Как сконцентрироваться на учебе и не отвлекаться
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сконцентрироваться на учебе и не отвлекаться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл. Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.
Убрать внешние раздражители
Дети думают, что нет ничего страшного в том, чтобы одновременно делать уроки и писать в чате или отвечать на СМС. Но такие помехи не дают сосредоточиться на учебе.
Лучше позаниматься полчаса, потом сделать перерыв и отдохнуть перед телевизором, чем потратить час, пытаясь сосредоточиться под шум телешоу.
Чтобы не отвлекаться на смартфон, можно попробовать простой прием: надеть на телефон канцелярскую резинку, резинку для волос или наклеить сзади кусок изоленты. Каждый раз прикасаясь к гаджету, ребенок будет чувствовать посторонний предмет и вспоминать, что нужно вернуться к работе над заданием.
Еще можно придумать условный знак, который даст окружающим понять, что школьник занят важным делом и его нельзя отвлекать. Ободок в виде короны, яркая жилетка или табличка «Не беспокоить!» на двери в комнату — подойдет что угодно, что избавит от лишних вопросов со стороны.
Как усердно учиться, не перегорая
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Сосредоточьтесь здесь и сейчас
- Выключите все приборы и гаджеты на время, нужное вам для того, чтобы сосредоточиться и подумать.
- Доверьтесь себе. Мы лучше всего справляемся с чем-либо, когда делаем это так, как сами считаем нужным. Если вы не знаете, чего хотите, просто прислушайтесь к интуиции, и ваше подсознание, скорее всего, поведет вас в правильном направлении.
- Сделайте перерыв. Если вы чувствуете, что ваши мысли начинают путаться, остановитесь и дайте себе передохнуть. Встаньте, пройдитесь, выпейте стакан воды, потянитесь. Для отдыха иногда может хватить и 60 секунд.
- Возьмитесь за что-нибудь трудное. Люди максимально сосредоточиваются, принимая вызов, когда дело хорошо знакомо, но заставляет напрягать все силы. Достаточно часто невозможное вдруг оказывается вполне реальным.
- Обратитесь за помощью. Не считайте это признаком слабости. Наоборот, такое решение говорит, что у вас пока еще достаточно сил, чтобы не растеряться и попробовать найти правильный путь.
- Берегите свое время. Одно из самых верных правил современной жизни гласит: если вы не сможете правильно распорядиться временем, у вас его отнимут. Ревниво оберегайте свое время. Не отдавайте его никому, и никому не позволяйте им распоряжаться, если в том нет большой необходимости.
- Закройте глаза. Если вы чувствуете, что утратили сосредоточенность, откиньтесь на спинку стула и закройте глаза. Это нехитрое действие, как ни удивительно, позволяет восстановить ясность видения.
- Нарисуйте картинку. Зрительные образы освобождают мышление. Начертите диаграмму, составьте таблицу, покройте страницу прихотливыми зигзагами, запишите на ней какие-нибудь короткие фразы или нарисуйте стрелки. Лучше всего пользоваться для этого цветными карандашами или фломастерами. Возможно, что вскоре вы представите себе именно то, что искали в состоянии повышенной сосредоточенности.
- Разговаривайте с собой. Если вы вдруг упустили нить мысли и растерялись, попробуйте вслух порассуждать о предмете, которым вы занимаетесь. Громкая речь вовлекает в мышление новые области мозга, которые не участвуют при рассуждениях «про себя». Ваш голос рассеет туман.
- Делайте то, что помогает вам. Не думайте о стратегиях, которые принято применять. Некоторым людям хорошо работается под музыку или в шумном помещении. Кто-то лучше сосредоточивается, когда ходит и даже бегает. Одним лучше думается рано утром, а другим — поздно ночью. Некоторые предпочитают размышлять на морозе, а другие — в финской сауне. Кому-то хорошо думается на голодный желудок, кому-то — во время еды. Не существует правильных способов — есть способы, лучшие для вас.
Подготовка к учебе против нашей собственной воли — это не то, что сильно способствует нашей концентрации, в идеале нужно искать причины, по которым нам удобно учиться. Таким образом, мы сможем достичь внутренней мотивации, которая поможет нам повысить нашу концентрацию.
Хороший способ получить такую мотивацию — это поставили перед собой достижимую цель в краткосрочной перспективе, так что мы можем идти за ней и чувствовать, что мы позитивно движемся к ее достижению. Например, просмотрите главу учебной программы, завершив ее за следующие 4 часа.
- Вам может быть интересно: «Типы мотивации: 8 мотивационных источников»
Тренер оценивал меня, и я стала худшим вратарем
Одна из самых обидных вещей, которые можно сказать о человеке, — «он провалился». Я знаю это чувство.
Будучи подростком, я была заядлой спортсменкой. Я играла в футбол и была вратарем. Это одновременно лучшая и худшая позиция на поле. Когда ты вратарь, на тебе особенная форма, и когда ты отбиваешь мяч, тебе достается вся слава, но на тебя также сваливается вся злость, когда ты пропускаешь его. Когда ты вратарь, ты у всех на виду, поэтому начинаешь чувствовать давление.
Я четко помню одну игру в старшей школе. Я играла за команду штата Калифорния, и это было частью Программы олимпийского развития. Я играла прекрасно… Пока не поняла, что тренер штата стоял прямо за мной.
Все поменялось. В считанные секунды из первоклассного вратаря я превратилась в никудышного.
Сознание того, что меня оценивали, изменило мою эффективность в той игре и навсегда — мое понимание роли сознания в наших победах.
Неожиданно я стала видеть мяч в замедленном действии и тормозила на каждом движении. Следующий мяч я прозевала, но, к счастью, он не попал в ворота. На следующий удар мне повезло меньше: я отбила его прямо в сетку. Моя команда проиграла, тренер штата ушел. Я провалилась под давлением оценивающих меня глаз.
Это случается со всеми время от времени — вариантов масса: сдаете ли вы тест, выступаете с речью, убеждаете клиента или сидите на этом особом виде пыток — собеседовании на работу.
Но вопрос — почему? Почему под давлением мы действуем не на пике своих возможностей?
Это особенно озадачивает в случае с атлетами, которые тратят так много времени на физическую отработку навыков. Но что происходит в их сознании? Все иначе.
Это актуально и за пределами поля. Сдаем ли мы тест или выступаем, нам кажется, что мы готовы, на пике возможностей, а потом мы выступаем ужасно, когда это больше всего нужно.
Волнуетесь? Напишите об этом
Мы также нашли несколько способов, как избавиться от навязчивых волнений и неуверенности в себе, появляющихся в стрессовых ситуациях.
Исследователи показали, что простая запись ваших мыслей и волнений перед стрессовым событием может помочь удалить их из головы, уменьшив вероятность того, что они появятся в ненужный момент.
Это что-то вроде того, как вы просыпаетесь посреди ночи из-за волнений о том, что вам нужно сделать завтра. Вы пытаетесь вспомнить все, что вам нужно сделать, записываете все это и снова засыпаете.
Запись таких мыслей на бумаге помешает им появиться и отвлечь вас в нужный момент. В результате вы находитесь на пике, когда это важнее всего.
В идеале для сконцентрированной работы нужна полная тишина. Если вы знаете место с такими условиями, поделитесь секретом.
Вне зависимости от того, работаете вы в офисе или дома, для сосредоточения понадобится изоляция от громкого шума. Пробуйте эти три варианта и определите лучший для себя:
- Любимая музыка – классика, рок, электронная или какая угодно. Хотя вы сознательно не вслушиваетесь, мозг включает отдел, отвечающий за творчество и воображение. Это помогает находить новые решения.
- Саундтреки из видеоигр часто вызывают положительные эмоции, даже у тех, кто не играл в них. Плюс видеоигры также требуют концентрации внимания, а значит музыка создавалась, чтобы ввести вас в это состояние.
- Белый или красный шум – относительно нейтральные сигнальные звуки, которые через время исчезают из вашего сознания, но заглушают другой шум, особенно в наушниках-вкладышах.
Как происходит концентрация
Не все люди могут похвастаться способностью к концентрации, а также управлением вниманием и сознанием. Это умение в себе можно и нужно развивать. Когда человек занят интересным для него делом, читает захватывающую книгу, занимается тренировками, общается с важными людьми, то полностью погружен в этот процесс. В таком случае он не прилагает усилия, чтобы сконцентрироваться, это происходит, само собой.
Когда ум заинтересован воспринимать и обрабатывать необходимую информацию, то процесс протекает с особым вниманием и наиболее продуктивно. В остальных случаях человеку приходится непроизвольно сосредотачиваться на том, что не интересно, но нужно. Мозг вынуждено адаптируется к условиям и отключается от посторонних объектов. Такое происходит в ситуациях стресса или при тщательном планировании дальнейших действий.
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
- Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
- Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
- Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
- Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
- Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
- Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
- Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время Действие
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
Почему мы постоянно отвлекаемся?
Система внимания человеческого мозга запрограммирована реагировать на приятное, угрожающее или новое. Ученые выявили когнитивное искажение новизны: наш мозг выделяет гормон удовольствия — дофамин, всякий раз, когда мы узнаем «что-то новенькое».
ОК, с точки зрения эволюционной истории отвлечения имеют смысл. Например, вместо сосредоточенного созерцания огоньков костра, наши далекие предки отвлекались на неожиданные угрозы, такие как саблезубый тигр в кустах, и выжили благодаря способности переключать внимание.
Может у вас по-другому, но лично я не сталкиваюсь с саблезубыми тиграми в повседневной жизни. В XXI веке отвлекающие факторы (что-то новое, приятное или угрожающее) в абсолютном большинстве ситуаций не помогают нашему выживанию. Наоборот, они уводят наше внимание от продуктивной работы и значимых задач. Facebook разрабатывают, чтобы быть более привлекательным объектом внимания, чем электронная таблица Excel, а проверка электронной почты точно даст больше дофамина, чем составление отчета. Неужели все так безнадежно для продуктивной работы?
Хорошая новость: мастерству концентрации можно научиться. Управление вниманием требует практики, часто необходимо поэкспериментировать с различными методами, но вы действительно сможете улучшить свою способность сосредоточиться. И вы можете научиться контролировать фокус внимания без специальных программ или лайфхаков.
Организация рабочего места
Для правильной концентрации внимания научитесь организовывать рабочее место. Выбор рабочего места — индивидуальное дело каждого. Кто-то работает в офисе, кто-то дома, но помните о деталей необходимых при подготовке рабочего места.
Рабочее место в первую очередь должно быть комфортным: тихим, удобным, с правильным освещением.
Берите с собой чашку кофе или чая, чтобы не отвлекаться на их приготовление во время работы.
Избегайте отвлечения на мелочи
Иногда сконцентрироваться на работе слишком сложно. Отвлекает буквально каждая мелочь: звонок от друзей, сообщение в Фейсбуке или Инстаграме, фильм или сериал. Грубая ошибка во время работы — это отвлекаться и распыляться на такие мелочи, они отвлекают и мешают сфокусироватся на задаче.
Лайфхак: перед тем, как приступить к работе, отключите вай-фай на телефоне, на компьютере или ноутбуке закройте вкладки, которые не относятся к работе. Это поможет сконцентрироваться на задаче и поможет снизить отвлекающие факторы.
Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.
Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.
«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»
Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.
Не ждите вдохновения — просто начните
И последнее, что необходимо знать о том, как сконцентрироваться на работе или любой другой деятельности. Порой гораздо больше времени мы тратим лишь на то, что собираемся с мыслями. Даже если дело нам по душе и мы вполне мотивированы для его выполнения, бывает так, что нам никак не удается к нему приступить. И мы ждем подходящего момента, когда нас настигнет вдохновение. Ждем понедельника, окончания отпуска, хорошего настроения или попросту солнечной погоды.
В этом и заключается один из самых распространенных мифов о том, что, для того чтобы решиться что-то сделать, нужно подождать подходящего момента. Можно ждать его слишком долго или не дождаться вовсе. В то время как все, что нужно сделать — это начать. Это может быть довольно трудно, но оно того стоит. Просто попробуйте. Как аппетит приходит во время еды, так и интерес приходит во время рабочего, учебного и творческого процессов. Главное — пересилить себя в самом начале, а дальше все пойдет как по маслу. Это мы можем вам гарантировать.