Валютное регулирование в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное регулирование в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ.

Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173-ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-Ф3 содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-Ф3 ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
в) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты РФ

Резидентами называются:

  1. Физические лица, которые являются гражданами Российской Федерации, кроме тех граждан России, которые постоянно проживают в другом государстве не меньше, чем один год, в том числе обладающие выданным уполномоченным госорганом определенного иностранного государства видом на жительство, или же на временной основе пребывающих в иностранном государстве сроком не меньше, чем один год на основании рабочей визы или же учебной визы, имеющей срок действия не меньше, чем один год, либо же на совокупности подобных виз с общим сроком действия не меньшим, нежели один год.
  2. На постоянной основе проживающие в РФ на основании вида на жительство, который предусмотрен актуальным законодательством России, иностранные граждане, а также лица, не имеющие гражданства.
  3. Юридические лица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  4. Находящиеся не на территории России филиалы, представительства и прочие подразделения резидентов – юрлиц, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством России.
  5. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, а также прочие официальные представительства России, которые расположены не на территории РФ, постоянные представительства РФ при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  6. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, выступающие в отношениях, которые регулируются Законом о валютном регулировании, а также принятыми в точном соответствии с ним прочими ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.

Нерезидентами называют:

  1. Физические лица, которые не являются резидентами.
  2. Юрлица, которые созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также расположенные не на территории РФ.
  3. Организации, которые не являются юрлицами, но созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных государств, а также располагающиеся не на территории России.
  4. Аккредитованные на территории России дипломатические представительства, а также консульские учреждения зарубежных стран, постоянные представительства данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  5. Межгосударственные, а также межправительственные организации, имеющиеся у них филиалы, постоянные представительства в России.
  6. Расположенные в пределах России филиалы, постоянные представительства, а также прочие обособленные либо же самостоятельные структурные подразделения юрлиц-нерезидентов, которые были созданы в точном соответствии с актуальным законодательством зарубежных стран, располагающихся вне пределов Российской Федерации, а также аккредитованных в РФ представительств (дипломатических), консульских учреждений зарубежных стран, а также постоянных представительств данных стран при межгосударственных либо же межправительственных организациях.
  7. Прочие индивиды, которые не перечислены в Законе о валютном регулировании в виде резидентов.
Замечание 4

Таким образом, список субъектов, которые выступают в статусе нерезидентов в валютных правоотношениях, полностью открыт, то есть статусом нерезидента имеют право обладать абсолютно все индивиды, которые не считаются резидентами.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке дома

Резиденты, а также нерезиденты имеют конкретные права и обязанности.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ валютные операции, имеют прямое право на:

  1. Ознакомление с актами проведенных проверок, которые были осуществлены органами, а также агентами валютного контроля.
  2. Обжалование решения, а также действия либо бездействия органов и агентов осуществления валютного контроля, их должностных лиц в том порядке, который указывает актуальное российское законодательство.
  3. Возмещение фактического ущерба строго в установленном законодательством порядке, если данный ущерб был причинен неправомерными действиями (либо же бездействием) со стороны органов, а также агентов, осуществляющих валютный контроль, и их должностных лиц.

Резиденты, а также нерезиденты, которые осуществляют в РФ операции валютного характера, должны:

  1. В обязательном порядке предоставлять органам, а также агентам, осуществляющим валютный контроль, документацию и данные в тех случаях, которые указаны в соответствующем Законе.
  2. Обязательно вести в строго установленном порядке учет, а также заниматься составлением отчетности касательно проводимых ими валютных операций, тем самым обеспечивая сохранность определенной документации, а также данных на протяжении не меньше, чем трех лет с момента совершения конкретной валютной операции, но никак не раньше, чем наступит срок исполнения договора.
  3. Строго выполнять предписания органов, осуществляющих валютный контроль, об устранении выявленных ранее нарушений актов валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования.

Согласно Закону о валютном регулировании органами валютного регулирования в России считаются непосредственно Центробанк, а также Правительство РФ.

Замечание 5

Для того чтобы реализовать функции, прописанные в Законе, Центробанк и Правительство строго в пределах собственной компетенции издают акты органов валютного регулирования, которые одинаковы как для резидентов, так и для нерезидентов.

В том случае, если порядок проведения операций валютного характера, а также порядок использования счетов (в том числе установление требования касательно использования особого счета) официально не установлены органами, занимающимися валютным регулированием согласно Закону о валютном регулировании, валютные операции осуществляются, открываются счета, и, при этом, операции по счетам проводятся без каких бы то ни было ограничений. При установлении определенных требований касательно использования особого счета органы, которые занимаются валютным регулированием, не могут вводить ограничения, которые не предусмотрены соответствующим Законом.

Центробанк России определяет единые формы учета, а также отчетности по валютным операциям, точный порядок, а также сроки их представления, он подготавливает и публикует статистические данные по валютным операциям.

Центробанк России, правительство России, а также особые уполномоченные на это Правительством России федеральные органы исполнительной власти проводят абсолютно все без исключений виды валютных операций, которые подпадают под регулировку Законом.

Замечание 6

Кроме валютного регулирования российское законодательство предусматривает также валютный контроль.

Валютным контролем называют контроль государства над соблюдением резидентами, а также лицами, не являющимися резидентами, официальных норм валютного законодательства. Валютный контроль может осуществляться по таким направлениям, как:

  1. Определение точного порядка, а также форм учета, отчетности, всех документов по валютным операциям лиц, являющихся и не являющихся резидентами РФ, проверка точности, полноты и, конечно, объективности учета и отчетности касательно валютных операций, а также рублевых операций лиц, не являющихся российскими резидентами.
  2. Полный надзор за точным соответствием проводимых лицами, являющимися и не являющимися резидентами, валютных операций актуальному законодательству РФ, а также наличием нужных для этой процедуры разрешений и лицензий.
  3. Контроль над совершением экспортных и импортных операций.
  4. Контроль над всеми валютными операциями, которые были связаны с переводами зарубежной валюты из РФ по контрактам, имеющим определенные признаки фиктивности.
  5. Проверка точного выполнения резидентами обязательств в зарубежной валюте перед государством, обязательств касательно продажи экспортной выручки строго на внутреннем рынке.
  6. Определение точных полномочий, а также функций органов и агентов, осуществляющих валютный контроль.

В России валютный контроль осуществляется строго Правительством страны, а также органами и агентами, специализирующимися на валютном контроле, в точном соответствии с актуальным Законом о валютном регулировании, а также прочими ФЗ.

Органами валютного контроля в РФ, помимо этого, считаются еще и Центробанк России и федеральный орган (либо же федеральные органы) исполнительной власти, который уполномочен (либо же уполномочены) самим Правительством.

Агентами валютного контроля считаются уполномоченные на то банки, которые подотчетны Центробанку, государственная корпорация под названием «Банк развития внешнеэкономической деятельности (или Внешэкономбанк)» и, помимо этого, не причисленные к уполномоченным банкам профессиональные участники рынка ценных бумаг, например, держатели реестра (или регистраторы), которые подотчетны строго федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, налоговые и таможенные органы.

Контроль над проведением валютных операций лицами, являющимися либо не являющимися резидентами, не причисленными к кредитным организациям, осуществляют строго в пределах собственной компетентности федеральные органы исполнительной власти, которые, в свою очередь, причислены к органам и агентам, осуществляющим валютный контроль.

Замечание 7

Правительство страны обеспечивает грамотную координацию деятельности в сфере валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, которые, при этом, являются органами и агентами, осуществляющими валютный контроль, а также их непосредственное взаимодействие с Центробанком.

Правительство страны также обеспечивает грамотное взаимодействие не причисленных к уполномоченным банкам профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также налоговых и таможенных органов как непосредственных агентов валютного контроля Центробанка РФ.

Центробанк РФ осуществляет прямое взаимодействие с прочими органами валютного контроля, он осуществляет грамотную координацию прямого взаимодействия банков, причисленных к уполномоченным, в качестве агентов валютного контроля, и органов валютного контроля с иными агентами, осуществляющими валютный контроль, во время обмена данными в соответствии с актуальным законодательством России.

Уполномоченные банки в качестве агентов валютного контроля передают напрямую таможенным и налоговым органам для непосредственного выполнения ими положенных функций агентов, осуществляющих валютный контроль, данные в том размере и порядке, который был установлен самим Центробанком.

Валютный контроль осуществляется в следующих базовых формах:

  1. С помощью документарного присмотра, который основан на точном анализе бухгалтерской, статистической, а также финансовой отчетности.
  2. С помощью проведения проверок инспекционного характера.
  3. С помощью использования неких мер воздействия в ситуации, когда нарушается валютное законодательство.

Методы валютного регулирования

Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:

  • управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
  • валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
  • защита национальной экономики и валюты;
  • введение ограничений по операциям с валютой;
  • девальвация и ревальвация;
  • управление золотовалютными резервами;
  • реализация и приобретение золота;
  • внесение изменений в режим обратимости валюты;
  • диверсификации резервов валюты;
  • регулирование баланса.

Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:

  • импортных и экспортных;
  • ценных бумаг;
  • по обмену валютных ценностей;
  • реализация доли валютной выручки.

1.1. Механизм функционирования и государственное воздействие на валютные рынки разных стран

Валютный рынок — это особый институциональный механизм, опосредующий систему устойчивых отношений, связанных с осуществлением операций купли-продажи иностранной валюты. На нем совершают операции различные хозяйственные субъекты — банки, торгово-промышленные и финансовые компании, центральные и местные органы власти, международные и региональные организации, частные лица1.
Выход на валютный рынок может преследовать многообразные цели: осуществление международных расчетов, изменение структуры валютных резервов, извлечение спекулятивной прибыли из разницы курсов отдельных валют, защита от валютных и кредитных рисков. Большая часть валютных сделок (до 95%) приходится на межбанковский (оптовый) рынок, представляющий собой сеть телефонной и телексной связи между банками, которые уполномочены вести валютные операции. На валютный рынок выходят также крупные торгово-промышленные компании, имеющие специальные подразделения, которые занимаются торговлей валютой.
На валютном рынке складывается следующая система взаимоотношений: между коммерческими банками и их клиентами в данной стране; между коммерческими банками одной и той же страны; между коммерческими банками различных стран; между коммерческими и центральными эмиссионными банками: между центральными эмиссионными банками. В первой из этих сфер валютного рынка ведется розничная торговля иностранной валютой. Две следующие сферы образуют оптовый, или межбанковский, валютный рынок. Валютные операции между коммерческими и центральными банками осуществляются только в рамках оптового сектора валютного рынка2.
Крупные коммерческие банки, специализирующиеся на торговле иностранной валютой, и отдельные международные торгово-промышленные фирмы имеют в своей организационной структуре валютные отделы, оснащенные ЭВМ, телефонной, телексной и электронной видеосвязью, соединяющей их с другими банками и финансовыми центрами мира. В валютных отделах международных банков работают дилеры (специалисты по купле-продаже валют), экономисты-аналитики (прогнозируют движение валютных курсов, разрабатывают модели оценки валютного риска и стоимости различных способов защиты от него), менеджеры (разрабатывают валютную политику корпораций и осуществляют ее). Дилеры различных банков общаются между собой через брокеров. Когда дилер какого-либо банка хочет купить ту или иную валюту, он звонит брокеру, дает ему поручение, говорит цену, которую он готов платить. Брокер затем входит в контакт с возможным продавцом валюты (дилером другого банка), узнает и его цену. В случае если цена обоих контрагентов совпадает, брокер сообщает продавцу, что сумма продана, и открывает ему имя покупателя. Потом он звонит покупателю, извещая его, что нужная сумма валюты куплена. На валютном рынке совершаются операции с немедленной поставкой валюты («спот»), форвардные (срочные) сделки; операции, связанные с хеджированием (например, своп»); валютный арбитраж — одновременная покупка и продажа одной валюты против другой с целью извлечения спекулятивной прибыли в связи с существующей в момент заключения сделки разницы в курсах валют на разных валютных рынках, а также другие валютные операции. Наряду с мировым валютным рынком в современных условиях сложился и действует еврорынок, на котором осуществляются операции с евровалютой.
Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Операции по обмену валют существовали с незапамятных времен в форме меняльного дела в древнем мире и средние века. Однако валютные рынки в современном понимании сложились в XIX в. Этому способствовали следующие предпосылки3:

    развитие регулярных международных экономических связей;
    создание мировой валютной системы, возлагающей на страны-участницы определенные обязательства в отношении их национальных валютных систем;
    широкое распространение кредитных средств международных расчетов;
    усиление концентрации и централизации банковского капитала, развитие корреспондентских отношений между банками разных стран, распространение практики ведения текущих корреспондентских счетов в иностранной валюте;
    совершенствование средств связи — телеграфа, телефона, телекса, позволивших упростить контакты между валютными рынками и снизить степень кредитного и валютного рисков;
    развитие информационных технологий, скоростная передача сообщений о курсах валют, банках, состоянии их корреспондентских счетов, тенденциях в экономике и политике.
Читайте также:  Почему при неподтвержденном экспорте неверно начисляется налог на прибыль в 1С?

По мере развития национальных рынков и их взаимных связей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Современные валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями:
1. Усилилась интернационализация валютных рынков на базе интернационализации хозяйственных связей, широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним.
2. Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света.
3. Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков.
4. Широкое развитие валютных операций с цялью страхования валютных и кредитных рисков. При этом ранее практиковавшиеся валютные операции, отражавшиеся в банковских балансах, заменяются срочными и другими валютными сделками, которые учитываются на внебалансовых статьях.
5. Спекулятивные и арбитражные операции намного превосходят валютные операции, связанные с коммерческими сделками; число их участников резко возросло и включает не только банки и ТНК, но и другие юридические и даже физические лица.
6. Нестабильность курсов валют, курс которых подобно своеобразному биржевому товару имеет зачастую свои тенденции, не зависящие от фундаментальных экономических факторов4.
С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают:

    своевременное осуществление международных расчетов;
    страхование валютных и кредитных рисков; взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;
    диверсификацию валютных резервов банков, предприятий, государства;
    регулирование валютных курсов (рыночное и государственное);
    получение спекулятивной прибыли их участниками в виде разницы курсов валют;
    проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики, а в последнее время — как составная часть согласованной макроэкономической политики в рамках группы стран («семерка», ОЭСР, ЕС).

Государственное воздействие на валютные отношения, т.е. защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения валютами иностранных государств, как уже отмечалось выше направлено на сохранение оптимального курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
Будучи по своей природе национальным институтом, валютные ограничения в рамках МВФ получили гарантию экстерриториальности (ст. VIII разд. 2(b) Статей соглашения МВФ 1944 г.), распространяющуюся и на ограничения, установленные российским законодательством.
Следует особо выделить, что валютные ограничения в настоящее время продолжают широко применяться во всем мире.
Из числа наиболее распространенных валютных ограничений выделяются следующие:

    специальные положения о валютных операциях банков (160 стран);
    контроль за прямыми инвестициями нерезидентов (149 стран);
    контроль за приобретением недвижимости резидентами за рубежом и/или нерезидентами на территории страны (137 стран);
    контроль за операциями резидентов со средне- и долгосрочными ценными бумагами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (128 стран);
    контроль за финансовыми кредитами в иностранной валюте (112 стран);
    контроль за операциями резидентов с краткосрочными ценными бумагами и платежными документами в иностранной валюте и/или за операциями нерезидентов с внутренними ценными бумагами (107 стран);
    контроль за коммерческими кредитами в отношении нерезидентов (104 страны);
    обязательная репатриация экспортной валютной выручки (101 страна);
    обязательная продажа экспортной валютной выручки (79 стран).

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В конце 2014 года рубль неоднократно выходил на торги с валютными интервенциями, благодаря чему он отыгрывал несколько пунктов. При этом, естественно, сокращался размер золотовалютных резервов. Также Банк России несколько раз повышал ключевую ставку, однако последние ее изменения вовсе не принесли успеха, и рубль продолжал стремительное падение. [6] В январе 2015 года рубль показал нестабильный рост, цена нефти достигла нижнего пика в отметке 48 долларов за баррель. (рис.

Читайте также:  Почетный донор России: льготы и выплаты в 2022 году

3) В апреле 2016 года ситуация изменилась в обратную сторону – рубль начал свое снижение, в то время как нефть возрастает в цене. Курс доллара в феврале 2016 года начал свой отсчет с отметки 76, 3264 рублей за доллар США и закончил на отметке 75, 0903 рубля за доллар. Падение курса доллара по отношению к российскому рублю в феврале 2016 года составило около 1, 6%.

Пик курса доллара пришелся на 13 февраля, когда ЦБ РФ установил курс 79, 4951 рублей за доллар США. Минимальным курс доллара в феврале 2015 года был 27 числа — 75, 0903 рублей за доллар США. [1] Центробанк России предлагает следующие мероприятия по укреплению национальной валюты: приостановление добычи нефти странами-экспортерами; увеличение цен на «черное золото»; стабилизация отношений с мировым сообществом; улучшения инвестиционного климата страны; снижения расходов на проведения военных операций в Сирии; постепенная или полная отмена санкций. [6] С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разных курсов валют. [5, с. 201]

Валютное регулирование в РФ: нормы и запреты

Законодательство направлено не только на максимальный уровень контроля проведения валютных операций, но и на открытость и простоту осуществления базовых платежных транзакций. И в федеральном законе указано, что не во всех случаях органы мониторинга имеют право осуществлять контроль за теми или иными операциями.

Осуществляется валютный контроль в РФ только в следующих случаях:

  • Если осуществляется сделка через банковский счет в иностранной валюте с иностранным контрагентом (нерезидентом);
  • Если осуществляются сделки с ценными бумагами (в большинстве случаев номинал ценных бумаг выражен в иностранной валюте, что попадает под нормы закона №173-ФЗ);
  • Если операции проводятся между резидентами страны и ее нерезидентами (например, сделки с иностранными компаниями или с иностранными гражданами).

Участниками контроля выступают не только представители финансовых институтов и государственных органов, но и банки. Каждая компания имеет счет в банковском учреждении и при проведении валютных операций осуществляется контроль со стороны эмитента над законностью и правильностью проведения транзакции.

Здесь стоит выделить момент, когда участник финансовых рынков (инвестор или трейдер) сталкивается с требованием проходить многоуровневую верификацию личности, а иногда и вовсе подписывать договор с финансовой компанией. Это необходимая процедура, которая основана на законодательных актах. Лишь некоторые брокеры и компании инвестирования в Форекс, которые работают без выхода на межбанковский валютный рынок, могут не идентифицировать клиента. Но в валютных операциях это является нарушением.

Приведем несколько примеров того, как предупреждаются валютные риски выполняется и валютный контроль в тех или иных секторах экономики. Например, если вы совершаете крупную покупку за валюту, то банк может потребовать ряд документов. В частности, таможенную декларацию, личные документы исполнителей сделки, доверенности, счет-фактуру. Таков международный порядок и при покупке/продаже автомобилей из-за границы, и при покупке недвижимости вне границ страны, и при совершении иных сделок купли\продажи с валютными операциями. Если вы решаете торговать на рынке Форекс через брокера, то в таком случае мониторинг не касается клиента лично. Вся ответственность ложится на банк-эмитент.

II. Регуляторы валютного рынка

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не упорядочивает все валютные правоотношения напрямую: часть регулирующих функций передана Центральному банку и Правительству РФ. Есть несколько запретов, которые установлены законом и ограничивают их возможности.

———————————

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

Указанным регуляторам запрещается требовать от участников рынка:

— получения индивидуального разрешения;

— предварительной регистрации.

Неудивительно, что Банк России регулирует правоотношения на валютном рынке, т.к. именно он стоит во главе денежной системы страны, оказывает непосредственное влияние на обращение наличных денег, устанавливает курсы иностранных валют по отношению к рублю, организует наличные и безналичные расчеты в стране, а также организует работу национальной платежной системы.

ЦБ РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

IV. «Продавцы» и «покупатели» на валютном рынке

Мы используем понятия «продавец» и «покупатель» условно, в законе они называются по-другому: резиденты и нерезиденты. Роль продавца и покупателя может выполнять и тот, и другой, а валютная операция не всегда юридически представляет собой куплю-продажу, это может быть ввоз или вывоз денег, денежный перевод, но о самих валютных операциях чуть позже.

Сначала разберемся, кто такие резиденты и нерезиденты.

Резидент буквально означает тот, кто постоянно находится в стране. Вот почему в категорию резидентов попадают:

— граждане России, постоянно проживающие в России;

— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;

— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;

— официальные представительства РФ за границей и постоянные представительства России при межгосударственных или межправительственных организациях;

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их подразделения за границей.

Нерезидентом, соответственно, считается тот, кто не находится постоянно в стране. К этой категории законом отнесены:

— граждане России, постоянно проживающие за рубежом год и более;

— дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ, постоянные представительства этих государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

— сами межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;

— юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ;

— организации — не юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ.

Основные направления валютного регулирования в России:

  • развитие национального валютного рынка;
  • регламентация режима валютного курса;
  • определение сферы применения иностранной валюты в стране;
  • регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
  • определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • определение полномочий и функций органов валютного регулирования.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *