.

Внесудебный порядок предполагает подачу жалобы в вышестоящую структуру. Можно сделать это через Госуслуги. Или направить заявления в Прокуратуру.

Кроме прямого отказа в предоставлении субсидии основанием для обжалования действий соцзащиты может стать:

  • Несоблюдение сроков принятия решения о перечислении компенсации.
  • Требование у заявителя документов, не обозначенных в федеральных и региональных нормативных актах в качестве обязательных для оформления компенсационной выплаты.
  • Необоснованный отказ в принятии заявления и документов.
  • Предоставление услуги не в полном объеме.

В ряде регионов (например, в Ненецком АО) предусмотрена возможность подать жалобу на действия сотрудников соцзащиты напрямую губернатору, воспользовавшись электронной почтой.

Для лиц, решивших направить заявление в прокуратуру, предусмотрены электронные приемные.

Особенности федеральных и региональных льгот

Государство реализует программы соц. защиты инвалидов на федеральном и региональном уровне – между этими двумя понятиями существует определенная разница:

  • Федеральные или общегосударственные льготы имеют силу на всей территории страны и действуют во всех регионах на равных условиях. Обычно льготы такого уровня не доставляют гражданам хлопот, так как они гарантированы государством. Лица, претендующие на получение федеральных льгот и выплат, называются федеральными льготниками. Инвалиды также относятся к этой группе.
  • Региональные льготы устанавливаются законодательством конкретного субъекта страны. Такие преференции выглядят как дополнительные льготы и надбавки к общегосударственным и выплачиваются из местного бюджета. Правительство субъекта вправе назначать или отменять подобного рода льготы без согласования с Правительством РФ.

Узнать перечень льгот в конкретном регионе можно при обращении в местный орган социальной защиты населения.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *