ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как получить компенсацию от страховой
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как получить компенсацию от страховой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
б) данные обо всех транспортных средствах;
в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
г) описание повреждений.
Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
— дате ДТП;
— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
ГИБДД уверяет, что все в порядке
Руководство ГИБДД уверяет, что шумиха вокруг изменений напрасна: все данные о ДТП содержатся в других документах, которые оформляются при аварии: протоколе об административно-правовом нарушении, протоколе об осмотре места ДТП, схеме ДТП. К сожалению, это не совсем так: в силу своей занятости инспекторы не заполняют протоколы подробно, поэтому страховщикам мало информации.
Что было в справке | Где теперь искать эту информацию |
дата, время, место ДТП; | информация об автомобилях, наличии повреждений, обстоятельствах аварии содержится в протоколе осмотра места происшествия; |
данные об участниках аварии; | данные о потерпевшем и виновнике аварии, а также о пострадавших — в протоколе об административном правонарушении; |
освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; | решение ГИБДД о том, кто виноват в ДТП и по какой статье, какое правило было нарушено и какое наказание должен нести виновный — в постановлении об административном правонарушении. |
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.
При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.
Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Госавтоинспекция разъясняет информацию о прекращении выдачи сотрудниками полиции справок о ДТП
20 октября 2017 года вступил в силу приказ МВД России от 23 сентября 2017 года № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Нормативный акт разработан взамен действовавшего административного регламента, утвержденного в 2009 году.
Из нового регламента исключены положения, предусматривающие при оформлении дорожно-транспортного происшествия выдачу сотрудниками полиции справки о ДТП его участникам. При оформлении ДТП полицейские составляют исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. Это, в частности, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении. В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).
Таким образом, отдельная справка о ДТП выдаваться не будет. В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию, обязаны заполнить бланки извещений о ДТП, выданные страховщиками, независимо от оформления документов сотрудниками полиции. В указанных бланках содержатся все необходимые страховщикам сведения, в том числе о ДТП, его участниках, транспортных средствах и перечне видимых повреждений.
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
б) данные обо всех транспортных средствах;
в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
г) описание повреждений.
Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.
Если справка о ДТП отменена, то как страховая узнает о повреждениях?
Но не нужно думать, что вместе с отменой документа упразднилась и возможность страховой компании узнать о повреждениях и других обстоятельствах ДТП. Да, среди обязательных бумаг остаются постановление или определение, данные полиса ОСАГО потерпевшего и виновника, а также извещение об аварии. Как раз в последнем указываются все основные данные о произошедшем ДТП. Однако, минус для страховщика в том, что заполняется извещение самими участниками, и корректность никто не проверяет.
Тем не менее, ГИБДД сейчас пишут все сведения о ДТП, просто делают это не в справке, а в любых других необходимых в перечне закона Об ОСАГО бумагах. Чаще всего такие сведения указываются в копии постановления на виновника (в том числе на распечатанном в терминале либо на обратной стороне рукописного образца постановления).
В частности, описанный выше порядок замены справки иными документами разъяснён и полицией тоже:
В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).
Таким образом, если формально всё поменялось – вы можете обратиться в страховую после ДТП без справки ГИБДД, то сама суть осталась та же: подробная информация и обстоятельства происшествия поступают в страховую от ГИБДД. Кроме того, никто не отменял возможность запрашивать страховщиками информацию из ГАИ и обязанность предоставлять её по такому запросу от сотрудников Госавтоинспекции. А ещё многое можно понять из схемы ДТП.
Ошибки в документе подтверждающем ДТП
К сожалению, далеко не всегда автоинспекторы внимательно и ответственно подходят к оформлению справки о ДТП. Однако их спешка или рассеянность может стоить вам страховки. В отличие от сотрудников ГИБДД, сотрудники страховых компаний дотошны в работе с полученными документами и суровы при наличии малейших неточностей.
Но чаще всего ошибки либо неточности можно исправить, обратившись к тому же сотруднику ГИБДД, который оформлял справку. Как правило, с исправлением не возникает проблем.
Однако такие документы не всегда правомерны, поскольку законно вносить правки только во время составления справки о дорожно-транспортном происшествии. Вносить же правки после получения на руки можно в случае, если были допущены описки или опечатки. Однако на практике зачастую правки касаются другой информации, например, описания повреждений. Несмотря на это, бумаги с исправлениями часто принимаются и страховыми компаниями, и судами.
Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП
В связи с тем, что получение справки о ДТП для страховой не представляется возможным, аварийные комиссары и сотрудники РСА рекомендуют приступать к оформлению извещения самостоятельно. Заполнять бланк для страховой необходимо при каждом столкновении. При этом все блоки официальной бумаги должны быть заполнены.
При заполнении блоков официального бланка требуется проявить внимательность и осторожность. Сведения должны быть внесены после того, как участники ДТП пришли к обоюдному согласию по каждому пункту документа. Стороны должны прийти к согласию, так как извещение подписывается каждым гражданином, попавшим в аварию.
Если в автомобильном происшествии участвовало больше 2 машин, то потребуется формирование нескольких извещений для страховой. Их количество должно соответствовать числу столкновений автомобилей. На оборотной стороне бланка потребуется указать общее количество граждан, участвовавших в ДТП.
Специалисты советуют внести в извещение для страховой как можно больше информации об автомобильном происшествии:
- момент столкновения рекомендуется зафиксировать на фото- и видеоносителях;
- указать информацию обо всех водителях и их транспорте.
Страховая не принимает документы по ОСАГО – что делать?
Нередко страховые хитрят, записывая потерпевших на более позднюю дату и не принимают документы в день обращения. Бороться с такими уловками можно. Но только при наличии доказательств!
Как именно действовать?
Если подаёте пакет бумаг лично – включите видеозапись, фиксируйте свои действия и общение с представителем СК, а также просите выдать вам письменный отказ в приёме документов. Если не выдают – снимайте попытку вручения комплекта бумаг, чтобы иметь доказательства их подачи.
Также можно направить документы почтой или с курьером. Но вначале следует заверить бумаги у нотариуса, оставить себе копии, и только потом отсылать документы страховщику. Отсчёт 20-дневного срока можно вести с даты, когда вам придёт уведомление почты о вручении письма представителям СК. Если, конечно, затем не придёт отказ страховой ввиду недостаточного комплекта документов.
Более подробно о каждом из вариантов вы можете почитать в отдельной статье, где мы описали порядок действий на случай нежелания страховой принимать документы о ДТП.
Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД при наличии пострадавших
Присутствие раненых требует слаженных действий со стороны участников происшествия и прибывших инспекторов ГАИ. Порядок оформления ДТП при наличии пострадавших:
- Приезд оперативно-следственной группы, состоящей из дознавателя, оперативного сотрудника, эксперта.
- Вызов медицинских работников.
- Оказание первой помощи или экстренный перевоз пострадавшего в больницу при критическом состоянии здоровья.
- Осмотр места столкновения.
- Первичный опрос участников и свидетелей.
- Осмотр поврежденных автомобилей.
- Составление протокола, схемы ДТП при двух понятых или самих водителях.
- Фото и видеофиксация аварии.
- Сбор пояснительных записок от участников ДТП.
- Освобождение дороги от поврежденных автотранспортных средств.
- Передача оформленных документов в суд для дальнейшего разбирательства.
Если пострадавшее лицо отправлено в больницу, первичный опрос и написание объяснительной при оформлении ДТП откладывается до момента выздоровления. При плохом самочувствии участник ДТП обязан указать в протоколе о состоянии здоровья.
Заявление о страховой выплате ОСАГО
Документы, подаваемые в страховую компанию, будут включать и заявление о выплате, либо о выдаче направления на ремонт. Закон № 40-ФЗ отдает приоритет именно восстановлению машины через СТО с последующей оплатой заказ-наряда страховщиком. На практике, страховые компании часто соглашаются сразу выплатить деньги, особенно если у них не заключен постоянный договор с автосервисом.
Форма заявления должна соответствовать закону, однако страховые компании могут сами утверждать типовой бланк. Например, свой шаблон заявления есть у вск, СК Согласие, ряда иных страховщиков. В тексте документа отражаются следующие данные:
- регистрационные сведения о страховщика (их можно узнать из полиса ОСАГО);
- сведения о пострадавшем (водителе, пассажире, пешеходе, владельце имущества);
- общие данные о ДТП (дата и место, обстоятельства, соответствующие извещению);
- реквизиты страхового полиса ОСАГО;
- указание на согласие с суммой оценки, проведенной экспертов страховщика (если была проведена независимая экспертиза, нужно указать этот факт);
- личная подпись заявителя, дата оформления документа.
Для начала нужно разобраться с понятиями. ОСАГО — это страхование, за которым обязан обращаться в страховую компанию каждый водитель. При этом страхуют не автомобиль, а гражданскую ответственность того лица, которое сидит за рулем ТС (транспортного средства). Если у вас есть полис, и случилось ДТП, то компания, в которой была приобретена страховка, выплатит за вас деньги пострадавшему.
Если у виновного не оформлено страхование, то страховая компания ущерб не возместит. Даже если у пострадавшего будет полис ОСАГО, ему это не поможет. После ДТП придется собирать документы, проводить экспертизу и обращаться в суд.
По ОСАГО страховая возмещает ущерб только при ДТП. Если на машину кто-то скинет цветочный горшок с балкона или же намеренно разобьет кирпичом стекло, страховая не поможет.
Несколько иная ситуация с КАСКО, которое не относится к обязательным видам страхования. Обычно за приобретением данного полиса водитель обращается в страховую по своей инициативе. Данный вид страховки защищает именно машину. А вот список рисков и их страховое покрытие зависит от выбранной программы. В расширенном КАСКО страховая возмещает ущерб, даже если водитель повредил машину при ДТП по своей вине или по иным обстоятельствам.
«Не та» справка как повод для отказа в выплате по каско
Нередко страховщик отказывает в выплате по каско из-за неправильных, с его точки зрения, действий клиента после страхового случая. Формальное основание – клиент лишил страховую компанию возможности взыскать сумму ущерба с его виновника (т. е. возможности суброгации). Право страховщика на такой отказ в выплате оговорено ст. 965 Гражданского кодекса.
Наиболее распространенные примеры подобных ситуаций:
1. Страхователь обнаружил на своей припаркованной машине повреждения, нанесенные в его отсутствие, вызвал ГИБДД и получил, соответственно, справку о ДТП. Страховщик же считает, что данный ущерб причинен не в результате ДТП, а потому страхователю следовало обращаться в полицию и затем представить другую справку.
2. В аналогичной ситуации страхователь вызвал полицию. На его заявление правоохранительные органы ответили отказом в возбуждении дела, ссылаясь на малозначительность ущерба. (Зачастую сотрудники полиции сами подсказывают или даже просят страхователя признать ущерб незначительным и вносят соответствующую запись в протокол.) В этом случае страховщик не платит, так как клиент сам признал малозначительность ущерба или не обжаловал постановление об отказе в возбуждении дела. Тем самым он позволил органам не заниматься поиском виновника и лишил страховую компанию права на суброгацию.
Как правило, суды в таких спорах встают на сторону клиента. И вот почему.
1. «Не та» справка. Чаще всего полис каско покрывает риск ущерба и от ДТП, и от противоправных действий третьих лиц.
Это значит, что и в том, и в другом случае – вне зависимости от причины убытка – налицо признаки страхового случая и, следовательно, возникновение права клиента требовать страховой выплаты.
Предоставление документа, удовлетворяющего требованиям страховщика, не является обязательным условием для признания случая страховым. Кроме того, «не та» справка не относится к предусмотренным ГК РФ основаниям для отказа в страховой выплате или освобождения страховщика от ответственности.
Можно ли получить документ, если не вызывали ГИБДД
Если сотрудники ДПС не оформляли столкновение, то и справки о нём вам не выдадут. В предусмотренных законом случае (когда нет пострадавших и разногласий у участников по поводу обстоятельств случившегося) вы можете не вызывать ГИБДД, а самостоятельно приехать в ближайшее подразделение, и там вам оформят все документы.
Если попавшие в ДТП водители разъехались без фиксации происшествия, или заполнили Европротокол, но потом решили всё-таки оформить столкновение в ГИБДД, им следует совместно приехать в отделение полиции и оформить аварию там, сделав вид, как будто она только что произошла.
Не стоит хитрить и пытаться получить справку незаконным способом, например, инсценировав аварию со скрывшимся виновником (так иногда поступают автовладельцы, имеющие каско, которые пытаются получить деньги и от оппонента в частном порядке, и по каско, для чего им необходим документ из ГИБДД).
В такой ситуации хитрец не только подставляет второго водителя, клевеща на него о сокрытии (уголовная статья, между прочим), но и попадает под опасность сам лишиться прав за покидание места ДТП, ведь по факту оно имело место.