58. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «58. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.
В соот. С фз о следственном комитете российской федерации, Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.
Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
В систему Следственного комитета входят:
-
центральный аппарат Следственного комитета;
-
главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
-
следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.
2. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения (в том числе по федеральным округам) в соответствии с Положением о Следственном комитете Российской Федерации.
3. В системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.
4. В следственных органах Следственного комитета и их подразделениях, а также в учреждениях Следственного комитета образуются в соответствии с перечнями (штатами) должности руководителей следственных органов Следственного комитета и соответствующих подразделений, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов и другие должности.
В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.
При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.
С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.
Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.
Органы предварительного расследования преступлений
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Основные функции Следственного комитета:
- обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
- обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
- выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
- осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
- разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
- изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
- ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
- осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.
Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.
Также в России имеются специализированные следственные отделы: природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.
В системе МВД Российской Федерации следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.
Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:
- руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
- осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
- расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений
Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.
Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:
- контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
- организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.
Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.
Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.
Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.
Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.
Предварительное следствие — форма досудебного расследования.
Во время данной процедуры происходит установление, уточнение обстоятельств, требующих доказывания.
Полученные в результате сведения становятся основанием для вынесения решения в суде.
УПК (ст. 73) определяет, что установлению подлежат:
- событие происшествия (время, место и т.д.);
- виновность лица;
- степень вреда, причиненного пострадавшей стороне;
- факты, исключающие преступность действий;
- факты, смягчающие или отягчающие вину;
- иные обстоятельства.
Глава 22 УПК устанавливает законодательный регламент проведения процедуры.
Сколько может идти следствие по уголовному делу? Узнайте мнение специалистов по данному вопросу.
Органы предварительного следствия, их система, состав и полномочия
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.
По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.
Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.
Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.
Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.
К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:
- Главного судебного пристава РФ.
- ОВД Российской Федерации.
- Оперативные подразделения ФСБ РФ.
- Главного военного пристава.
- Федеральную пограничную службу.
- Главных судебных приставов субъектов РФ.
- Командиров соединений, воинских частей.
- Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
- Органы противопожарной службы России.
- Начальников военных гарнизонов или учреждений.
Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:
- Прокуратуры.
- ОВД.
- ФСБ.
При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.
При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:
- Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
- Начать действия, относящиеся к неотложным.
Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.
Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.
Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.
Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.
Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.
Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.
История органов следствия
Органы дознания и предварительного следствия имеют свою структуру и характерные особенности, которые сложились исторически. Такой процесс, как расследование преступлений, тянет свои корни еще с Древней Руси. Уже в те далекие времена общество достаточно негативно реагировало на любые проявления общественно опасного поведения. Однако процесс доказывания не был сформирован должным образом. То есть, как правило, не было каких-либо разграничений между разными ступенями судебного производства. Своеобразный порядок в процессе расследования преступлений был наведен во времена Петра Великого. Во-первых, усиливается значение письменности и тайны во время следствия. Во-вторых, существенно модернизируется военный процесс. Ключевыми средствами его осуществления были пытки, а также допрос с пристрастием. Подобный вид уголовного расследования просуществовал вплоть до 1864 года. С этого момента функциональные обязанности судов и обвинения были разграничены. Начинается эра розыскного процесса.
Органы предварительного расследования
На сегодняшний день в Российской Федерации существуют структуры, имеющие статус «орган предварительного следствия». Данные подразделения входят в систему разных исполнительных ведомств. Чтобы разобраться, какие существуют полномочия органов предварительного следствия, нужно выделить их виды. Таким образом, на сегодняшний день в РФ существуют следующие следственные органы:
— Следственный комитет Российской Федерации.
— Следственный департамент Министерства внутренних дел РФ.
— Следственные органы Федеральной службы безопасности России.
— Следственные органы прокуратуры.
— Следственные органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Данный перечень закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Таким образом, лишь представленные выше структуры могут осуществлять предварительное расследование криминальных правонарушений. Дабы разобраться, какими особенностями наделены данные органы, нужно рассмотреть суть каждого из них в отдельности.
Орган предварительного следствия
Контроль и проверка иных следственных органов на предмет законности их деятельности.
— реализовать те или иные следственные действия на свое усмотрение за исключением случаев, когда требуется разрешение суда или вышестоящих органов;
— Применение тех или иных мер принуждения процессуального характера к отдельным личностям. Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики. Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например: В соответствии со ст.
151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры. Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи: Проведение предварительного следствия в системе МВД Украины возлагается на Главное следственное управление министерства, следственные управления (отделы) ГУМВД в Автономной Республике Крым, УВД областей, городов Киева и Севастополя, УВДТ, следственные отделы, отделения (группы) городских, районных, линейных органов внутренних дел, а также подразделения по расследованию преступлений, совершенных на закрытых объектах, которые функционируют в соответствии с действующим законодательством Украины. Функции органов предварительного следствия в системе мвд россии? При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий, следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Органы предварительного следствия
1. Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные Следственные управления, научные и образовательные учреждения образуют систему органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации. Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют органы предварительного следствия, Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации с согласия Генерального прокурора Российской Федерации расследование преступлений может быть возложено на специально откомандированных следователей других территориальных органов предварительного следствия либо управлений и отделов Федеральной службы расследований.
2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений Федеральной службы расследований Российской Федерации, определение их статуса и компетенции осуществляются Директором Федеральной службы расследований Российской Федерации.
3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов предварительного следствия, не входящих в единую систему Федеральной службы расследований Российской Федерации, не допускается.
Система И Структура Органов Предварительного Следствия В России
Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов. [5]
Основное звено следственного аппарата прокуратуры составляют следователи городских и районных или межрайонных прокуратур. Назначение их на должность, перемещение и освобождение от должности осуществляет прокурор вышестоящей прокуратуры, который в отношении их обладает также правом поощрения и наложения взыскания. Следователи данных прокуратур в основном работают по зональной системе. В крупных городских прокуратурах следователи специализируются на расследовании уголовных дел определенной категории.
Органы предварительного следствия, их система, состав и полномочия
«Поздравляю с Днём сотрудника органов следствия России и искренне желаю всегда следовать по верному пути, никогда не оставлять без внимания ни одной улики и мелочи состава преступления, постоянно руководствоваться высоким профессионализмом, блестящей интуицией, отменной смекалкой и безупречной логикой. Пусть работается на славу, пусть живётся в своё удовольствие».
После официальных мероприятий коллеги и их семьи собираются в кафе и ресторанах, поздравляют друг друга с профессиональным праздником, произносят тосты и пожелания. За столом проводится ритуал обмывания звезд – в стакан с крепким напитком помещаются новые звездочки. Его следует выпить залпом, чтобы звезды оказались во рту.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. После распада СССР День следователя продолжали праздновать в России, хотя он и не имеет официального статуса. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры, что позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структуры, стиль и методы работы. Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая около 90% преступлений.
Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — 55-й годовщиной образования органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел России. Ваша служба всегда была и остаётся сложной и ответственной. Преданность долгу, служение закону и народу, умение принимать решения в самых сложных ситуациях и высокая степень ответственности за порученное дело – вот то, что отличает вас в нелёгкой и опасной служебной деятельности. Меняются условия работы, сменяются поколения, но остаётся неизменным высокий профессионализм следователей, стойкость, беззаветная преданность делу.
Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:
- это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
- он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.
ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.
В систему Следственного комитета входят:
- непосредственно центральный аппарат комитета;
- следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
- следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.
Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.
Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Основные функции Следственного комитета:
- обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
- обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
- выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
- осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
- разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
- изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
- ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
- осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
Органы предварительного следствия
Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.
Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.
К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:
- Главного судебного пристава РФ.
- ОВД Российской Федерации.
- Оперативные подразделения ФСБ РФ.
- Главного военного пристава.
- Федеральную пограничную службу.
- Главных судебных приставов субъектов РФ.
- Командиров соединений, воинских частей.
- Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
- Органы противопожарной службы России.
- Начальников военных гарнизонов или учреждений.
Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:
- Прокуратуры.
- ОВД.
- ФСБ.
При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.
При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:
- Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
- Начать действия, относящиеся к неотложным.
Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.
Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.
Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.
- •Раздел 1. Общие положения курса 1
- •Правоохранительные органы
- •Cодержание
- •Тема 6. Судебная система российской федерации 82
- •Тема 21. Адвокатура в российской федерации 348
- •Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств 371
- •Тема 22. Правоохранительные органы зарубежных стран 371
- •Тема 1. Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в рф». Основные понятия 468
- •Раздел 1. Общие положения курса
- •Раздел 1. Общие положения курса.
- •2. Соотношение курса «Правоохранительные органы рф» с другими юридическими дисциплинами.
- •3. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России
- •Тема 2.Правовые акты, изучаемые в учебном курсе «правоохранительные органы рф»
- •1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.
- •2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы рф».
- •1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов
- •2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы рф»
- •Тема 3.Основные понятия в учебном курсе «правоохранительные органы рф»
- •1. Основные понятия и их определения в учебном курсе «Правоохранительные органы рф».
- •1. Основные понятия и их определения в учебном курсе «Правоохранительные органы рф»
- •Раздел 2. Судоустройство
- •2. Признаки судебной власти
- •3. Функции органов судебной власти
- •Тема5. Судья, статус судей, арбитражные и присяжные заседатеЛи
- •2. Порядок наделения судей полномочиями
- •1. Объявление об открытии вакансии в средствах массовой информации
- •2. Подача заявления лицом, желающим занять должность судьи
- •3. Сдача квалификационного экзамена
- •4. Получение рекомендации квалификационной коллегии судей
- •5. Согласование кандидатуры с председателем соответствующего суда и оформление представления
- •6. Назначение федеральных судей, назначение, избрание мировых судей
- •7. Принесение присяги
- •3. Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов
- •4. Особенности правового статуса судей Конституционного Суда рф,судей военных судов, мировых судей Судьи Конституционного Суда рф
- •Судьи военных судов рф
- •Мировые судьи рф
- •5. Срок полномочий судьи. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи Срок полномочий судей
- •Приостановление полномочий судьи
- •Прекращение полномочий судьи
- •Отставка судьи
- •6. Органы судейского сообщества
- •7. Квалификационные коллегии судей: их полномочия, порядок формирования и состав
- •Порядок формирования квалификационных коллегий судей
- •8. Присяжные и арбитражные заседатели
- •8.1. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
- •8.2. Составление списков присяжных заседателей
- •8.3. Подбор жюри присяжных для рассмотрения конкретного дела
- •8.4. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей
- •8.5. Права и обязанности присяжных заседателей
- •8.6. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям
- •8.7. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей
- •Тема6. Судебная система российской федерации
- •1. Понятие и характерные черты судебной системы рф
- •2. Простота и доступность правосудия в судах для населения
- •3. Единство статуса судей в судах
- •2. Звено судебной системы. Компетенция суда
- •3. Судебные инстанции
- •4. Судебный состав, осуществляющий правосудие
- •Тема7. Федеральные суды общей юрисдикции
- •2. Состав и структура Верховного Суда рф
- •3. Пленум Верховного Суда рф, его состав и компетенция
- •4. Президиум Верховного Суда рф
- •5. Коллегии Верховного Суда рф
- •6. Аппарат Верховного Суда рф
- •7. Председатель Верховного Суда рф. Председатели судебных коллегий Верховного Суда рф
- •Тема 7.2. Судебный департамент при верховном суде российской федерации
- •2. Статус и полномочия Судебного департамента
- •3. Система органов Судебного департамента и структура его центрального аппарата
- •4. Порядок назначения работников Судебного департамента и их правовое положение
- •Тема 7.3. Федеральный суд общей юрисдикции субъекта рф (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа)
- •2. Президиумы и судебные коллегии областных и равных им судов, их состав
- •3. Председатель областного и равного ему суда, его заместители и председатели судебных коллегий
- •4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта рф
- •Тема 7.4. Районный (городской) суд
- •2. Состав районного суда
- •3. Председатель районного суда
- •4. Аппарат районного суда
- •5. Компетенция районного суда
- •Тема 7.5. Военные суды
- •2. Система, структура и состав военных судов
- •3. Подсудность дел военным судам
- •Тема 8. Арбитражные суды рф
- •2. Система арбитражных судов. Система судебных инстанций в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев
- •1. Апелляционная инстанция в арбитражном процессе
- •2. Кассационная инстанция в арбитражном процессе
- •3. Надзорная инстанция в арбитражном процессе
- •3. Полномочия и структура арбитражных судов рф
- •Тема9. Конституционный суд российской федерации
- •1. Назначение и компетенция Конституционного Суда рф.
- •2. Состав и структура Конституционного Суда рф.
- •1. Назначение и компетенция Конституционного Суда рф
- •2. Состав и структура Конституционного Суда рф
- •Тема10. Суды субъектов рф. Мировые судьи в рф
- •2. История института мировых судей в России
- •3. Место мировых судей в судебной системе рф
- •4. Компетенция мировых судей
- •Тема11. Понятие правосудия и принципы его осуществления
- •Признаки правосудия
- •2. Виды судопроизводств и формы осуществления правосудия
- •3. Понятие принципов правосудия. Система принципов правосудия
- •3.1. Обеспечение доступа к правосудию
- •3.2. Равенство граждан перед законом и судом
- •3.3. Законность построения судебной системы и осуществления правосудия
- •3.4. Независимость судей и подчинение их только закону
- •3.5. Гласность судебного разбирательства
- •3.6. Национальный язык судопроизводства
- •3.7. Процессуальное равноправие сторон и состязательность
- •3.8. Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью
- •3.9. Участие в судопроизводстве представителей общества
- •Раздел 3. Государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
- •2. Система, структура и состав органов прокуратуры рф
- •3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры рф
- •4. Кадры органов прокуратуры рф
- •5. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры рф
- •Тема13. Министерство внутренних дел рф, органы внутренних дел и иные подразделения в его системе
- •2. Общая характеристика системы Министерства внутренних дел рф
- •3. Милиция в Российской Федерации
- •4. Органы предварительного следствия системы Министерства внутренних дел рф
- •5. Внутренние войска Министерства внутренних дел рф
- •Тема14. Федеральная служба безопасности рф
- •2. Основные направления деятельности и задачи органов и пограничных войск федеральной службы безопасности
- •3. Система федеральной службы безопасности и структура ее органов
- •Тема15. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее органы
- •Руководство и коллегия фскн России
- •2. Система органов и структура центрального аппарата Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- •3. Прохождения службы в органах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
- •Тема 16. Таможенные органы
- •2. Система и структура таможенных органов, их задачи и основные направления деятельности
- •3. Компетенция таможенных органов
- •Тема 17.Министерство юстиции рф
- •2. Задачи Министерства юстиции рф и его положение в системе органов исполнительной власти
- •3. Функции Министерства юстиции рф и его органов
- •4. Система органов и структура Министерства юстиции рф. Учреждения и организации Министерства юстиции рф
- •Тема 18. Служба судебных приставов рф
- •2. Система службы судебных приставов рф
- •3. Порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов. Требования к лицам, назначаемым на должность судебного пристава
- •4. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов
- •Тема19. Органы, осуществляющие предварительное расследование
- •2. Формы предварительного расследования. Подследственность уголовных дел
- •4. Органы, осуществляющие дознания. Компетенция органов дознания
- •Раздел 4. Профессиональные юридические объединения
- •1. Нотариат. Задачи, функции и правовые основы нотариата в рф
- •2. Нотариальная контора. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата. Взаимодействие нотариусов и нотариальных палат с органами Министерства юстиции рф
- •4. Нотариальный округ. Нотариальное делопроизводство. Нотариальные действия
- •Тема 21. Адвокатура в российской федерации
- •1. Понятие адвокатуры. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации
- •2. Приобретение статуса адвоката. Приостановление и прекращение статуса адвоката
- •3. Права и обязанности адвокатов
- •Участие адвоката по уголовным делам
- •Участие в суде по гражданским делам в качестве представителей истцов, ответчиков, других лиц, участвующих в деле
- •Участие в производстве по делу об административном правонарушении
- •Оказание юридической помощи индивидуальным предпринимателям, организациям, учреждениям, предприятиям различных форм собственности
- •4. Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов
- •5. Порядок оплаты труда адвокатов
- •Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств
- •2. Англия и Уэльс
- •3. Бельгия
- •4. Германия
- •5. Греция
- •6. Дания
- •7. Ирландия
- •8. Испания
- •9. Италия
- •10. Люксембург
- •11. Нидерланды
- •12. Португалия
- •13. Финляндия
- •14. Франция
- •Судебная система России*
- •Система федеральных судов рф
- •Система судов общей юрисдикции
- •Мировые судьи (суды общей юрисдикции субъектов рф) (Ст. 1 фз «о мировых судьях в рф»)
- •Федеральные гражданские (общие) суды
- •Система федеральных арбитражных судов
- •Суды субъектов Российской Федерации
- •Звено судебной системы
- •Верховный суд рф Высший арбитражный суд рф
- •Судебная инстанция при осуществлении правосудия
- •Кассационную (или вторую) инстанцию осуществляют
- •Надзорная инстанция
- •Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам
- •Структура судов высшего звена судебной системы
- •Структура Верховного суда рф
- •Компетенция президиума верховного суда рф
- •Президиум Верховного Суда рф
- •Компетенция кассационной коллегии верховного суда рф
- •Кассационная коллегия Верховного Суда рф
- •Компетенция судебных коллегий по гражданским и уголовным делам верховного суда рф
- •Компетенция военной коллегии верховного суда рф
- •Структура Высшего арбитражного суда рф
- •Органы, осуществляющие материально- техническое и организационное обеспечение деятельности судов рф
- •Структура федеральных судов общей юрисдикции субъектов рф (среднее звено)
- •Структура судов общей юрисдикции и арбитражных судов низшего звена
- •Состав судов высшего звена
- •Состав судов среднего звена судебной системы
- •Состав федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов низшего звена
- •Структурные подразделения судов
- •Cтруктура генеральной прокуратуры рф
- •Структура центрального аппарата министерства внутренних дел рф
- •Структура центрального аппарата министерства юстиции рф
- •Cистема органов и учреждений юстиции рф
- •Программа учебного курса «Правоохранительные органы рф»
- •Тема 1. Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в рф». Основные понятия
- •Тема 2. Законодательные и иные нормативные источники учебного курса «Правоохранительные органы в России»
- •Тема 3.Судебная власть и судебная система в России
- •Тема 4.Понятие правосудия и принципы его осуществления
- •Тема 5.Статус судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей
- •Тема 6.Система судов общей юрисдикции России
- •Тема 7.Арбитражные суды рф
- •Тема 8. Конституционный суд Российской Федерации
- •Тема 9.Суды субъектов рф
- •Тема 10.Прокуратура
- •Тема 11.Органы предварительного расследования
- •Тема 12.Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации
- •Тема 13.Федеральная служба безопасности и иные органы государственной безопасности рф
- •Тема 14.Органы Федеральной службы рф по контролю за оборотом наркотиков
- •Тема 15.Министерство юстиции рф и его органы
- •Тема 16.Адвокатура
- •Тема 17.Нотариат
- •Тема 18.Суд и прокуратура отдельных государств (по выбору)
- •Список рекомендуемой учебно-методической литературы для изучения учебного курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»
- •Нормативный материал
- •Нормативные акты
- •Вопросы для подготовки к экзамену
- •Правоохранительные органы
- •634050, Г.Томск, пр. Ленина, 34а, тел. (382-2) 53-33-35