Антикризисные меры Правительства РФ в сфере закупок продлили на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Антикризисные меры Правительства РФ в сфере закупок продлили на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В наибольшей степени ощутила на себе в 2022 году государственную поддержку малого бизнеса ИТ-сфера. И это неудивительно — в связи с обещаниями уйти с российского рынка зарубежных разработчиков программного обеспечения нашей стране понадобились собственные разработки, чтобы не остаться без современных технологий. Субъектов данной сферы в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 освобождают от уплаты налога на прибыль и проверок вплоть до 2024 года. Им будут предоставлять бесплатные гранты на разработку ПО, проценты по выдаваемым кредитам станут минимальными, озвучены и другие меры.
Новые офсетные контракты
Малый и средний бизнес в России получил больше возможностей доступа к офсетным контрактам регионов и других субъектов. Раньше заключить подобную сделку можно было только в крупных областях, например, Москве или Екатеринбурге. Теперь же сделать это можно практически в любой точке России.
Офсетные контракты подразумевают собой длительный договор, который регулирует создание значимых для региона товаров. Бизнес заключает соглашение непосредственно с государством, что дает свои дополнительные гарантии.
Благодаря такому решению предприниматели смогут не только обезопасить свои производства, но и создавать новые, чтобы выполнить все поставки в нужном объеме. А это, в свою очередь, новые рабочие места и достаточный запас продуктов, которых не хватает в том или ином регионе. Воспользоваться офсетами могут практически любые сферы, в том числе, строительные корпорации и фармацевтические компании.
Чтобы заключить контракты стало проще, снижена и минимальная ставка по ним. Если раньше сумма, на которую заключался договор, составляла один миллиард, то сейчас это сто миллионов рублей. Так, даже средний бизнес сможет воспользоваться мерой поддержки и обеспечить себя работой в долгосрочной перспективе.
Получить юридическую помощь по вопросу, какие будут меры поддержки россиян можно на нашем сайте.
Либерализация госзакупок
1. Общие послабления. По соглашению сторон госконтракта, заключенного до 01.01.2023, допускается изменение его существенных условий, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Для этого нужны согласие заказчика, а также решение Правительства России, высшего исполнительного органа региона или местной администрации16.
До 31.12.2022 Правительство РФ и высшие исполнительные органы регионов имеют право определять дополнительные случаи и порядок закупок неконкурентным способом (ст. 15 Закона № 46‑ФЗ).
Также Правительство РФ должно принять меры по упрощению, консолидации и стимулированию закупок критически важных отечественных разработок в области информационных технологий (подп. «г» п. 1 Указа Президента РФ № 83).
Что такое антикризисное управление предприятием
Антикризисное управление компанией — действия, нацеленные на предотвращение кризисных явлений, снижение их отрицательных последствий и даже использование имеющихся возможностей для поступательного развития организации в условиях кризиса.
Подобные меры всегда рассчитываются на определенный срок, как правило, в пределах 1-2 лет, с четким определением целей и оценочных индикаторов.
План антикризисного управления всегда должен включать в себя как минимум следующие элементы:
- конечная цель;
- стратегия, состоящая из набора мероприятий в рамках движения к цели;
- задачи, реализуемые на конкретном этапе проекта, и временные рамки каждого этапа;
- ответственные лица, обеспечивающие выполнение задач и в случае необходимости корректирующие стратегию.
Как увеличить устойчивость предприятия к кризису
Проще предупредить финансовую нестабильность, чем исправлять последствия наступившего кризиса. Поэтому собственник бизнеса должен проводить профилактические мероприятия, чтобы обеспечить финансовую стабильность предприятия в будущем.
Диагностика кризисных ситуаций. Правильное заполнение и актуальность управленческой отчетности позволяет оперативно отслеживать изменения в работе компании.
Используйте Сквозную аналитику от Calltouch, чтобы быстро получать отчеты и срезы, анализировать окупаемость вложений в онлайн-рекламу. Автоматизируйте рутинные бизнес-процессы, чтобы освободить время для решения более сложных задач.
- Антикризисное управление дает возможность использовать скрытый потенциал компаний в момент сложного этапа развития.
- Причиной возникновения кризиса может стать старое оборудование и технологии, конфликты внутри коллектива, нерациональное использование бюджета, плохая организационная структура предприятия.
- Чтобы стабилизировать финансовое положение, собственнику бизнеса нужно пересмотреть статьи расходов и ввести компанию в режим жесткой экономии.
- Работа над лояльностью клиентов – важный аспект выхода из кризиса и увеличению бюджета. Компании нужно проводить акции и распродажи, внедрять бонусные программы и специальные условия для постоянных покупателей, чтобы стимулировать продажи.
- Стратегия развития бизнеса должна быть гибкой, способной подстроиться под внутреннюю реорганизацию компании и внешние изменения рынка.
Москва. 6 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Большинство антикризисных мер поддержки стройкомплекса продлят на 2023 год, сообщили в пресс-службе министерства строительства и ЖКХ РФ.
«Замминистра Сергей Музыченко рассказал о принятых антикризисных мерах поддержки в части нормативного и правого регулирования градостроительной деятельности и отметил, что большинство из них показали свою эффективность и будут продлены на 2023 год», — говорится в сообщении.
Уточняется, что при сокращении инвестиционно-строительного цикла до текущего момента Минстрой России шел по пути исключения дублирований и очевидно избыточных процедур и действий. В дальнейшем снижение регуляторной нагрузки будет связано с цифровизацией и реализацией принципиально новых решений: внедрением Единого перечня нормативных документов в строительстве и Цифрового реестра требований в отрасли.
«Одна из ключевых задач – это изменение системы управления строительными проектами, направленное на объединение разных и зачастую малосвязанных между собой «ступеней» во всех этапах строительства. Без этого нам не удастся добиться снижения издержек и ускорения инвестиционно-строительного цикла в тех объемах, которые необходимы сегодня для решения поставленных перед стройкомплексом страны задач. Принятые меры поддержки отрасли были в основном направлены именно на это», — подчеркнул Музыченко.
Программа субсидирования ставок по кредитам застройщикам была запущена среди других мер поддержки стройотрасли в начале апреля 2022 года. Механизм господдержки подразумевает готовность банков предоставлять застройщикам кредиты по ставке не выше 15% годовых. В этом случае на возмещение недополученных доходов банку будет выделяться субсидия, покрывающая 7,5% ставки. Эти правила будут распространяться на кредиты, оформленные до 31 декабря 2023 года.
Прежде всего, поддержка направлена на проекты, находящиеся на начальной стадии реализации, по которым активные продажи еще не начались или не сформировался достаточный объем средств на эскроу.
Также среди мер поддержки были запущены возможность регулировать порядок изменения проектной документации без повторного прохождения экспертизы при замене строительных ресурсов в связи с импортозамещением, чтобы оперативно работать и не останавливать процесс строительства, а также ряд других мер.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале.
Какие существуют методы антикризисного управления
Методы, позволяющие успешно управлять организацией во время кризиса, делятся на диагностические и методы преодоления упадка. К первой категории относятся:
- изучение внешней среды компании;
- анализ поведения конкурентов;
- проведение независимого аудита предприятия в целях установления объективного финансового состояния;
- анализ кредиторской и дебиторской задолженности;
- прогнозирование и оценка возможных рисков;
- аудит деятельности организации.
Методами преодоления кризиса включают комплекс мер, направленных на снижение затрат и увеличение поступления денежных средств в бюджет организации. Для этого часто используются:
- применение новых, современных технологий продаж и производства;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- полноценный анализ центовой политики;
- снижение затрат;
- реструктуризация кредиторской задолженности;
- реорганизация компании.
Антикризисный план мероприятий. Программа выхода из экономического кризиса в РФ
Неизбежность и неотвратимость периодов подъема и спада имеют место при любом, даже весьма благоприятном государственном режиме. При этом цикличное развитие свойственно не только системе хозяйствования, но и остальным отраслям. В связи с этим всегда должен существовать план антикризисных мер.Антикризисный план мероприятий представляет собой такую систему, в которой развиты механизмы мониторинга и предвидения спада, анализа природы его возникновения, признаков, вероятности.
В ее рамках предусмотрены эффективные методы снижения негативных последствий критической ситуации и использования итогов для формирования более устойчивого режима развития в будущем.
Эффективность, которой обладают антикризисные меры, связана со искать и подбирать оптимальные варианты выхода из критической ситуации.
Люди могут приспосабливаться к проблемам, действовать в соответствии со сложившимися условиями.
Мобилизуясь на выход из кризиса, человек использует опыт прошлых тысячелетий.
Определить стратегические приоритеты
Что важно для вашей компании? Объем продаж, доля рынка, прибыль или выживание? Крупные опытные компании редко попадают в коммерческую “реанимацию”, где решается вопрос жизни или смерти. Даже в самые плохие времена их ресурсы позволяют пережить кризис без глобальных потерь
Часто гранды используют кризисы для быстрой масштабной экспансии – приобретаются конкуренты, завоевывается доля полочного пространства, увеличивается рекламное давление. Мелким и средним компаниям я бы рекомендовал не увлекаться игрой в долю рынка. Сосредоточьтесь на снижении рисков и расходов. Грамотная работа в этом направлении может существенно увеличить ваши шансы на резкий рост после окончания острой фазы кризиса. Компания, находящаяся в хорошей спортивной форме, работающая эффективно, “не заплывшая жирком” гораздо быстрее перейдет к развитию чем конкурент, который пытался удержать долю, но лишился оборотки или влез в долги.
На что обратить внимание, если речь идет о разработке антикризисной модели компании? Собственники и топ-менеджеры должны одинаково понимать и адекватно оценивать следующие факторы:
-
Причины и признаки кризиса. Каковы коренные причины изменений в бизнесе? Какая методология для их поиска применяется?
-
Бюджет. Каков реальный бюджет по структуре и по объему? Какую стратегию работы с бюджетом выбрала компания в кризисный период? Как сочетать долгосрочные и краткосрочные цели?
-
Риски и возможности. Кто и как часто идентифицирует риски и анализирует новые возможности? Как составлять и обновлять карту рисков? Как эффективно провести расширенный «> SWOT-анализ ?
-
Лидерство. Как соотносятся лидерство и ответственность в период кризиса? Какими важнейшими качествами в период кризиса должен обладать руководитель? Какими должны быть панели управления собственника и генерального директора?
-
Структура и команда. Как мотивировать команду в стрессовых ситуациях? Какие меры финансовой и нефинансовой мотивации окажутся наиболее действенными? Вопросы сокращения сотрудников и изменения зарплат. Как сплотить коллектив?
-
Клиенты. Кто входит в топ-20 клиентов, которых важно сохранить? Как учитываются их потребности и ожидания?
-
Поставщики. Как изменить взаимодействие с поставщиками и партнерами? Как оперативно и эффективно перестроить цепочки поставок? Какая методология при этом будет использоваться?
-
Дебиторская и кредиторская задолженность. Как управлять дебиторской и кредиторской задолженностями? Что делать с просроченной задолженностью?
-
Инвестиции, новые продукты и услуги. Как классифицировать инвестиции в период кризиса? Как и при помощи каких инструментов разработать новые продукты и услуги?
-
Стратегия. Как разработать и развернуть антикризисную стратегию? Кто, как и с какой периодичностью отслеживает изменения и корректирует стратегию? Каким образом инициируются и отслеживаются действия, дающие прорывной результат?
-
Топ-30 антикризисных мер и их прорывной результат.
Разработка стратегии антикризисного управления предприятием
Разработка стратегий управления организаций в условиях кризиса проходит в три основных этапа.
- Проведение аналитического исследования внешних факторов кризиса. Выполнение этого процесса позволяет выявить причины возникновения кризиса и узнать общие сведения о финансовом состоянии организации.
- Пересмотр текущей схемы управления и смена первоначальных целей, выполнение которых необходимо для максимально быстрого решения финансовых проблем.
- Формирование альтернативных вариантов действий, позволяющих вывести организацию из финансового кризиса и выбор главной стратегии.
Даже в условиях кризиса, организация может стабильно функционировать и решать проблемы одновременно без какого-либо ущерба для каждого из процессов. Определенные действия компании в рыночных отношениях могут выполняться на основе одной или нескольких стратегий антикризисного управления предприятием, которые перечислены ниже:
- достижение стабильности – подразумевает укрепление и оптимизацию существующих производств;
- стратегия роста – подразумевает выполнение захвата новых объектов на рынке;
- сокращение – подразумевает выполнение сокращение текущего бизнеса, может касаться как производств, так и персонала;
- функциональная стратегия – это направление большинства имеющихся ресурсов на проблемный аспект производства;
- стратегия выживания – подразумевает полный отказ от предыдущих механизмов производства, развития и ведения хозяйства.
Антикризисное управление персоналом
Главная задача службы управления персоналом в условиях кризиса заключается в грамотной организации путей взаимодействия сотрудников каждого уровня. Помимо этого, необходимо учитывать процессы, которые проходят исключительно внутри организации, так на стороне.
В каждом процессе есть свой набор определенных правил и условий, антикризисное управление персоналом в условиях также имеет план действий. Существует шесть основных принципов:
- справедливость, основанная на равных возможностях всех работником;
- системность;
- уважение;
- единство;
- сотрудничество горизонтального типа;
- социальная и правовая защищенность.
Стоит рассмотреть их поподробнее.
- Принцип справедливости заключается в том, что руководство не должно допускать проявления любого вида дискриминации по отношению к сотрудникам. Помимо этого, оно должно гарантировать равные возможности для всех членов рабочего состава и расставлять назначать людей на управляющие должности исключительно на основе данных качества его работы.
- Принцип системности – он заключается в том, что кадровые ресурсы организации являются целостной системой, включающей в себя каждого работника, вне зависимости от его должности и категории.
- Уважительное отношение необходимо для того, чтобы завоевать, а главное, сохранить, доверие сотрудников к руководству. Профессионализм, объективное личное мнение и т.д. должно дополнительно мотивироваться и поощряться (необязательно материально).
- Принцип командного единства в условиях кризиса позволяет сформировать коллектив, который будет стабильно работать даже при отсутствии руководящего отдела или лица. Каждый участник профессиональной антикризисной команды будет готов взять на себя ответственность и полномочия за выполняемые действия.
- Горизонтальное сотрудничество, суть данного принципа заключается в том, что каждый сотрудник, вне зависимости от его уровня, обладает правом самостоятельного принятия решения по тем или иным вопросам управления, в которых он специализируется.
- Последний принцип социальной и трудовой защищенности говорит о том, что руководство должно соблюдать все права персонала в соответствии с действующими законами государства.
Новые возможности для профессионалов
Для профессионалов появляется возможность быстро обучиться чему-то новому или же сменить отрасль работы. Например, проектный менеджмент является одной из универсальных профессий, люди, обладающие необходимыми компетенциями, могут перейти из испытывающей трудности сферы логистики в растущую сферу IT.
В целом для профессионалов всех областей отмечаем возрастание следующих трендов и потребностей: повышение требований к владению мягкими навыками (soft skills), способность управлять (менеджмент организаций и проектный менеджмент), антикризисное управление. Существует потребность компаний в «многоруких многоногах» – людях с максимально широким кругозором и универсальной специализацией, которые могут закрыть любой участок работы и организовать что угодно: от срочной замены выбывающего программного обеспечения до стратегической сессии взрывного роста.
Что такое антикризисное управление
Антикризисное управление — это совокупность действий, методов и инструментов, направленных на предотвращение негативных последствий кризиса или на его преодоление. В антикризисное управление входит оценка текущего положения организации, разработка и внедрение мероприятий, позволяющих стабилизировать положение на рынке.
Кризис — это исчерпание одного или нескольких ресурсов или методов работы. Это естественный закономерный процесс в жизни и в бизнесе. Каждый предприниматель живет в состоянии перманентного личного кризиса, поскольку действует в условиях ситуации неопределенности. Он вынужден постоянно искать ответы на вопросы, как его компании заработать столько, чтобы покрыть издержки и получить прибыль, как обеспечить благополучие себе, своей семье и команде сотрудников, как удержаться на плаву в трудные времена, обусловленные социально-политическими катаклизмами.
Цели и задачи антикризисного управления
Цель антикризисного управления — достичь сбалансированности ресурсов, помочь компании оставаться на рынке, производить товары, услуги, удовлетворять запросы клиентов в любой сложной ситуации.
Антикризисное управление требуется не только тогда, когда кризис уже случился, а еще до первых признаков его проявления. На практике зачастую руководители компаний стараются не замечать кризис, не обращать внимания на первые тревожные сигналы, полагают, что «все само собой пройдет».
В результате игнорируется важность антикризисного управления на этапе до кризиса, и компания испытывает сильный урон и потери. Чтобы такого не происходило, в каждой организации в идеале должен быть антикризисный штаб. Такой штаб уже заранее сформирован у многих банков, крупных компаний.
Чтобы оперативно отреагировать на кризис, рекомендуется разрабатывать три бюджета:
-
обычный, на случай, когда ситуация на внешнем рынке и внутри компании пойдет в соответствии с произведенным прогнозом;
-
оптимистический — в случае, если условия сильно улучшатся, появятся новые возможности, например, компания разработает инновационный продукт, который будет востребован у большого количества платежеспособных клиентов;
-
кризисный или резервный, предусмотренный на случай негативного развития событий.
Резервы должны быть такими, чтобы бизнес после всех сокращений затрат и персонала смог прожить в штатном рабочем режиме минимум один год. Это время нужно для поиска новых возможностей и ресурсов. В качестве примера можно привести аналогию с личными финансами. У каждого человека или семьи в идеале должна быть сформирована финансовая подушка безопасности, неприкосновенный запас денег на случай серьезных внезапных трудностей.
В задачи антикризисного управления входит:
-
анализ слабых сторон компании, ее внутренних процессов;
-
снижение до минимума риск банкротства;
-
внедрение эффективных управленческих решений;
-
применение скрытого потенциала, ресурсов и резервов компании для решения проблемы;
-
минимизация ущерба.
Предлагаю с самого начала определиться с основным понятием темы.
Антикризисное управление — процедуры, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности компании, позволяющие вывести её из кризисного состояния.
Основные задачи такого управления:
- профилактика негативных ситуаций на предприятии;
- распознавание кризисов;
- преодоление их последствий;
- смягчения кризисных процессов.
Антикризисный менеджмент востребован как во время кризиса, так и в профилактических целях.
Профилактическое направление включает в себя:
- мониторинг деятельности компании;
- своевременное выявление негативных процессов;
- оценка работы подразделений фирмы;
- разработка комплекс мероприятий по предотвращению кризисных явлений.
Управление во время кризиса предполагает:
- стабилизацию финансового состояния предприятия;
- увеличение объема реализации продукции;
- оптимизацию расходов компании;
- повышение прибылей;
- решение внутренних конфликтов.
В связи с уже сложившейся в последние годы сложной ситуацией с опережающим ростом расходов, в том числе ввиду необходимости исполнения майских указов, в антикризисные планы были включены разнообразные меры по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов. В качестве основных направлений по привлечению дополнительных доходов чаще всего выделяются приватизация и повышение собираемости налогов. Также встречаются повышение эффективности управления акционерными обществами, акции которых находятся в собственности региона (например, Брянская область). Увеличение налогов не предусмотрено ни в одном из планов, однако присутствует инвентаризация налоговых льгот (например, Пермский, Ставропольский края, Тульская область). При этом в ряде регионов встречаются обратные меры, направленные не на повышение доходов, а на поддержку бизнеса, что, скорее всего, приведет к снижению доходов (например, понижение арендных ставок, введение льгот и отсрочек по уплате налога на землю и т. п.).
Оптимизацию бюджетных расходов предполагается осуществлять по следующим ключевым направлениям. По аналогии с федеральным антикризисным планом большинство субъектов РФ предусмотрели приоритизацию расходов, включая расходы на государственные программы, реализацию адресной инвестиционной программы и т. д. Также часто встречаются меры по сокращению расходов на систему государственного управления за счет оптимизации структуры органов исполнительной власти и сокращения численности госслужащих.
Сокращать расходы планируется и за счет системы государственных закупок, в том числе отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, мер по предотвращению завышения начальных цен закупок, расширению практики проведения совместных торгов. В Тульской области, помимо прочего, предусмотрена также регламентация использования экономии, полученной в результате проведения закупочных процедур. В Москве и Санкт-Петербурге отдельно реализуется политика ценообразования в строительстве объектов городского заказа, включающая оптимизацию проектных и технологических решений, импортозамещение материалов и т. д.
Значительное количество мер предусмотрено в отношении сети государственных учреждений. Помимо реструктуризации, планируются оптимизация штатных структур в учреждениях, запрет на увеличение штатной численности учреждений, стимулирование учреждений к развитию приносящей доход деятельности, внедрение аутсорсинга (Тамбовская область). В целом логика планируемых мер предполагает усиление контроля над деятельностью учреждений. Так, например, в Белгородской области предполагается даже применение порядка доведения до бюджетных учреждений ежемесячных лимитов бюджетных расходов, а также предварительное санкционирование расходов, которые планируется произвести за счет средств от приносящей доход деятельности. Подобные решения ставят под сомнения результаты проводимой в последние годы реформы бюджетной сети, направленные на повышение самостоятельности учреждений.
В то время как в нескольких планах встречается прямое указание на секвестирование бюджета (Амурская, Вологодская области, Республика Дагестан, Пермский край), хочется выделить план Ленинградской области, где предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы для завершения ранее начатого строительства.
Помимо управления собственными ресурсами, большинство планов содержат меры по привлечению федеральных средств. В том числе в планах встречаются: привлечение бюджетных кредитов, участие в государственных программах, ФЦП и конкурсах, проводимых федеральными органами исполнительной власти между субъектами РФ на предоставление субсидий, содействие в получении региональными организациями средств федерального бюджета и институтов развития, включая государственные гарантии и субсидии. Подобные меры можно встретить практически во всех планах.