Глава 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:

  • стандартный (на детей и самого налогоплательщика);

  • социальный (на лечение, обучение);

  • имущественный (на приобретение жилья);

  • инвестиционный;

  • вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

  • вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;

  • профессиональный вычет.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Стандартными вычетами по НДФЛ с 13-процентной ставкой налогообложения будут:

  • 500 рублей;
  • 3000 рублей:
  • вычет на иждивенцев.

Список граждан, имеющих право на 3000-рублевый вычет, является рестрикционным, то есть ограниченным. К категориям лиц, обладающих правом на получение подобного вычета, относятся:

  • лица, либо пострадавшие в результате Чернобыльской аварии, либо принимавшие участие в событиях на Чернобыльской АЭС;
  • лица, так или иначе бывшие задействованными в событиях на объектах «Укрытие» и «Маяк»;
  • лица, принимавшие участие в ядерных испытаниях либо участвовавшие в устранении возникших при испытаниях нештатных ситуациях.
Читайте также:  Уплата земельного налога на физических лиц в 2023 году

Полный список приведен в ст. 218 НК РФ.

Список категорий лиц, обладающих правом на получение пятисотрублевого вычета, дан в пп.1,2 ст. 218 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • герои РФ и СССР;
  • орденоносцы РФ и СССР;
  • ветераны ВОВ;
  • жители блокадного Ленинграда и другие категории.

Вычеты на детей полагаются гражданам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей либо детей инвалидов, по следующей шкале:

  1. по 1400 рублей на каждого ребенка при наличии в семье до двух детей;
  2. по 3000 на каждого ребенка при наличии в семье трех и более детей;
  3. по 6000 рублей опекунам за каждого опекаемого ребенка;
  4. по 12000 на каждого несовершеннолетнего ребенка-инвалида либо на инвалида до 24 лет при условии его очной учебы.

Объект налогообложения и плательщики НДФЛ

Налог на доходы физических лиц должен платить каждый совершеннолетний гражданинРоссии, который имеет этот доход. Но система не так проста, поскольку налогоплательщики разделены на несколько категорий. Для каждой категории распределение налога происходит по своей схеме:

Налоговые резиденты

Они проживают в стране от 183 суток в году и составляют декларацию по закону.

Не резиденты (согласно налоговому законодательству)

Люди, которые не проживают в стране упомянутую часть времени в году, но получающие в России доход.

Отдельные категории граждан должны сами заниматься декларированием налога, писать справки и т.п. Заполненную декларацию нужно подать самолично до 30 апреля следующего за налоговым периодом года. Если вы относитесь к категории лиц, которые могут не заниматься налоговым декларированием самостоятельно, рассматриваемая декларация может быть передана в налоговую в любой момент. Но до конца года справка должна быть там.

Налоги при разных режимах налогообложения

Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:

  • ОСНО — общий режим налогообложения;
  • УСН — упрощенная система налогообложения;
  • ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).

Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.

При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:

  • УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
  • УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.

Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.

С каких доходов платится налог

В самом простом, но одновременно и самом массовом варианте удержание НДФЛ производится с заработной платы бухгалтерией работодателя. Но подоходный налог берётся не только с зарплаты, налоги платятся также с премий и других выплат работникам. В целом же НК РФ определяет объекты налогообложения, как доходы, полученные налогоплательщиками НДФЛ (ст. 209):

  • от источников в РФ и/или от источников вне РФ – для налоговых резидентов РФ (п. 1);
  • от источников в РФ – для налоговых нерезидентов РФ (п. 2).

Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. Согласно ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты – это физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на срок пребывания за границей для краткосрочного (менее 6 мес) лечения или обучения, а также для выполнения работ на морских месторождениях углеводородов. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов власти, откомандированные на работу за рубеж (ч. 3 ст. 207 НК РФ).

Другие виды налогооблагаемых доходов, кроме выплат от работодателей сотрудникам:

  • от продажи имущества;
  • от сдачи имущества, например, квартиры или авто, в аренду;
  • от операций с ценными бумагами;
  • полученные в виде дивидендов;
  • полученные в виде выигрышей в азартных играх и лотереях.

НДФЛ может быть не только уменьшен за счёт освобождения от налогообложения доходов, полученных в определённых ситуациях, о чём уже говорилось выше. Часть уплаченного налога можно вернуть за счёт вычетов. В отличие от ситуации с освобождением от налогообложения, когда НДФЛ вообще не начисляется и, соответственно, не уплачивается, вычет – это право (не обязанность!) налогоплательщика возвратить себе часть уплаченного налога.

Гл. 23 НК РФ устанавливает несколько видов вычетов, среди которых:

  • стандартные (возмещение подоходного налога «чернобыльцам», Героям Советского Союза и Российской Федерации, участникам ВОВ, родителям, имеющим детей и другим категориям налогоплательщиков, ст. 218);
  • социальные (можно вернуть подоходный налог с зарплаты работающему, например, за обучение, за лечение или другие медицинские услуги, ст. 219);
  • инвестиционные (на доходы от реализации ценных бумаг, в сумме средств, внесённых на индивидуальный инвестиционный счёт, ст. 219.1);
  • имущественные (можно получить возврат подоходного налога, к примеру, с покупки или продажи квартиры, ст. 220)

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Характеристика

Налог на доходы физических лиц – это прямой налог, который обращен непосредственно к доходам граждан-налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Правовая основа

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Конституционная обязанность платить налоги и сборы носит всеобщий характер, распространяется на всех (принцип равенства налогоплательщиков). В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П указывается — в целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РФ указанный принцип равенства требует обязательного учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Также в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности или организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, а также местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные, региональные и местные.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — это федеральный налог, то есть он установлен НК РФ, и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные же носят характер имущественных налогов или пошлин, и не имеют такой регулярности в уплате. НДФЛ вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а также зачастую пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

В соответствии со ст.11 НК РФ, физическими лицами являются:

1. Граждане Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», граждане Российской Федерации — это:

Читайте также:  Оценка автомобиля для нотариуса по наследству: порядок, стоимость, сроки

а) лица, которые имеют гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона:

б) лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Законом.

2. Иностранные граждане. В соответствии со ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ими являются лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и имеют гражданство (подданство) иностранного государства;

3. Лица без гражданства, то есть лица, которые не являются гражданами Российской Федерации и не имеют доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст.3 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)

Исходя из ст.207 НК РФ, плательщики НДФЛ делятся на две категории:

1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Если они выступают в данном случае плательщиками НДФЛ, подразумевается, что они получили доход относящийся к объекту налогообложения. Налоговыми резидентами являются физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации, если выезд осуществлялся для краткосрочного (то есть менее шести месяцев) лечения или обучения.

Следует иметь в виду, что российские военнослужащие, которые проходят службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от того, сколько времени они фактически находились в Российской Федерации.

2.Физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, и при этом не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Соответственно, это относится к прочим лицам, которые, согласно ст.208 НК РФ, получили, в том числе:

— дивиденды и проценты от российской организации, а кроме того — проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации, в связи с деятельностью обособленного подразделения такой организации в Российской Федерации;

— страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, кроме того — выкупные суммы от российской организации и (или) от иностранной организации, полученные в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

— доходы от использования в Российской Федерации авторских или же иных смежных прав;

— доходы от сдачи в аренду либо иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

Субъект налогообложения

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога. Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения, согласно ст.209 НК РФ, признается доход, который был получен налогоплательщиками — физическими лицами, если они являются налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Ставка налога

В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет один календарный год, а налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц установлены ст. 224 НК РФ. В соответствии с данной статьей для разных видов доходов предусмотрены четыре разные налоговые ставки:

1) общая налоговая ставка в размере 13 %;

2) налоговая ставка по дивидендам 9 %;

3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9 %;

4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30 %;

5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35 %:

    • стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 4000 рублей;

    • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

    • суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышенияустановленных размеров

    • виде платы за использование денежных средств членов «кредитного потребительского кооператива» (пайщиков), а также процентов за использование «сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом» средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения определенных размеров

    Налоговый период

    Налоговый период — равен календарному году. (Ст. 216 НК РФ)

    Сроки уплаты

    Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

    Отражение в учете (начисление и перечисление)

    Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

    До 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода (форма 2-НДФЛ) .

    Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях. (в ред. ФЗ от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

    Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

    • за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

    • за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

    • за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

    Общее понятие налогов, взимаемых с физических лиц

    Налоги, которые взимаются правительством с населения, осуществляют функции, свойственные общим налогам. Ко всему прочему, они индивидуально связывают гражданина и государство или гражданина и органы местного управления, выражают его индивидуальную причастность к делам государства и территориального образования, создают ощущение активно действующего члена общества по отношению к данным делам, предоставляют основание для контроля за ними и ответственности правительства и органов местного управления перед плательщиками налогов. Конечно, в данном аспекте рассматриваются отношения и с организациями, но именно с гражданами они проявляются особенно четко за счет прямой связи с ними.

    В соответствии с законодательством России система налогов с физ. лиц включает следующие виды налогов:

    • подоходный налог или налог на доходы физических лиц;
    • налог на имущество;
    • налог на имущество, переходящее в порядке наследования/дарения.

    Кроме перечисленных налогов, физ. лица также уплачивают целевые и общие с юр. лицами налоги:

    • земельный налог;
    • налог с собственников ТС и иные платежи, которые зачисляются в дорожные фонды;
    • единый налог на вмененный доход для конкретных типов деятельности;
    • местные налоги, которые устанавливаются решением органов местного управления (налог на рекламу, иные налоги).

    Налог на доходы физических лиц

    Определение 1

    Налог на доходы физических лиц является наиболее значительным как по суммам поступлений, так и кругу плательщиков из имеющихся прямых налогов с населения.

    Читайте также:  Доплата к пенсии за студента в 2023 году

    Подоходный налог связан с различными сферами жизнедеятельности граждан, потому охватывает разнообразные источники доходов. Он рассчитывается и уплачивается в соответствии с главой 23 части II Налогового Кодекса Российской Федерации, которая была принята Федеральным законом 5 августа 2000-го г.

    Определение 2

    Налогоплательщики подоходного налога – это физ. лица, которые являются налоговыми резидентами России, а также физ. лица, которые не являются налоговыми резидентами России, получающие доходы от источников на территории российского государства.

    Определение 3

    Физические лица – это граждане России, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

    Определение 4

    Физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Доходами от источников в налоговом законодательстве Российской Федерации признаются:

    • дивиденды с процентами, полученными от российского учреждения, а также проценты, получаемые от российских ИП и (либо) иностранной компании в связи с работой ее постоянного представительства в России;
    • страховые выплаты, когда наступают страховые случаи, получаемые от российской компании и (либо) от иностранного учреждения в связи с работой ее постоянного представительства в России;
    • доходы, получаемые от использования в России авторских либо других смежных прав;
    • доходы, получаемые от сдачи в аренду либо другого применения имущества, которое находится в России;
    • доходы от продажи:
    • недвижимого имущества, которое находится в России,
    • акций либо других ценных бумаг в России и долей участия в уставном капитале предприятий,
    • прав требования к иностранной либо местной организации ввиду деятельности ее постоянного представительства на территории российского государства,
    • прочего имущества, которое находится в России и принадлежит физ. лицу;
    • вознаграждение за исполнение трудовых либо других обязанностей, выполненные работы, оказанные услуги, совершенные в России;
    • пенсии, пособия, стипендии и другие типичные выплаты, получаемые налогоплательщиком согласно действующему российскому законодательству либо получаемые от иностранного учреждения ввиду деятельности ее постоянного представительства в России;
    • доходы, получаемые от использования всяких ТС, в частности, морские, речные, воздушные суда и автомобильные ТС, с целью перевозок в Россию и (либо) из России или в пределах страны;
    • доходы, получаемые от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), оптико-волоконных линий и (либо) беспроводной связи, прочих средств связи, в том числе компьютерные сети, на территории российского государства;
    • выплаты правопреемникам умерших застрахованных граждан в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации касаемо обязательного пенсионного страхования;
    • прочие доходы, которые налогоплательщик получает после реализации им деятельности в России.

    Объект налогообложения представляет собой доход, получаемый налогоплательщиком от:

    • источников в России и (либо) от источников за пределами государства – для физ. лиц, которые являются налоговыми резидентами России;
    • источников в России – для физ. лиц, которые не являются налоговыми резидентами России.

    Налог на доходы физических лиц

    НДФЛ является федеральным прямым реальным налогом, порядок обложения которым определен в гл. 23 НК РФ.

    Налогоплательщиками НДФЛ признаются лица, получающие доход на территории РФ. При этом для целей постановки на налоговый учет и для осуществления налогового контроля в соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ указанные физические лица разделены на две группы – резиденты и нерезиденты (от англ, residence – местонахождение, место жительства).

    К резидентам относятся физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Срок 12 месяцев определен для целей налогового контроля в связи с тем, что в соответствии с п. I ст. 55 НК РФ указанный срок является максимальным налоговым периодом, закрепленным в НК РФ, в течение которого у налогоплательщика могут появляться источники доходов.

    Как оплатить задолженность по налогам

    Через личный кабинет ФНС. На сайте или в мобильном приложении можно сформировать квитанцию для оплаты в банке или оплатить картой онлайн без комиссии.

    Там же можно пополнить баланс кошелька — заранее внести единый налоговый платеж. Он позволяет перечислить деньги для уплаты налогов одной суммой: авансом до наступления срока. Когда придет время, налоговая сама спишет деньги. Так не придется оплачивать каждую квитанцию отдельно.

    На сайте ФНС. Налоговая предлагает сформировать расчетный документ и уплатить налоги через сервис «Уплата налогов и пошлин». Налоги можно заплатить за себя или за другого человека, а если вам удобнее внести оплату картой иностранного банка, можно сделать это в разделе «Уплата налогов картой иностранного банка».

    Онлайн через сторонние сервисы. После истечения срока оплаты информация о задолженности и пени появляются в онлайн-сервисах. Большинство сервисов принимает оплату онлайн, но придется оплатить и налоги, и пени за просрочку, а иногда еще и комиссию.

    Через интернет-банк или банковское приложение. Если не хотите передавать персональные данные сторонним сервисам, оплатите налоги через свой банк. Так вы ничем не рискуете: все данные для оплаты у него уже есть.

    Может, получится не платить?

    Платить налоги — это конституционная обязанность граждан. Если от этой обязанности уклоняться, можно попасть на штраф, а за крупную задолженность даже предусмотрена уголовная ответственность.

    Доначисление налогов и пеней. Если налоговая узнает о том, что человек не платил налоги, она может доначислить к уплате налоги за 3 года — 13% от доходов. И пени за просрочку — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день.

    Еще существует штраф за несданные декларации — до 30% от суммы налога за каждый год.

    Уголовка. Уголовная ответственность грозит тем, кто очень давно и много не платит налоговой. Простым гражданам — фрилансерам или владельцам квартир — вряд ли стоит бояться, но мы обязаны вас предупредить.

    Если за 3 года задолженность по налогам составит 900 000 Р и это будет 10% от всех налоговых обязательств человека или 2 700 000 Р без привязки к годам и процентам, то по уголовному кодексу могут заставить заплатить 300 000 Р штрафа или посадить на год в тюрьму.

    Незаконное предпринимательство. Если деятельность человека становится систематической и приносит регулярный доход, это уже предпринимательство. За бизнес без госрегистрации и уплаты налогов могут привлечь к административной ответственности и заставить платить 2000 Р штрафа.

    В итоге может накопиться большая сумма — в десятки раз больше той, что заплатили бы добровольно.

    Вопрос лишь в том, узнает ли налоговая о ваших доходах и решит ли их учесть.

    Базу по налогу можно уменьшить в следующих случаях:

    • вы являетесь родителем несовершеннолетнего ребенка, либо учащегося очной формы обучения, который не достиг возраста двадцати четырех лет;
    • вы обладаете особым федеральным статусом;
    • в течение года вы оплачивали обучение в образовательной организации для себя или членов своей семьи, получали платную медпомощь, отчисляли часть средств на пенсионное страхование, покупали или продлевали полис ДМС;
    • осуществляете операции с ценными бумаги, отражаемые на вашем персональном инвестиционном счете;
    • несете расходы, связанные с профессиональной деятельностью;
    • реализуете или приобретаете собственное имущество.

    Для оформления налогового вычета по налогу на доходы физических лиц нужно:

    • написать заявление на предоставление вычета (в конце периода в ФНС или в начале — по месту работы);
    • приложить документы, подтверждающие ваше право на его получение (2НДФЛ, 3НДФЛ + дополнительные бумаги);
    • дождаться решения фискального органа (в течение 10 дней).


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *