Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перегруз грузового автомобиля в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.
Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.
Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.
В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.
Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.
Ответственность грузоотправителя за перегруз
Большинство грузовладельцев заинтересованы в загрузке автомобиля на максимально возможный объем и всю ответственность за возможный перегруз перекладывают на водителя. Однако данный подход является не только не верным, но также может повлиять на возникновение непредвиденных расходов.
Пунктами 8 и 9 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.
Штраф за данное нарушение составляет: на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Помимо уплаты штрафа, грузоотправитель будет вынужден возместить перевозчику причиненный ущерб вследствие допущенных нарушений.
К причиненному ущербу, который возник у перевозчика можно отнести следующие понесенные им расходы:
- уплата административного штрафа за перегруз;
- оплата ущерба автодороге вследствие перегруза;
- расходы, связанные с нахождением автомобиля на специализированной стоянке по причине его задержания;
Поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии определенных условий. Обязательными условиями для возложения материальной ответственности за перегруз автомобиля являются:
- доказанные факты недостоверных сведений;
- наличие и установленный размер причиненного ущерба;
- прямую причинно-следственную связь между действиями грузоотправителя и ущербом перевозчику.
ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля
Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.
Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.
То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.
Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).
Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.
Сколько придется заплатить за перегруз в 2021 году
Цель административных мер воздействия — предупреждение повторных нарушений закона. Штрафные санкции регламентируются Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
Размеры штрафов за перегруз грузового автомобиля в 2021 году регламентируется статьей 12.21 КоАП. Размер санкции зависит от показателя превышения веса в процентном соотношении и составляет:
Нарушитель | Превышение веса без спец. разрешения (в %) / штраф в тысячах рублей | |||
---|---|---|---|---|
2 — 10 | 10 — 20 | 20 — 50 | свыше 50 | |
водитель | 1 — 1,5 | 3 — 4 | 5 — 10 (или лишение прав от 2 до 4 мес.) | 7 — 10 (или лишение прав от 4 до 6 мес.) |
должностное лицо | 10 — 15 | 25 — 30 | 35 — 40 | 45 — 50 |
юридическое лицо | 100 — 150 | 250 — 300 | 350 — 400 | 400 — 500 |
Если нарушение было зафиксировано при участии инспектора, то наказанию будут подвергнуты все: водитель, сотрудник, выпустивший машину в рейс, владелец авто.
Если же излишки были зарегистрированы с помощью камер и датчиков, то платить будет только владелец грузовика вне зависимости от его юридического статуса (физ. или юр. лицо, индивидуальный предприниматель). Это прописано в ст. 2.6.1. КоАП.
Когда можно обжаловать штраф и как это сделать?
К сожалению, в большинстве случаев обжаловать наказание за перегруз тяжеловесного ТС не выходит, так как водителям приходится самостоятельно доказывать свою невиновность.
Однако в некоторых ситуациях шансы все же есть:
- Владелец ТС может оспорить штраф, выписанный в автоматическом режиме, если сможет доказать, что в этот момент транспортным средством управлял кто-то другой.
- Юридическое лицо, владеющее грузовиком, может оспорить штраф, если докажет, что водитель осуществлял перевозку груза в личных целях, а не по заказу компании.
- Также любое лицо, на которое был наложен штраф за перегруз только одной из осей, может обжаловать наказание, если производилась транспортировка сыпучего груза, так как водитель не в состоянии зафиксировать положение такого груза.
- Еще один вариант, когда штраф может оспорить кто угодно – если грузовик удачно прошел несколько проверок контроля веса ГИБДД до вынесения штрафа. И причиной такого «сбоя» может быть не только неисправность прибора весового контроля, но и, например, прошедший недавно дождь, намочивший сыпучий груз и, соответственно, значительно увеличив его массу – в таком случае вины водителя или компании также нет.
Что такое перегруз и в чем его опасность?
Перегруз грузового транспортного средства (ТС) – это превышение массы груза, приходящегося на одну колесную ось, в диапазоне более 2% согласно установленных правилами норм. В случае превышения нормированных значений перевозчик обязан оформлять разрешение, выдающееся Росавтодором и действующее на протяжении трех месяцев.
Выданное удостоверение – это специализированный учетный документ, предназначенный для ведения контроля большегрузов на трассе.
Перегруз сам по себе – источник высокой аварийной опасности для транспортного средства; в случае перегруза тормозной путь автомобиля увеличивается, как и его инертность. Согласно ГОСТ Р 51709-2001, на скорости 40 километров в час, фура с весом в 20 тонн будет тормозить как минимум 150 метров; грузовой автомобиль в идеале должен остановиться за 20 метров. Таким образом, чем выше масса автомобиля, тем более опасным он является на дороге.
Как рассчитать массу грузовика по осям?
При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:
- Общее количество осей на машине.
- Расстояние между осями.
- Типы колес (одно или двускатные).
Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.
Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.
Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:
- 75 % общего груза приходится на прицеп.
- 25 % — на тягач.
Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.
Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.
Штраф за перегруз по осям
Нагрузка на ось или общая масса транспортного средства, превышающая установленные Правительством РФ пределы, относит его к категории тяжеловесных. Такое определение дано в п. 17 ст. 3 закона «Об автомобильных дорогах…» от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
Движение такого автотранспорта без специального разрешения запрещено в целях сохранения автомобильных дорог от разрушения. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 в приложении № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом утверждены соответствующие максимальные значения.
Максимальная нагрузка рассчитана в тоннах, приведена в форме таблицы и зависит от таких показателей, как:
- категория дороги — на какую нагрузку она рассчитана при проектировании и строительстве;
- характеристика расположения осей;
- дальность расстояния между сближенными осями.
Кем и где проверяется
Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:
- на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
- на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.
Весовой контроль может осуществляться двумя способами:
- динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
- статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.
Общие положения, виды транспортных средств, их особенности
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
Количество осей машины | Максимальная нагрузка (тонн) |
2 | 18 |
3 | 25 |
4 | 32 |
5 | 35 |
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Сумма штрафа на должностное и юридическое лицо
Если правила перевозки нарушается должностным лицом, то его также ждут штрафные санкции и в значительных размерах.
Сумма штрафа зависит от того, на сколько был перегружен ТС:
- перегруз до 10% от допустимого предела — штраф в пределах 15 тысяч рублей;
- превышение в пределах 10-20% от допустимого значение — штраф в пределах 30 тысяч рублей;
- более 20% — штраф от 40 тысяч рублей.
К юридическим лицам могут быть применены еще более жесткие меры. Так сотрудники Госавтоинспеции и суд могут применить более крупные взыскания.
Так, штрафы для юридических лиц составляют:
- перегруз в пределах 10% — до 150 тысяч рублей;
- превышение показателей грузоподъемности на 10-20% — в пределах 300 тысяч рублей;
- превышение 20-50% — до 400 тысяч рублей.
Какие размеры штрафов за перегруз?
Итак, мы уже с вами выяснили, что за несоблюдение регламента КоАП касаемо несоответствия массы перевозимого груза с нормами или отклонениями их от указанных в документации цифр, предусматривается штраф за перегруз автомобиля.
Кто выписывает штраф за перегруз? В первую очередь стоит сказать, что размер штрафа регламентируется Административным кодексом, в частности, статьей 12, пунктом 21. Ну а то, сколько обязан заплатить за несоблюдение данного правила правонарушитель, решает сотрудник дорожной инспекции, полагаясь на законодательный документ.
Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Если разрешенная масса ТС была превышена на 2-10%, и при этом у данного автомобиля отсутствует специальное разрешение, то размер штрафного взыскания составит:
- с водителей – 1500 рублей;
- с должностных лиц – 15000 рублей;
- с юридических лиц – до 150000 рублей.
За перегруз, превышающий положенную норму на 10-20%, размер штрафных санкций составит:
- с водителей – 4000 рублей;
- с должностных лиц – 30000 рублей;
- с юридических лиц – до 300000 рублей.
Наказание за перевозку крупногабаритных грузов
Перевозчики иногда нарушают не только разрешенные показатели нагрузки, но и возят грузы, выходящие за разрешенные габариты. На такие перевозки тоже нужно получать разрешения.
Штрафы начисляются в зависимости от того, на сколько груз выступает за габарит транспортного средства либо за габарит, указанный в специальном разрешении.
Превышение разрешенного габарита, см | Штрафная санкция для физических лиц, тыс. руб. | Штрафная санкция для должностных лиц. тыс. руб. | Штрафная санкция для юридических лиц, тыс. руб. |
---|---|---|---|
до 10 | от 1 до 1,5 | от 10 до 15 | от 100 до 150 |
от 10 до 20 | от 3 до 4 | от 25 до 30 | от 250 до 300 |
от 20 до 50 | от 5 до 10 | от 35 до 40 | от 350 до 400 |
Какой размер штрафа за перегруз грузового автомобиля
Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
В названных нормативно-правовых актах обозначены следующие параметры:
- Максимальные значения нагрузки на оси автомобилей;
- Разрешенная масса машины;
- Допустимый размер перегруза;
- Порядок транспортировки грузов, превышающих установленные нормы.
Перегруз автомобиля – это явление, при котором масса машины с грузом или без него превышает допустимую нагрузку на заднюю или переднюю ось на 2% и более.
Осевая нагрузка — давление, оказываемое осями ТС, на дорожное полотно.
При проверке грузового автомобиля на предмет перегруза учитываются такие показатели:
- Допустимая масса;
- Нагрузка на оси.
Методы выявления нарушения
Выявить перегруз легкового ТС очень просто по визуальным признакам (просевшие пружины, внушительный объем багажа, количество пассажиров в салоне и т. д.). Другое дело доказать его при отсутствии взвешивающего прибора. Но с грузовиками все обстоит намного проще. Ведь их массу можно запросто уточнить на контрольных пунктах, которые обычно располагаются в пригородных зонах и на трассах.
Проезжая сквозь них загруженная машина должна либо остановиться на отведенном участке (более точный метод расчета), или же проследовать через специальную платформу (вариант с погрешностью в 2-4%). И если выданный показатель превысит максимальную грузоподъемность транспортного средства более, чем на 5%, то инспектор уже будет иметь основания для того, чтобы выписать штраф за перегруз грузового автомобиля. Поэтому перед отправлением с точки снабжения водителю желательно проверить вес своего ТС заранее.
Допустимые нормы в 2020 году
Законы РФ и нормативные документы, регулирующие автомобильные грузоперевозки:
- Допустимый вес грузового автомобиля и максимальная нагрузка на ось указываются в ПТС и закрепляются в прил. 1 и 2 Постановления Правительства Превышение данных норм запрещено.
- Вес перевозимого груза зависит от лица, занимающегося погрузкой. Обязательно наличие второй стороны: для грузоотправителя, уполномоченного отправлять товар, таким будет перевозчик (если обратное не предусмотрено договором).
- Водитель, осуществляющий перевозку, обязан проконтролировать процесс погрузки, закрепления и размещения товара в кузове автомобиля.
- Если итоговый вес превышает допустимую норму больше чем на 2%,то для перевозки такого груза потребуется отдельное разрешение из Федерального дорожного агентства (Росавтодор). При этом необходимо согласовать маршрут поездки и компенсировать вред, который перегруженный автомобили причиняет дорожному полотну.