Когда могут оштрафовать за пересечение сплошной по краю обочины
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда могут оштрафовать за пересечение сплошной по краю обочины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку двойная сплошная линия разметки 1.3 разделяет встречные транспортные потоки на многополосных дорогах, факт ее пересечения является выездом на встречную полосу в запрещенном для этого случае. Наказание за это предусмотрено как за обгон в нарушение ПДД (статья 12.15 части 4, 5 КоАП).
Штраф за пересечение сплошной линии 1.1
Размер штрафа за пересечение сплошной линии разметки 1.1 будет зависеть от обстоятельств, в которых эта разметка пересечена.
Пересечение «осевой» сплошной линии на двухполосной дороге равносильно выезду на полосу встречного движения. Это может произойти в двух случаях: при обгоне и при объезде препятствия.
За объезд препятствия по встречной полосе через сплошную линию 1.1 предусмотрен штраф по ст.12.15 ч.3 КоАП в размере 1000 — 1500 рублей.
За обгон (маневр обгон = факт выезда на встречную полосу, пункт 1.2 ПДД) через сплошную линию 1.1, если это нарушение впервые, определен штраф в размере 5000 руб. (при автоматической фиксации на камеру) или лишение прав до полугода. При повторном нарушении последует лишение прав на 1 год или штраф 5000 рублей, если его зафиксирует камера (ст.12.15 части 4, 5 КоАП).
За пересечение сплошной линии 1.1, отделяющую попутную выделенную полосу для маршрутных ТС, предусмотрен штраф по ст.12.17 КоАП в размере 1500 рублей. Если это нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге, то размер штрафа составит 3000 руб.
За пересечение разметки 1.1 в прочих случаях, например во время перестроения в попутную полосу, отделенную сплошной линией, за поворот через сплошную, может быть назначен штраф по ст.12.16 ч.1 КоАП в виде предупреждения или 500 руб.
Особенности нарушений
Каждый сталкивался с ситуацией, когда на дороге пробка, а обочина, отделенная сплошной линией, вроде бы свободна, и по ней можно проехать. Соблазн, конечно, велик: многие водители предпочитают рискнуть, не опасаясь поймать колесом острый предмет, или рассчитывают, что инспектор не увидит, и предпочитают объехать пробку, несмотря на то, что делать так правилами дорожного движения запрещено.
За выезд на обочину через сплошную штраф предусмотрен достаточно большой. Именно поэтому, даже если в ближайшей видимости нет патруля ДПС, делать этого не стоит. Могут висеть камеры наблюдения, сзади может появиться машина с видеофиксатором. Однако существуют случаи, при которых такой маневр совершать можно. Наша статья поможет разобраться с этим, четко усвоить, когда можно выезжать на обочину, а когда нет, при каких обстоятельствах можно избежать штрафа.
Какой штраф в 2021 году?
Итак, за сам факт пересечения сплошной линии есть 2 наказания. И они различаются только суммами штрафов:
- если вы объехали стоящую машину через сплошную, которая разделяет встречное направление от вашего попутного, то сумма штрафа будет от 1 до 1,5 тысяч рублей по части 3 статьи 12.15 КоАП, то же самое по закону должно быть при пересечении двойной сплошной (она будет разделять встречные потоки на дороге, где 4 полосы или более),
- если же сплошная разделяет попутные полосы, то размер финансовой санкции ограничивается 500 рублями или даже предупреждением (в очень редких случаях) по части 1 статьи 12.16 Кодекса.
О сплошной: что говорит закон
Сплошная линия с правой стороны дорожного полотна является ограничением обочины – части самой дороги, расположенной на одном уровне с дорогой, но отличающейся назначением и типом покрытия. Оно чаще всего выполнено из гравия или иного материала, не поддающегося проседанию и вымыванию.
Предназначение обочины (участка, отделенного разметкой от основного полотна) описано в пунктах ПДД:
- 12.1 – остановка и стоянка;
- 8.8 – место для разворота, если его невозможно осуществить без заезда на обочину;
- 4.1 – участок для движения пешеходов при отсутствии пешеходной дорожки;
- 24.2 – для движения велосипедов и мопедов, если это не создает помех и опасных ситуаций для пешеходов (на узких дорогах при отсутствии возможности езды у правого края пути).
Судя по всему, времена, когда на российских дорогах совсем не было разметки, уходят в прошлое. В последние годы разметка появляется не только на магистралях, но даже и на сельских дорогах. Того требует обновленный ГОСТ. Кроме того, если разметка стирается, она своевременно должна появиться на дороге снова. За обновлением разделительных линий дорожники должны следить внимательно.
Вместе с линиями на дороге появляются и штрафы за их неправильное пересечение, так как наши водители не привыкли видеть разметку на асфальте — они частенько просто игнорируют. Некоторые, видя сплошную линию, обозначающую край дороги, думают, что запрет на пересечение сплошной распространяется и на её тоже. Но так ли это?
В чём отличие одной сплошной от двойной сплошной
Если вы видите одну сплошную, значит, движетесь по дороге, где предусмотрены исключительно две полосы движения — в одну и другую сторону, как несложно догадаться.
Если на дороге двойная сплошная, значит, вы едите по трассе, где как минимум четыре полосы (а их может быть и больше). В данном случае есть как минимум две встречных полосы.
Теперь что касаемо наказания за пересечение сплошных. Есть ли в данном случае разница? Тут все зависит от того, какое именно нарушение совершил водитель. Если управляющий транспортным средством пересекает сплошную, он лишается водительских прав без исключений. Права забирают на срок от 4 месяцев до полугода.
Однако, если водитель поворачивает налево, разворачивается, из-за чего пересечение разметок в любом случае происходит, управляющий ТС отделается только штрафом — сумма не самая серьезная.
Если мы говорим о широкой дороге с несколькими полосами, где в одном направлении есть 2 линии, могут ли водители перестраиваться с одной на другую? Это легко понять также по разметке. Когда водитель видит одинарную сплошную линию, значит, есть запрет на перестраивание.
Штраф за пересечение сплошной линии 1.1 предусмотрен текущим законодательством и актуальными правилами дорожного движения, на нынешний 2019-й год он составляет от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, но фактически чаще всего приходит заказное письмо с подтверждением получения со вложенной платежкой на 500 рублей, так как в суде факт пересечения линии легко оспаривается и поясняется, поскольку камеры ГИБДД имеют ограниченный радиус охвата и могут не запечатлеть препятствие или другие нюансы, возникшие на дороге.
Но, зачастую, особенно в сельской местности, где народ обычно менее грамотный, на что и надеются сотрудники ГИБДД — часты случаи, когда предлагается откупиться денежным вознаграждением на месте в размере 5 000 рублей. Немаленькие деньги просто за выезд за сплошную, поэтому не нарушайте!
Объезд или обгон – как не лишиться прав
Лишение прав можно получить только за обгон с выездом через сплошную. Во всех других случаях пересечения линии запрета между полосами, водитель может отделаться штрафом.
Обратите внимание! Пересечь сплошную без наказания невозможно. Выбор здесь стоит между денежным взысканием и лишением водительского удостоверения.
Сохранить права можно одним способом – ни при каких условиях не обгонять, пересекая сплошную линию разметки. Водитель не имеет права выезжать на встречную полосу там, где правила запрещают это делать. Оправданием не послужит и малая скорость движущегося впереди ТС. Правила предписывают автолюбителю ехать сзади до начала прерывистой разметки.
Не забывайте при этом проявлять терпение. С января 2021 года правительство планирует ввести статью 21.30 в Административный кодекс, которая предусматривает штраф в 5000 рублей за опасное вождение. Что именно считать «опасным вождением» пока не озвучено. Можно предположить, что нетерпеливый водитель, притершийся к заднему бамперу тихохода, будет признан опасным.
Планируется, что будет введена также статья, по которой водителя будут лишать прав на 1-1,5 года за три грубых нарушения подряд.
Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной
Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.
Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.
Нарушение |
Статья КоАП РФ и наказание |
Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!) |
ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15) |
ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб |
Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 |
ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры |
Поворот налево или разворот через две сплошные |
ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб |
Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной |
ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб |
Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии |
ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб |
Ситуации, когда можно пересечь сплошную линию
Как уже было отмечено выше, штраф за пересечение сплошной назначается не во всех случаях. Можно обозначить несколько ситуаций, когда у водителя есть все шансы его избежать:
- на дороге установлены временные знаки, позволяющие произвести выезд на полосу для встречного движения (например, их устанавливают при проведении дорожных работ),
- линия разметки стерлась и едва различима на дорожном полотне (судебная практика показывает, что в подобной ситуации суд чаще принимает сторону водителя),
- пересечение сплошной произошло в экстренной ситуации (например, в целях ухода от аварии, наезда на человека и т.д.). Согласно ст. 2.7 КоАП РФ подобные случаи квалифицируются, как крайняя необходимость.
Почему опасно выезжать на обочину?
Штраф является наименее неприятным последствием, которое может быть. Как уже говорилось, существует риск лишиться права управления транспортным средством до 6 месяцев. Кроме этого, не стоит забывать о других участниках дорожного движения, которые могут находиться в этот момент на обочине и которых вы можете не заметить, спровоцировав таким образом ДТП с летальным исходом.
Даже если на обочине никого нет, она может представлять опасность для вашего автомобиля. Во-первых, грунт данного участка дороги не приспособлен для движения по нему, на нем могут лежать острые предметы, разнообразный мусор, находиться глубокие выбоины, наполненные водой, могут попадаться пятна масла и иные неприятные вещи. Кроме этого, не каждый автомобиль имеет хорошее сцепление с подобным типом дорожного покрытия: велик риск потерять управление и вылететь с дороги вообще. Особенно это опасно на трассе, где дорога может находиться на возвышении относительно окружающего ее ландшафта. В этом случае велик риск не только разбить машину, но и получить телесные повреждения или погибнуть.
Прерывистая линия разметки
Как уже было оговорено ранее, горизонтальная разметка 1.11 состоит из двух линий одновременно – сплошной и прерывистой. Особенности и назначение первой уже были рассмотрены выше, поэтому необходимо подробнее остановится на последней. Дорожная разметка 1.2.2 означает, что в месте ее нахождения разрешено выезжать из своей полосы, то есть пересекать ее. Через эту линию разрешено обгонять и поворачивать. Ее можно пересекать без страха быть оштрафованным. Кстати, такая линия, в отличие от двух других (двойной и сплошной), гораздо реже бывает желтого цвета, который означает временную разметку, так как в основном временная разметка носит запретительный, а не разрешительный характер. В составе разметки 1.11 прерывистая линия выполняет те же функции. В целом этот вид разметки можно представить как двойную сплошную с участком, где с одной стороны сплошная переходит в прерывистую. То есть в этом месте ее можно при необходимости пересекать.
Как известно, из любого правила бывают исключения. Данный случай это подтверждает. Есть определенная категория транспортных средств, которая в силу обстоятельств может игнорировать предписания дорожных знаков и разметки. В данном случае разметка, а именно прерывистая и сплошная линии, не будут являться обязательными для водителя. Как, наверное, можно догадаться речь идет об автомобилях со спецсигналами, а именно со включенными проблесковым маячком и сиреной. И только в таком случае. Это логично, потому что, как правило, это автомобили экстренных служб – кареты скорой помощи, пожарные автомобили, машины правоохранительных органов, которые спешат на вызов.
Есть и другая категория автомобилистов, которые могут нарушать установленную разметку. Но это не постоянная категория, все зависит от определенных обстоятельств. В данном случае имеется в виду такое понятие, как крайняя необходимость. В административном праве это означает, что разрешено нарушить какой-либо закон или правило, но только в том случае, если возможные последствия бездействия, то есть ненарушения этого закона, повлекут за собой более тяжкие последствия, чем нарушение.
Например, водитель нарушал разметку, спеша отвезти больного в больницу, когда тому требовалась срочная медицинская помощь. В данном случае это признается нарушением, но ответственности нарушитель не понесет. Однако это очень тонкая материя, и такие решения принимает только суд. А суд не всегда, исходя из обстоятельств дела, может признать то или иное деяние действиями в условиях крайней необходимости, поэтому не стоит этим злоупотреблять.
Тем не менее, если действительно случилась неотложная ситуация и крайняя необходимость нарушить правила имеет место, можно нарушить предписания дорожной разметки, но в любом случае делать это надо очень аккуратно и только тогда, когда риск совершить ДТП минимален либо отсутствует. Стоит помнить, что в любой момент на дороге может случиться внезапное изменение ситуации, к которому водитель может быть не готов. Тем более если в этот момент он нарушает правила дорожного движения.
Виды пересечения сплошной разметки
Для определения наказания за пересечение сплошной необходимо учитывать классификацию разметки. Согласно государственным стандартам, линии подразделяются на:
- горизонтально расположенные (обозначаются индексом 1);
- вертикальные (2).
Вторая цифра маркировки обозначает номер, третья – вид. Из сплошных линий разметки выделяются:
- одинарные (1.1) – разделяющие зоны встречного направления транспорта;
- аналогичные 1.1, но большие по ширине (1.2.1) – наносимые по краю дорожного полотна;
- сдвоенные (1.3) – разделяющие проезжую часть на попутные потоки (по 2 и более с каждой стороны);
- одинарные желтые (1.4) – обозначение мест с запрещенной стоянкой;
- сплошную, сопровождаемую прерывистой линией (1.11) – разрешает пересечение со стороны штриховой;
- одинарную поперечную (1.12) – в месте обязательной остановки ТС перед светофором или знаком STOP.
Виды пересечений непрерывных разметочных линий положениями автодорожного законодательства не классифицируются, но выделяются определенные обстоятельства, при которых тип линии устанавливает приоритетность проезда.
Допускается ли пересекать сплошную линию разметки оранжевого цвета
Однако не каждое правонарушение карается лишением, и водитель должен знать свои права. Можно ли пересекать сплошную линию разметки при объезде препятствия? Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов. Обозначает участки, где запрещается ставить транспорт на стоянку. Остановка при этом разрешается. 1.11 Сплошная линия в сочетании с прерывистой. Применяется для указания границ полос дороги. Перестроение в таком случае возможно только со стороны штрихов. Переезжать данную разметку можно только в случае, если водитель завершает обгон или объезд. 1.12 Стоп-линия. Располагается на проезжей части поперёк полосы. Перед этой разметкой водитель должен остановиться при соответствующем сигнале светофора, регулировщика, либо при наличии знака 2.5. 1.13 Ряд треугольников, нанесённых перпендикулярно движению. В этом месте водитель уступает другим дорогу другим транспортным средствам, вплоть до полной остановки. 1.14.1 Прямоугольные полосы, расположенные по всей ширине дороги («зебра»). Обозначают место, отведённое для пешеходного перехода.
Рекомендуем прочесть: Льготы семьям военнослужащих по контракту
Езда без тех. осмотра Управление ТС, не прошедшим государственного технического осмотра. Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоя щей главы также иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.Поворот налево через сплошную линию разметки Рассмотрим штрафы за поворот налево через сплошную линию разметки . Правила объезда. объезд препятствия через сплошную линию разметки.
Можно ли пересекать сплошную? Зачем она была придумана?
Важно сразу оговориться, что нет однозначного ответа по поводу того, можно ли пересекать сплошную, так как это зависит от сложившейся дорожной ситуации, так как есть пункты правил, которые разрешают пересечь линию, о них будет рассказано ниже. Данная линия была разработана и введена в действие исключительно потому, что это самое удобное на сегодняшний день средство визуального характера для регулирования и контроля движения транспортных средств. Многие водители отмечают, что по размеченным дорогам ездить намного проще, «не нужно догадываться», как размечены полосы, возникает меньше аварийных ситуаций. Это не исключает того, что можно встретить места, где вовсе нет никаких линий на дорожном полотне (речь идет о сельских дорогах, ПГТ, небольших населенных пунктах в отдаленных регионах, о строящихся или заброшенных дорогах и др.). По поводу этого даны подробные инструкции в ПДД и план действий на этот счет имеется (движение по дорогам, не имеющим разметки).