Что делать, если просрочили уплату налогов?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если просрочили уплату налогов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Что делать, если налог не уплачен в срок
Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.
Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:
1) Телефонные переговоры с инспектором.
Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Ответственность за неуплату налогов
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
Комментарии к ст. 198 УК РФ
1. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы.
О понятии налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.
2. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает два способа совершения деяния: а) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно; б) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Неуплата налога без использования названных в законе способов считается налоговым правонарушением (ст. 122 НК РФ).
3. Ответственностью по ст. 198 охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
4. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Сроки представления декларации и сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому из существующих видов налогов.
5. Перечень иных документов, представление которых обязательно и включение в которые заведомо ложных сведений может повлечь уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, зависит от вида налога. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» , «под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствие с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов» (п. 5).
———————————
БВС РФ. 2007. N 3.
6. Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только налогоплательщиками — физическими лицами, указанными в ст. ст. 227 и 228 НК РФ: во-первых, физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой; во-вторых, физическими лицами, получающими вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физическими лицами, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации, в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
7. Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и в натуральной форме, в том числе и в виде материальной выгоды.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
8. Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов, и др.
Уклонение физического лица от уплаты налога на доходы физических лиц, равно как и уклонение от уплаты других налогов (сборов), считается оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
9. Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы). По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом преступления может быть также физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. ст. 26, 27 и 29 НК РФ, и лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
10. Преступление совершается с прямым умыслом. Несвоевременная подача налоговой декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности по ст. 198 .
———————————
БВС РФ. 2003. N 5. С. 1 — 15.
11. Понятие крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 Бюджетного кодекса РФ). Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 600000 или 1,8 млн. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 600000 руб., но не превышает 1,8 млн. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% от суммы всех подлежащих уплате за соответствующий период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов. Если же сумма неуплаты превышает 1,8 млн., крупный размер неуплаты имеет место даже при условии, что эта сумма менее 10% всех подлежащих уплате за этот период налогов и сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 9 млн. руб., либо 3 млн. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Указание на три финансовых года вовсе не исключает, что необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.
В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Нарушения и штрафы у ФЛП: отчётность и налоги
06 февраля 2019 Пригодится для: Предприниматели
За неуплату налогов и неподачу отчётности по закону предусмотрена финансовая и административная ответственность.
За нарушение налогового законодательства штрафуют, если не прошло 3 года с даты нарушения (ст.ст. 102, 114 НКУНалоговый кодекс Украины). А что касается уплаты ЕСВ, тут вообще нет сроков давности.
Админштраф могут наложить, не позднее чем через два месяца с даты нарушения. При длящемся правонарушении, когда ФЛП вообще не ведёт учёт и не платит налоги, — два месяца со дня его обнаружения. Проверяющие составляют админпротокол, а взыскивают штраф по решению суда.
В статье перечисли основные нарушения и штрафы за них у ФЛП без сотрудников.
Нарушения и штрафы, которые касаются ФЛПФизическое лицо — предприниматель -единщиков.
Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет
Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства.
Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно.
Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.
Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).
Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.
Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет.
Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.
Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.
Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):
Республиканские Местные Особые режимы налогообложения
Налоги |
|
— налог за владение собаками |
|
Сборы (пошлины) |
|
— курортный сбор; — сбор с заготовителей | — сбор за осуществление ремесленной деятельности — сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма |
Основные налоговые санкции по Налоговому кодексу
Если налогоплательщик корректно показал налоги в декларации, но не перечислил их или внес с опозданием, то есть вероятность избежать штрафа, возьмут только пени. Для ИП и прочих физических лиц она всегда составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Та же ставка у юридических лиц – но только за 30 дней просрочки. Начиная с 31-го дня используют 1/150 ставки ЦБ РФ.
Налог, несвоевременно перечисленный юридическим лицом, – 100 000 руб., период просрочки – 1 год. Допустим, что весь год ставка ЦБ РФ не менялась и составляла 7,75 процента.
Годовые пени определим в три этапа. Сначала рассчитаем их за первые 30 дней. Это 775 руб. (100 000 руб. Х 1/300 Х 7,75% Х 30 дн.) Потом узнаем пени за оставшиеся 335 дней (365 — 30). Это 17 308 руб. (100 000 руб. Х 1/150 Х 7,75% Х 335 дн.)
И, наконец, исчислим итоговые пени за год – 18 083 руб. (775 + 17 308). Выходит, что среднегодовая ставка превысила 18% (18 083 руб. : 100 000 руб. Х 100%). Это больше годовой инфляции. Так что пени нельзя считать одной компенсацией бюджетных потерь. Они еще и способ наказания юридических лиц за несвоевременное перечисление налогов.
Впрочем, с этого года пени ограничат. И они не будут превышать недоимку по налогу. Правда, лимитируют только пени, начисленные на недоимку, возникшую после 27 декабря 2018 года.
Если налоги доначислены инспекцией, то к пеням добавится штраф. Он составит 20% от заниженного налога. Либо 40% – если установлено намеренное искажение налоговой отчетности. Или иное умышленное занижение налогов.
Рассчитывая налог на прибыль, компания уменьшила облагаемую базу на сумму дивидендов. Это запрещено пунктом 1 статьи 270 НК РФ. Но данная ошибка ненамеренная, связанная только с незнанием законодательства. Тут штраф стандартен.
Еще организация вычитает НДС по счету-фактуре контрагента. В нем перечислены работы, которые партнер не выполнял. И это известно налогоплательщику. Кроме того, в офисе налогоплательщика обнаружены печати контрагента. Тут инспекция заявит об умышленном занижении налогов. И может оштрафовать на 40% от доначисленного НДС.
Также придется заплатить пени. Их берут вне зависимости от вида налогового правонарушения.
Для работодателей актуальна статья 123 НК РФ «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». Если не удержать НДФЛ, то придется заплатить пени и штраф. Последний составляет 20% от неудержанного налога. Такой же штраф взыскивают, если налог удержан, но не перечислен. Иногда штраф берут и за несвоевременное перечисление удержанного налога.
Если у компании недостаточно средств для погашения долгов по нескольким налогам, то постарайтесь перечислить хотя бы НДФЛ и другие удержанные налоги. Потом внесете те налоги, которые взяты с самой организацией. За их задержку не штрафуют.
Перечисление налогов не освободит от ответственности за другие налоговые правонарушения (см. таблицу 2). В частности, за несвоевременную сдачу декларации. Здесь минимальный штраф – 1000 рублей, максимальный – 30% от налога, подлежащего уплате по декларации. В большинстве же случаев санкции рассчитывают по формуле:
Сумма налога к уплате в декларации х 5% х Количество месяцев просрочки
Юридическое лицо в июне сдает две декларации. Первая – по налогу на прибыль за прошедший год. Ее следовало предоставить не позднее 28 марта. Но у компании убытки. Поэтому налог не начислен и штраф минимален (1000 руб.)
Второй отчет – декларация по НДС за первый квартал. Ее требовалось сдать до 25 апреля включительно. Значит, она задержана на три месяца. Штраф составит 15% (5% Х 3 мес.) от налога, подлежащего к уплате по декларации. Допустим, налог равен 100 000 руб. Тогда штраф – 15 000 руб.
Если 15-процентный штраф будет менее 1000 руб., то в бюджет надо заплатить 1000 руб.
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.
Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.
Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения
Нарушение
Административная ответственность
К административной ответственности за налоговые нарушения не могут привлечь по истечении годового срока давности. Или по истечении двухлетнего срока – если нарушено законодательство о бухучете. Этим административная ответственность выгодно отличается от введенной в НК РФ (там трехлетний срок давности). Сроки, введенные в КоАП РФ, обычно отсчитывают со дня, когда допущено нарушение. Например, когда истек срок, отведенный для сдачи налоговой декларации.
Особые правила – для сроков по длящимся нарушениям. Тут отсчет начинают со дня их выявления. Это актуально для отдельных грубых нарушений требований к бухучету (его ведение без первичных документов и пр.).
Виды и порядок применения санкций за нарушение налогового законодательства
Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответственности за совершенное налоговое правонарушение. Налоговый кодекс устанавливает налоговые санкции только в виде такой меры имущественного характера, как штраф. В определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. указано, что штрафы, взимаемые налоговыми органами с налогоплатель- щиков за нарушения ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения). Таким образом, Конституционный Суд РФ признал административно-правовую природу налоговых санкций и отсутствие налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.
В зависимости от характера совершенного налогового правонарушения Кодексом установлены штрафы в твердой денежной сумме или в процентах от суммы налога, подлежащей уплате. Так, например, при несообщении либо несвоевременном сообщении налогоплательщиком налоговому органу об открытии банковского счета размер штрафа составляет пять тыс. руб. (ст. 118 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующими статьями Кодекса за совершение налогового правонарушения. К смягчающим обстоятельствам относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Иные обстоятельства могут быть признаны смягчающими судом.
При наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося предпринимателем. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104 НК).
Досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности является обязательной. Налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании санкций только в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.
Кодекс не содержит положений о форме соответствующего требования. Оно может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
Указанные выше правила применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного (Производства.
Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекатель- ным, т.е. не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска налоговым органом. Исчисление данного срока осуществляется либо со дня составления акта выездной налоговой проверки, либо со дня обнаружения налогового правонарушения при осуществлении иных форм налогового контроля.
Формы защиты прав налогоплательщиков
Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика (налогового агента) такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Статьей 138 НК РФ закреплены два порядка обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц — административный и судебный.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Следует отметить, что ранее действовавшее налоговое законодательство не предусматривало права на обжалование бездействия должностных лиц налоговых органов. В настоящее время в НК РФ предусмотрено, что любое бездействие должностных лиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, может служить основанием для подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Так, налогоплательщик может обратиться с жалобой в суд или вышестоящий налоговый орган на бездействие должностного лица налогового органа по возврату или зачету излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. А судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.
Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:
- в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
- если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.
Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.
Налоговая ответственность
В соответствии со статьей 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов ИП несет ответственность в виде штрафа (10 000 рублей в первый раз; 30 000 рублей во второй; 20% от суммы налога, подлежащего уплате в государственный бюджет, при занижении налоговой базы, но не менее 40 000 рублей). Под грубым нарушением правил учета следует понимать полное отсутствие документов первичного учета (акты выполненных работ, товарно-транспортные и транспортные накладные, ордера, счет-фактуры и т.д.), ненадлежащее ведение налогового бухгалтерского учета, искажение данных в указанных учетах и т.д.
Обратите внимание — физические лица также несут ответственность за неуплату налогов. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Ответственность за неуплату налогов физическим лицом предусмотрена статьей 198 УК РФ
По ст.122 НК РФ ответственность наступает за полную или частичную неуплату налогов и сборов в результате занижения налоговой базы, неправильное исчисление и другие нарушения. Санкция предполагает уплату штрафа в 20% от суммы недоплаты либо же 40% в случае, когда установлено, что действия совершены умышленно.
Ст.123 НК грозит такой ответственностью ИП за неуплату налогов на доходы физлиц в отношении своих работников, как денежный штраф в размере 20% от суммы недоплаты.
Налоговый и Уголовный кодексы предусматривают наказание за неуплату налогов разного характера. А в целом к нарушителю могут быть применены следующие виды ответственности:
№ | Вид | Суть |
1 | Административная | Подразумевает необходимость погасить все задолженности |
2 | Налоговая | Включает применение к неплательщику различных санкций в денежном размере. Сюда же включают возникшие недоимки, штрафы и пени за неуплату налогов. |
3 | Уголовная | Заключение под стражу/лишение свободы, а также компенсация за ликвидацию последствий нарушения и причиненного государству вреда |
Налоговый кодекс предусматривает, что в случае привлечения лица к ответственности за то, что не выплатил в казну налог, он все равно должен погасить имеющуюся задолженность в полном объеме. Более того: даже уголовная ответственность за неуплату налогов не является основанием для освобождения от долгов по обязательным платежам.