Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России с 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты теперь выполняют непосредственно в городе среди других участников движения. В ГИБДД говорят, что такой подход нужен для того, чтобы избежать механического заучивания упражнений. Будущим водителям нужно доказать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
Новый порядок прохождения медкомиссии для получения прав
Порядок получения медсправок для водителей изменился с 1 марта 2022 года. Например, для получения этого документа водителям, которые были лишены прав за управление в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, приходится сдавать на анализ кровь и мочу. Кроме этого, водителей, у которых обнаружат следы уколов, будут направлять на полноценный дорогостоящий лабораторный анализ.
Также на эту процедуру могут отправить, если у автомобилиста заметили повышенную потливость, чрезмерно низкий пульс, сонливость или возбуждение, тремор рук, эмоциональную неустойчивость и другие клинические признаки наркомании или алкоголизма. После того, как автомобилист сдаст все необходимые анализы, его судьбу будет решать специальная комиссия.
При этом автомобилистам, которые просто меняют права из-за истечения срока их действия, а также кандидатам в водители без явных признаков алкоголизма и наркомании, сдавать дополнительные лабораторные анализы не требуется.
Медкомиссия для получения водительских прав
Перед тем как получить водительские права, нужно пройти медкомиссию (для замены документа тоже). Справка от врача докажет, что состояние здоровья человека достаточно хорошее для того, чтобы он мог без опасений стать участником дорожного движения.
Причем справка от врача может быть взята ещё до того как поступите в школу, чтобы получить водительский документ. Если хотите получить справку к экзаменам, можно пройти медицинский осмотр во время обучения. Главное чтобы справка была выдана в правильном формате. В 2022 году используется форма № 003-В/у. Можно её взять наперед, поскольку рассматриваемый документ действует целый год с момента выдачи.
Что касается врачей, подписи которых обязательно должны быть на справке – обратитесь к психиатру в психдиспансере. Это должно быть отделение по месту регистрации водителя и его нельзя заменить. Это же касается нарколога. Справку должны выдать в наркологическом диспансере по месту регистрации.
Но даже если эти два врача дали «добро» на получение водительских прав, есть заболевания, с которыми стать водителем не получится даже. Не поможет, даже если идеально сдадите экзамен на водительский документ.
Сдача экзамена в ГИБДД
Процедура сдачи экзамена в ГИБДД разделена на две части, и для каждой выделен свой срок выполнения. Первая состоит из теоретического материала. На эту часть дается 20 минут, и в эти сроки нужно ответить на 20 вопросов. Ответы должны быть правильными. За одну ошибку дают 5 дополнительных вопросов, со сроком выполнения – 5 минут. Ошибиться нельзя, иначе экзамен будет провален.
Вторая часть – практическая. В 2022 году практический экзамен проводится в городе, где представитель ГИБДД проверяет не только умение маневрировать в дорожной суете, но и проверяет навыки, что понадобятся на локации «площадка». Эта часть экзамена занимает около часа и записывается на видеорегистратор.
Пересдача на водительский документ возможна. Её могут проводить в течение 60 дней после первой попытки, но не раньше чем через неделю после неудачи. Если просто истек срок водительского удостоверения, экзамен не нужен. Такие же обстоятельства пересдачи при замене документа.
Таблица возраста для получения прав
Категория | Обучение в автошколе | Сдача экзамена | Получение удостоверения |
М — мопеды А1 — мотоциклы до 125 см3 |
16 | 16 | 16 |
А — мотоциклы | 18 | 18 | 18 |
B — легковые автомобили C — грузовые автомобили |
16 | 17 | 18 |
D — автобусы | 20 (18 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
21 (19 — для военных водителей) |
Tm — трамваи Tb — троллейбусы |
20 | 21 | 21 |
BE, CE, DE — составы транспортных средств | после 1 года стажа | после 1 года стажа | после 1 года стажа |
Различие категорий А и В
Есть несколько видов категорий для управления разными транспортными средствами:
- Категория А дает право на управление любыми видами мотоциклов с любым количеством колёс массой до 400 кг;
- Подкатегория А1 разрешает управлять легкомоторными мотоциклами с небольшой мощностью, объем двигателя при этом должен быть не больше 125 квадратных сантиметров, а мощность не превышать 11 киловатт;
- Категория М выдается на управление мопедами и лёгкими квадроциклами;
- Категорию В выбирает большинство обучающихся, поскольку она охватывает наибольшее количество транспортных средств. Сюда входят автомобили, масса которых не превышает 3500 кг. А это могут быть не только легковые автомобили, но и легкие грузовики и грузопассажирские транспортные средства.
При выборе категории ориентируйтесь прежде всего на то, каким транспортом вы хотите пользоваться в повседневной жизни. Если определиться сложно, выбирайте категорию В, ведь она даёт наибольший диапазон выбора в управлении ТС.
Сколько учиться на права категории «А» (мотоцикл)
Базовая программа подготовки водителей категории А состоит из 134 часов теории (изучение правил дорожного движения) и 18 часов практики. Теоретическая часть курса совпадает с курсом категории В, поэтому имеет смысл предлагать оба курса одновременно. Если у вас уже есть права категории В, некоторые автошколы разрешают пропустить теоретический курс.
Обратите внимание, что это не освобождает вас от сдачи теоретического экзамена: сначала вы должны сдать экзамен в автошколе, а затем отправиться в ГИБДД. Другими словами, если вы на 100% уверены в своих знаниях, вы можете пропустить теоретический курс.
Вы также можете получить свидетельство о прохождении обучения в автошколе, если у автошколы есть соответствующая лицензия. На практике не все автошколы с лицензией класса А имеют собственный парк автомобилей и инструкторов, поэтому инструкторы должны работать с автошколой. Машина должна быть официально зарегистрирована, а инструктор должен иметь лицензию класса А и быть сотрудником школы.
Получение прав на управление транспортом не представляет больших сложностей при соблюдении конкретных условий. Особенности процедуры следующие:
- Главные требования к выдаче удостоверения: прохождение обучение в аккредитованной автошколе, получение медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к вождению и успешная сдача экзаменов.
- Скорость получения прав зависит от категории транспорта (срок обучения разный) и количества попыток сдачи экзаменов. Ускорить процесс можно только правильно выбрав автошколу (из списка аккредитованных на сайте Госавтоинспекции) и пройдя испытания с первой попытки.
- Получить права можно бесплатно по направлению из военкомата или Центра занятости, а также поступив в училище или университет по автомеханике.
- Чтобы получить удостоверение после экзаменов нужно иметь паспорт, чек об оплате госпошлины, свидетельство об окончании автошколы и медицинскую справку.
- Заказать права можно через портал Госуслуг и при личном посещении Госавтоинспекции. В первом случае предоставляется скидка 30% и пошлина будет составлять 1400 рублей.
- Срок выдачи прав после подачи заявления составляет от 5 до 30 дней, в зависимости от категории транспорта.
- Проверить, готов ли документ, можно, позвонив в отделение ГИБДД, куда было направлено заявление, или отследив статус предоставления услуги на Портале.
- Алгоритм получения прав состоит из следующих шагов: обучение в автошколе, прохождение медицинской комиссии, сдача экзаменов, оплата госпошлины, подача заявления на выдачу прав, получение готового документа.
Предпосылки для реформы образования водителей
По данным МВД России, только за январь 2022 зарегистрировано 489 ДТП с участием водителей-новичков со стажем до двух лет. В 2021 году произошло 8217 аварий по той же причине. Неудивительно, что подобная статистика сподвигла на совершенствование учебного процесса будущих водителей. Создаются опасные ситуации на дороге из-за отсутствия опыта и пробелов в теории.
Подобная статистика и несовершенство программы обучения в автошколах стали причиной внесения некоторых поправок в подготовку. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Если до этого момента программу не разработают или не одобрят, срок может растянуться до ноября.
Грядущие изменения не единственные, с апреля 2021 уже действуют новые правила сдачи экзаменов. Теперь площадка не входит в практические испытания, также изменилась система оценки. Прошлогодние нововведения могли положительно повлиять на количество дорожных происшествий — ДТП с участием водителей со стажем до двух лет стало на 7% меньше.
Это один из лучших способов запомнить жесты регулировщика, которые кажутся бессмысленными. Чем проще стишок, тем лучше. В стрессовой ситуации именно он придёт на ум, а не сложное объяснение из свода правил.
Палка вверх устремлена — всем стоять велит она.
Если палка смотрит в рот — делай правый поворот.
Если палка смотрит вправо — ехать не имеешь права.
Если палка смотрит влево — поезжай как королева.
Грудь и спина — это стена.
Ещё один простой пример для России и других стран с правосторонним движением: «Кто справа, тот и прав». Это значит, что все автомобили, находящиеся справа от водителя, нужно пропустить — если об обратном не говорит сигнал светофора, знак или указания регулировщика.
Причины внедрения изменений
Статистические данные уверенно говорят о том, что в последнее время количество аварийных ситуаций с участием неопытных водителей заметно возросло. Количество аварий, произошедших по вине водителей со стажем до 2 лет, только за 2019 год выросло на 10 тысяч происшествий, что составило 1,1% от общего числа ДТП. При этом общее количество аварий за год упало на 2,2%.
Одновременно с этим выросло общее число проведенных экзаменов. Суммарно за 2019 год увеличилось количество экзаменуемых на 5%, однако до сдачи вождения доходили не все. В частности теорию с первого раза сдавали лишь 38% обучающихся, а вождение в городе сразу же «поддавалось» только 29 процентам водителей. Очевидно, что большинству обучающихся приходилось сдавать экзамены повторно.
Когда начинают обучение в автошколе
Ходить в автошколу можно с 16 лет. Подростков обучают управлению мопедами или скутерами – двухколесным мототранспортом с объемом двигателя до 50 куб. см. Семнадцатилетние могут учиться управлять легковым авто или грузовиком массой до 3,5 тонн (категории В и С). С 17 лет, согласно Постановлению Правительства № 1090 от 23.10.93, разрешена учебная езда на автодроме, закрытых площадках и на дорогах в учебном автомобиле в сопровождении инструктора. А вот обучаться вождению мотоцикла можно только с 18 лет.
Если с детства влечет мир моторов – можно до шестнадцатилетия штудировать правила и разбирать ситуационные задачи на автосайтах. Хотя ПДД постоянно меняются, основные их постулаты сохраняются десятилетиями. Уверенное знание теории поможет в будущем успешно проэкзаменоваться.
Положения законодательства создают оптимальные условия для потенциального водителя, решившего сесть за руль сразу после совершеннолетия:
- В 16 лет подросток может записаться в автошколу, пройти курс теории и получить ВУ категорий «М» и «А1», чтобы самостоятельно управлять легким двухколесным транспортом.
- В 17 лет, согласно п.3 ст. 26 ФЗ № 196 от 10.12.95, молодые люди допускаются в сдаче экзаменов на категории B и C, и, при удачной экзаменовке им вручают свидетельство об окончании автошколы. Права пока выдавать нельзя.
- 18 лет можно получить ВУ категорий «B» и «C», а при желании еще и обучиться вождению тяжелого мотоцикла.
Учиться водить пассажирский автотранспорт, согласно п. 12.4 Постановления №1090 от 23.10.93, разрешается с 20 лет. Исключение – будущие военные водители, направленные в автошколу от военкомата. Для них законодательно разрешено обучение на категории D и D1 с 18 лет.
Ряд автошкол по аналогичной программе предлагает скидки и бесплатное обучение для лиц предпенсионного и пенсионного возрастов, не получающих пенсию по старости. О реализации данной государственной инициативы можно узнать в региональном центре занятости.
Программа действует во всех регионах (с поправками на местные пенсионные условия, на Севере участие возможно раньше). Однако, в данном случае регион самостоятельно устанавливает уровень дотации.
Поэтому в Москве получить права для этой категории граждан можно бесплатно, а в моем Ульяновске с 25% скидкой.
Интересно: кроме вождения, государство предлагает другие полезные программы обучения – программирование станков ЧПУ, пилотирование дронов, логистика предприятий и другие.
Особенности выбора машины для новичка
Многие автолюбители отдают предпочтение подержанным иномаркам. Обосновывают выбор низкой ценой и высоким риском повредить машину из-за недостаточного опыта вождения. По статистике каждый третий новичок на дороге попадает в аварию в течение первого года. Однако у этого решения есть и обратная сторона: старые вещи быстрее ломаются. Возможно, деньги, потраченные на ремонт, приближают общую стоимость к стоимости нового автомобиля.
Отечественные модели прошлых лет проигрывают по многим параметрам даже самым дешевым иномаркам, но цена ремонта второй значительно дороже первой. Новый российский автомобиль последних лет почти так же надежен, как и продукция иностранных брендов, находящихся в России. Мнение о низком качестве сегодня ошибочно.
Какую машину покупать в первый раз – нашу или иностранку, каждый решает сам и выдвигает свои критерии. Рекомендуем обратить внимание на различные компактные кроссоверы и хэтчбеки, и начать поиск автомобиля именно с них. Автомобили, которые слишком велики для начинающих водителей, опасны. Привыкание к его размеру занимает много времени. Что касается трансмиссии, то автомат упорно вытесняет механику. Хотя некоторые мужчины выбирают только МКПП.
Права в Казахстане: категории «В», «А» и другие, и возраст
Водительские удостоверения на разные типы транспортных средств могут выдаваться лицам, соответствующим различным возрастным требованиям. Например, водительские права на транспортное средство категории «AI» могут быть выданы лицу, достигшему 16 лет, а водительские права на транспортное средство категории «C» могут быть выданы лицу, достигшему 21 года, имеющим стаж работы водителем 3 года, в том числе 1 год управления транспортными средствами категории «C1».
Транспортные средства категории «В» и «А» и подкатегорий «B1», «C1» доступны лицам, достигшим 18 лет.
Как проходит обучение водителей
Обучение в специальных учебных заведениях с инструктором изложено в Приложении 2 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан, в котором говорится, что подготовка должна включать теоретическое освоение основных тем, таких как:
Цель обучения — предоставить информацию о конструкции и техническом обслуживании автомобилей, а также об основах вождения и безопасности дорожного движения. Водителям важно знать ПДД, чтобы обезопасить себя и других во время движения. Кроме того, водителям полезно знать, как реагировать в случае, если аварии. Наконец, в этой статье мы дадим несколько советов о том, как стать лучшим водителем.
В ходе обучения основное внимание уделяется практическому опыту работы с инструктором.